Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития рыночного хозяйства России характеризуется развитием сферы услуг как важнейшей отрасли экономики страны.
Сфера услуг представляет собой взаимосвязанные виды деятельности в отраслях народного хозяйства, предназначенные для производства и реализации услуг населению. Сфера услуг включает в себя воспроизводство разных видов услуг, которые оказывают предприятия и физические лица.
Важная роль сферы услуг в экономике страны объясняется увеличением доли ее в валовом внутреннем продукте страны, что предопределяет повышение качества жизни населения.
Для сферы услуг характерно увеличение количества и создание новых рабочих мест для населения.
В списке услуг есть такие примеры, которые обладают высокой социальной значимостью, в основном это нематериальная сфера:
- услуги образования,
- услуги учреждений культуры,
- услуги организаций, развивающих физкультуру и спорт.
К материальным услугам относят следующие виды:
- аренда,
- ЖКХ,
- торговля, общепита,
- финансовые, страховые, медицинские, транспортные виды услуг.
В сфере услуг России лидирующее место занимает Краснодарский край, который является лидером, как в Южном федеральном округе, так и по всей стране. Такое положение объясняется несколькими причинами: выгодным географическим положением, развитой транспортно-транзитной инфраструктурой, благоприятным климатом и природными условиями.
Сфера услуг региона способствует пополнению краевого бюджета, улучшению социальных условий жизни населения.
Цель работы: рассмотреть географию сферы услуг в России и Краснодарском крае.
Для достижения цели решался ряд задач:
- характеристика сферы услуг в России и значения в экономике,
- описание география сферы услуг Краснодарского края,
- рассмотрение динамики развития сферы услуг края.
1 Сфера услуг в России, ее значение в экономике
1.1Тенденции развития и значение сферы услуг
Россия, как и большинство стран мира, находится на пути перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике. Благодаря данной тенденции и у нас происходит активное развитие третьего сектора экономики- сферы услуг.
Сфера услуг удовлетворяет потребительские аспекты населения, осуществляя взаимодействие хозяйствующих субъектов, причём она не только удовлетворяет потребности отдельных людей, но и сама становится составной частью современного хозяйственного производства.
Значение сферы услуг определяется следующими аспектами:
создание новых рабочих мест,
- формирование значительной части государственного бюджета,
- повышение качества жизни населения,
- решение социально-бытовых проблем.
Сфера услуг стала активно востребованной благодаря ряду факторов:
- появление большего количества свободного времени, из-за роботизации и компьютеризации многих процессов,
- расширенный доступ к информации,
- стремление населения России к улучшению качества жизни,
- изменение в демографии страны,
- расширение списка услуг, оказываемых населению, в сферах:
- юриспруденция,
- медицина,
- финансы,
- строительство,
- ремонт.
Можно однозначно сказать, что развитие сферы услуг в России – это значительный экономический прорыв, однако, данный процесс находится под влиянием целого ряда положительных и отрицательных факторов.
Плюсами являются появившиеся возможности для развития сферы услуг, чему способствовали процессы приватизации в стране.
Минусами можно назвать:
- огромное конкурентное давление со стороны ведущих экономических держав, которые увидели в России новые рынки сбыта своих услуг,
- забюрократизированность процесса становления сферы услуг,
- отсутствие эффективной поддержки со стороны государства,
- низкий уровень поступления инвестиций со стороны российских предпринимателей.
В настоящее время, лидирующие позиции в сфере услуг России занимают:
- торговля,
- кредитование,
- репетиторство,
- косметические услуги,
- оказание консультаций,
- информационные технологии,
- ремонт,
- автосервис,
- туризм.
Качество вышеперечисленных услуг не всегда высокое, что в скором времени повлечет тенденцию превышения предложения над спросом. Потребители перестанут довольствоваться качеством обслуживания и отсутствием гарантий, что позволит выйти на рынок более крупным игрокам с большими конкурентными возможностями для захвата рынка услуг.
Их роль будет заключаться в некоторой стабилизации и налаживании отношений с органами власти, снижении уровня экономических рисков (СРО), а также организации высокой степени специализации и надёжности. Вполне возможно, что это будут первоначальные участники процесса оказания услуг, должным образом интегрированные в оптимальные структуры.
В перспективе, к этим организациям должны будут присоединиться сильные экономические системы, объединившие в единую интеграционную цепь передовые научные кадры и значительные инвестиции. Будущее сферы слуг России за этими организациями, которые смогут выполнить миссию
оказания высокотехнологичных услуг для ряда фирм и производственных предприятий.
Одной из перспективных отраслей сферы услуг России является курортное и гостиничное хозяйство, которое приурочено к главным рекреационным зонам страны:
- Москва и города Золотого кольца,
- Санкт-Петербург,
- Черноморское побережье Кавказа (Сочи, Анапа, Геленд¬жик, Туапсе),
- Кавказские Минеральные Воды (Пятигорск, Кисловодск, Ес-сентуки, Железноводск),
- горные курорты Центрального (Приэльбрусье) и Западного (Архыз, Теберда и Домбай) Кавказа.
1.2 География курортного хозяйства в России
На сегодняшний день в России можно выделить пятнадцать курортных районов, в которых наиболее развита сфера услуг нашей страны, некоторые их них еще формируются (Таблица 1)
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бутов В.И. Регионоведение: экономика и управление. Учебное пособие.- М: Март, 2012. - 288 с.
2. Вардомский Л.Б. Внешние факторы территориально-структурных изменений в России // Проблемы прогнозирования. 2015- №1.-С.34-37.
3. Васьков С.Т. Территориальное управление в новых хозяйственных условиях. - К.: Знания, 2015- 190 с.
4. Красова Е. М. Критерии оценки качества услуг // Молодой ученый. — 2020. — №11. — С. 128-130.
5. Квартальнов В.А. Туризм / Издательство: Финансы и статистика, 2015 .-342 с.
6. Комплексный атлас «Курорта Сочи» - Сочи: Соч. гос. ун-т туризма и курортного дела. - 2003. - 174 с.: ил.
7. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края (2015-2019 гг.)/ Госкомстат России, Краснодар. - 2019 - 24с.
8. Культура, отдых и туризм // Россия в цифрах - М.: Гос. ком.стат. РФ - 2019. - С. 129-136.
9. Новоселов С.М. Сфера услуг как двигатель НТР.- М.: Наука, 2015.- 165 с.
10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru.
11. Официальный сайт федерального агентства по туризму http://russiatourism.ru
12. Панов А.И. О роли сферы услуг в системе рыночной экономики.- М.: Наука, 2017.- 231 с.
13. Петрова Е.Н. Стандарты качества услуг Краснодарского края.-М.: Наука, 2015.- 176 с.
14. Разработка стратегии социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период этап.-государственный контракт № 01.-от 07.11.2019.
15. Социальная статистика Краснодарского края / под.ред. И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистка, 2018. - 480с.
16. Слепцова Е.В. Сфера услуг, как катализатор экономического развития Краснодарского края.- Краснодар, КГУ, 2016.- 143 с.
17. Титов М.С. Краснодарский край- здравница России.- Краснодар, ЮНИТИ, 2016.- 173 с.
18. Федеральное агентство по туризму http://www.russiatourism.ru
19. Федеральный закон Российской федерации от 24 июля 2007г. №209-Ф3 "О развитии среднего и малого предпринимательства в Российской Федерации".
20. Развитие Краснодарского края. http://www.Krasnodar net/tourizm/ maybok.htm/ Kuban.info