Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Новые экономические отношения требуют изменений в подходах и механизмах организации деятельности по развитию массового детского туризма.
В частности, происходит смена субъектов и институтов, занимающихся организацией детского туризма: если до начала 90-х годов вопросами детского туризма занималась система образования, то сейчас в качестве субъектов, развивающих детский туризм, выступают коммерческие фирмы и общественные объединения.
Сегодня серьезной проблемой для страны являются дети и молодежь, которые теряют моральные ориентиры на фоне «азартных игр», потребления алкоголя и общего отсутствия духовности. Детский и молодежный туризм является важным социально-экономическим фактором для процветания государства, поскольку он направлен на развитие и заботу о новых поколениях, развитие физических и духовных человеческих качеств, поощрение бережного отношения к природе, взаимного уважения и взаимопонимание между людьми.
Индустрия туризма направлена на удовлетворение потребностей людей, улучшение качества их жизни, не приводя к истощению природных ресурсов.
Особенно важным является социальный эффект туризма, выражающийся в рациональной организации отдыха и в расширении их физических и духовных возможностей. Вместе с семейным туризмом молодежный туризм является подвидом социального туризма.
Детский и молодежный туризм в современной России - это система, которая работает в двух направлениях:
Первое направление - это дополнительные учебные заведения: центры, клубы, дворцы, дома творчества. В настоящее время в стране насчитывается около 7 900 подобных организаций, в которых работают 395 000 человек. В том числе в 247 существующих специализированных центрах для молодых туристов трудоустроено около 182 000 человек.
Второе направление - это средние школы, а именно туристические клубы и секции, которые там работают, где обучается около 480 000 учащихся, что составляет примерно 3,5% от общего числа учащихся в стране.
Детский и молодежный туризм является наиболее эффективной формой отдыха и занятости для молодого поколения. Благодаря молодежному туризму решаются следующие сложные задачи государства:
• патриотическое воспитание молодого поколения и формирование гражданской идентичности;
• воспитание межэтнической толерантности;
• социальная адаптация;
• физическое и духовное развитие студентов;
• организация праздников и отдыха для детей;
• привить здоровый образ жизни;
• дополнительное образование для детей.
В настоящее время наиболее популярными видами выездного детского и молодежного туризма являются: поездки с целью изучения иностранных языков, образовательных предметов; научные и учебные стажировки; ознакомительные поездки на предприятия и в организации; участие в научных мероприятиях; экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным странам, городам и т.д.
Объектом исследования является детский и молодежный туризм.
Предметом исследования выступают особенности организации детского и молодежного выездного туризма, его виды и значение.
Цель исследования: изучить особенности организации и технологии детского и молодежного выездного туризма.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие и особенности детского и молодежного туризма;
• Рассмотреть организационные, управленческие и социально-педагогические вопросы развития молодежного и детского туризма;
• Выявить особенности организации молодежного тура в США.
Методы исследования: в работе использовались такие методы исследования, анализ имеющихся материалов, представленных в виде периодических изданий о туризме, путеводителей, электронных публикаций в сети Internet, как анализ литературных источников, методы обобщения, анализ полученных данных.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Характеристика детского и молодежного туризма на современном этапе
1.1. Понятия и особенности детского и молодежного туризма
Туризм – это временный выезд людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, религиозных, познавательных и иных целях, кроме трудоустройства. В настоящее время существует много классификаций туризма. Основными видами туризма являются: въездной; выездной и внутренний.
Среди имеющихся классификаций детско-юношеского туризма наиболее распространенным является деление туризма на внутренний и международный. Так, А.М. Ветитнев и Е.М. Оргина указывают в качестве классификационного признака территориальное деление [13, с. 12]. Нам представляется, что более целесообразно использование термина «перемещение».
Понятие «перемещение» для международного туризма связано с передвижением из одной страны за её границы. Внутренний туризм – это перемещение туристов внутри одной страны.
Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм – это временные выезды российских и иностранных граждан, лиц без гражданства с постоянного места жительства с различными целями без занятия деятельностью с целью получения дохода от источника в посещаемой стране, месте [30]. Детский туризм в данном законе понимается как туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который исполняет обязанности их законного представителя. Детский туризм по определению ГОСТ Р 54605-2017 «Туристские услуги. Услуги детского туризма. Общие требования» – это путешествия, экскурсии организованных туристских или экскурсионных групп детей в возрасте от 7 до 14 лет в сопровождении руководителя группы, по туристским маршрутам с познавательными, учебными, рекреационными, оздоровительными, физкультурно-спортивными и иными целями. Таким образом, данный вид туризма классифицирован по возрастному признаку.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Авхимович Н.И. Детский музей: этнокультурное воспитание молодежи и туризм // Вестник Алтайской науки. № 2–3. 2014. С. 161–165.
