Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Радикальные социальные, политические и экономические изменения в современном обществе влияют и усложняют условия социальной жизни каждого человека и меняют социокультурную ситуацию, которая влияет на образование и развитие личности. В этих условиях проблема безопасности населения становится актуальной как в государственной политике, так и в системе образования.
Таким образом, в современной психолого—педагогической практике очевидно, что школьники, находящиеся в условиях стремительных изменений внешней среды (в том числе учебной), нуждаются в помощи и психологической поддержке. Эта поддержка может быть предоставлена индивидуально, а также в зависимости от контекста, в котором развивается жизнь.
Образовательная среда является неотъемлемой частью человеческого социального мира. Поэтому образовательные учреждения — важные объекты безопасности. В этом контексте одной из основных обязанностей Информационной службы по психическому здоровью является обеспечение и улучшение психического здоровья и комфорта учащихся. Основная задача педагога—психолога — создать благоприятный психологический климат и, прежде всего, безопасную образовательную среду.
Компания должна решительно отреагировать на необходимость создания и внедрения образовательной среды, которая поднимает вопрос о личности школьника, в которой он может свободно работать, в которой все экологические субъекты защищены и в которой потребности школьников удовлетворяются. На основании которых могут поддерживать и улучшать психическое здоровье. Здоровый человек может быть здоровым только при определенных условиях. Одно из важнейших условий — психологическая безопасность образовательной среды и ее явная зависимость от деятельности педагога—психолога.
Особый интерес представляет проблема психологического и педагогического сопровождения защиты детей от деструктивного психологического воздействия ряда факторов в реальной практике образовательного процесса.
При этом необходимо создать безопасную образовательную среду, атмосферу психологического благополучия, как психотерапевтического, так и психокорректирующего, поскольку в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты и теряется энергия. Не тратьте деньги на заботы и проблемы, а на борьбу за образовательную деятельность, за генерирование идей, за творчество.
Однако душевный комфорт необходим не только для развития ребенка и усвоения знаний. От этого зависит и физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, образовательной и социальной среде, а также создание атмосферы доброй воли может помочь уменьшить стрессовые последствия для здоровья детей.
Проблемами моделирования и проектирования безопасной образовательной среды занимался Б.Г. Ананьев В.А., Ломов Б.Ф., Андреева Г., Дубровник И.В., Бурлачук Л.Ф., Исаев Е.А., Климов Е.А., Краус Б.А., Дубровник В.А. Ананьев. Левин, М. Осорин, А.А.Баева, А.А.Мкртычан, В.Панов и другие.
Актуальность проблемы исследования основывается на необходимости определения психологических параметров образовательной среды МОУ СОШ № 75 г. Екатеринбург и ее оценки с точки зрения обеспечения целостного психического здоровья участников образовательного процесса. Формирование механизмов психологической безопасности среды, обеспечивающих позитивное развитие ее субъектов.
Актуальность также определяется практическими задачами, связанными с разработкой технологий психологической поддержки участников образовательного процесса, которые способствуют психологической безопасности в МОУ СОШ № 75 г. Екатеринбург и гарантии их психического здоровья.
Гипотеза исследования: Различные виды деятельности педагога—психолога по созданию психологических и образовательных условий могут создать и обеспечить благоприятную и безопасную образовательную среду для обучения современного школьника.
Цель исследования: изучить различные виды деятельности педагога—психолога с целью создания благоприятной и безопасной среды обучения.
Задачи:
1) объяснить понятия «безопасная среда обучения», «благоприятная среда»;
2) описать учет различных видов деятельности педагога—психолога для обеспечения создания образовательной среды, способствующей обучению;
3) определить психолого—педагогические условия для создания благоприятной и безопасной образовательной среды в учебной среде;
3) разработать рекомендации для учителей по созданию благоприятного психологического климата.
Объект исследования – МОУ СОШ № 75 г. Екатеринбург.
Предметом исследования является деятельность профессора—психолога по созданию психолого—педагогических условий, обеспечивающих безопасную образовательную среду для обучения современного школьника.
Методики исследования: методика векторного моделирования среды развития личности (В.А. Ясвин), методика экспертной оценки количественных параметров образовательной среды (В.А. Ясвин).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО—ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГО—ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1 Понятие «образовательная среда» в психолого—педагогической литературе
Как показывает анализ литературы, понятие «образовательная среда» в учебном словаре появилось сравнительно недавно. В педагогическом исследовании при использовании выражения «образовательная среда» используются такие понятия, как «образовательная среда», «учебная среда», «образовательное пространство» (Мануйлов Ю.С., И.Я. Лернер, Л. Л. Редько, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и др.).
В последние десятилетия понятие «образовательная среда» и его производные разрабатывают учителя, психологи, ученые как в нашей стране, так и за рубежом.