2. Аигина Е.В., Тульская Н.И. Современное состояние и развитие детского туризма в Российской Федерации // Современные исследования социальных проблем. 2015. №10 (54). С. 505-518.
3. Александров Г.И., Кровопусков П.А. Формирование интереса у обучающегося к выбранной профессии посредством промышленного туризма // Машиностроение. Тенденции развития современной науки: Мат. науч. конф. студ. и асп. Липец. гос. техн. ун-та. Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2018. С. 224–226.
4. Александрова А.Ю. Формирование интегрированной системы статистики туризма в Российской Федерации // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2017. №1. С. 41–61.
5. Андреева, Е. Б. Туризм в СССР: организационная структура системы туризма и международных обменов во второй половине ХХ века / Е. Б. Андреева. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/andreeva.htm
6. Арсеньева, Е. И. Основные концепции и направления экотуризма: компаративный анализ / Е. И. Арсеньева, А. С. Кусков, Н. В. Феоктистова. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/arsenjeva.htm
7. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма: Учебное пособие / А.В. Бабкин. – М: Советский спорт, 2014. – 100 с.
8. Бесплатные путевки. URL: https://uvsd.ru/line/40-sanatory.html.
9. Бессараб Д.А. География международного туризма / Д.А. Бессараб, Л.В. Штефан. – М.: ТетраСистемс, 2011. – 224 с.
10. Бурлина, М. В. Развитие туризма как фактор формирования имидж территории / М. В. Бурлина. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/burlina.htm
11. Быстров С.А. Организация туристской деятельности: учеб. пособ. М., 2013.
12. Ведерников В.П., Косолапова В.А., Колесников Н.Р. Современный молодежный туризм как актуальное явление // Вестник Краснодарского государственного института культуры. 2018. №1(14).
13. Ветитнев А.М. Управление рынком детского оздоровительного туризма: моногр. / А.М. Ветитнев, Е.В. Оргина. М., 2012 .
14. География международного туризма. Зарубежные страны: Учебное пособие для вузов / Л.М. Гайдукевич и др. – Минск: Аверсэв, 2003. – 345 с.
15. Голикова О.М. Исследование основных направлений детского туризма // Сервис plus. № 1. 2013. С. 62–67.
16. ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения». URL: http://docs.cntd.ru/document/1200077638.
17. ГОСТ Р 54605-2017 «Туристские услуги. Услуги детского туризма. Общие требования». URL: http://docs.cntd.ru/document/1200157391.
18. Донскова Л.И., Редькин А.Г., Отто О.В., Беспалова Н.Н. Подходы к исследованию социального туризма: зарубежный и российский опыт // Наука Красноярья. 2018. Т.7. №4. С. 100–125.
19. Еременко В.В., Еськова Н.А. Планирование социально-экономического развития в регионах и муниципальных образованиях: стратегический подход в Кореневском районе // Наука и практика регионов. 2017. №3 (8).
20. Землинская Т.Е., Ферсман Н.Г. Некоторые аспекты применения метода проектов в контексте обучения межкультурной коммуникации // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т.6. №20. С. 29–36.
21. Иванов, А.А. История российского туризма (IX–XX вв.): Учебное пособие для вузов / А.А. Иванов. – М., 2011. – 115 с.
22. Каменец А.В. Молодежный социальный туризм как общественная проблема // Современные проблемы науки и образования. 2015. №2/2. С. 857.
23. Колесова Ю.А. Молодежный туризм как фактор развития внутреннего туризма Кировской области // Общество. Наука. Инновации. (НПК-2017): Сб. ст. Всеросс. ежегод. науч.-практ. конф. Киров: Вятский гос. ун-т, 2017. С. 5347–5352.
24. Макарский А.М. Детско-юношеский туризм: виды, организация, образовательный потенциал: учеб. пособ. / А.М. Макарский, А.А. Соколова, Д.В. Петров, Н.В. Лебедев. СПб., 2018.
25. Морозов М.В. Маркетинговые исследования российского рынка детского туризма // Маркетинг в России и за рубежом. 2016. №2. С. 83-91.
26. Нечаев М.П. Основные направления актуализации и развития воспитывающего потенциала туристской деятельности в общеобразовательной организации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. Т.10. №1. С. 38–43.
27. Писаревская О.И. Основы туризма: учеб. пособ. М., 2014.
28. Соколова, М.В. История туризма: Учебное пособие для студентов вузов по направлению «Туризм» / М.В. Соколова. – 7-е изд., испр. – М.: Академия, 2012. – 352 с.
29. Суховейко Г.С. Детский отдых и оздоровление: слагаемые успеха // Народное образование. № 2. 2014. С. 9–11.
30. Федеральный Закон № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. (в ред. от 02.12.2019 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462.