Образовательная среда является частью социокультурной среды и определяется исследователями как комплекс специально организованных психолого—педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и формирование личности. Многие исследования посвящены проблеме исследования образовательной среды современных психолого—педагогических наук.
В. Калинин определяет образовательную среду как среду, в которой личность школьника имеет наибольшее значение, среду для формирования собственного «Я», способности к самореализации и личностному развитию. Он обеспечивает создание благоприятных условий для самореализации учащегося, формирование уверенности в себе, формирование у учащихся уникального мировоззрения, готовность в полной мере раскрывать и развивать свои навыки [10].
В.А. Козырева, И.К. Шалаева, А. А. Веряева, образовательная среда понимается как функционирование конкретного образовательного учреждения, как система социальных условий, организованная руководством всего образовательного учреждения. Педагогический состав с учетом обязательного участия самих школьников с целью создания оптимальных условий для общего развития личности школьников и преподавателей. [7].
В. Хуторской раскрывает понятие «образовательная среда» в контексте личного обучения как характеристика внешнего образовательного содержания, содержащего условия развития личности. Внутреннее содержание образования как признак развивающейся личности — это нарушение переживания ребенком внешних условий в результате его деятельности. [11].
Наиболее теоретически разработанным в отечественной педагогике является подход И.В. Слободчикова, который, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, тем самым определяя ее объективное и функциональное назначение, а с другой — определяет ее истоки в объективности ребенка. «Эти два полюса — объективность культуры и внутренний мир, сущностные силы человека — в своем взаимном положении в образовательном процессе определяют лишь пределы содержания образовательной среды и ее состава» [9].
Ясвин В.А. понимает под образовательной средой (или средой образования) систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно—предметном окружении [12].
Такое определение образовательной среды и ее структуры подчеркивает ее важность, связанную с процессом формирования личности школьника по определенной модели. Структура образовательной среды, по мнению В.А. Ясвин состоит из трех основных компонентов:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовательной среде: теоретические основы и творческие технологии: Дисс. докт. психол. Наука. — СПб., 2017 — 386 с.
2. Битянова М.Р.Работа с ребенком в образовательной среде: решение проблем и задач развития: научно—методическое пособие для психологов и педагогов. — М .: МГППУ, 2016 — 96 с. 2.
3. Грачев Г.В. Информационно—психологическая безопасность личности: теория и технологии психологической защиты: Дисс. докт. психонауки. — М., 2015 — 360 с.
4. Дорожевец А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям // Журнал практического психолога, 2018, н. 4. — стр. 3—17.
5. Дубровина И. В. Психологическая служба в современном образовании. Учебное пособие / И. В. Дубровин. — СПб. : Питер, 2019 — 400 с.
6. Иванов Д.А. Учебная или развивающая среда / Д.И. Зеер // Библиотека дневников директора педагогического колледжа. — 2017. — № 6.—С.48—49.
7. Практическая педагогическая психология. Эд. Дубровина И.В. 4—е изд., Перераб. И добавить. — СПб .: Питер, 2015 — 592 с.
8. Симановский А.Е. Педагогическая психология. Основные проблемы. Учебник / А.Е. Симановский. — М., МПСИ, 2018 — 304 с.
9. Слободчиков, В. Образовательная среда.—М., 2017.—181с.
10. Тарасов, С.В. Школьник в современной образовательной среде.—СПб .: «Educação—culturea», 2015.—72с.
11. Хуторской А.А. Образовательные инновации. —М .: Academia, 2018.—256с.
12. Ясвин, В.А. Влияние характеристик образовательной среды на учебные достижения учащихся / В.А. Ясвин, С. Рыбинская // Изв. Сарат. не—то. Новый сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. — 2015. — Т. 15, вып. 2. — С. 68—72.
13. Ясвин, В.А. Гадание по «ромашке»: анализ развивающего потенциала учебного плана школы / В.А. Ясвин // Лидеры образования. — 2017. — №6 (60). — С. 24—26.
14. Ясвин В.А. Горизонтальная образовательная карьера как инновационный механизм социальных лифтов для педагогов. Ясвин // Педагогическая работа в школе. — 2016. — №3. — С. 16—30.
15. Ясвин В.А. Задачи и перспективы развития Московского лицея № 1550 / В.А. Ясвин, С. Рыбинская, С.А. Белова // Вестник Клуба авиастроителей. — 2016. №1 (13), январь. — С. 98—99.
16. Ясвин В.А. Запуск «воздушного змея»: анализ организационно—воспитательной модели школы / В.А. Ясвин // Начальник управления образования. — 2017. — №5 (59). — С. 24—26.
17. Ясвин В.А. Краповый берет на себя учителя: научно—методическое обеспечение горизонтальной педагогической карьеры / В.А. Ясвин. — Москва: сентябрь 2016. — 191 с.
18. Ясвин, В.А. Моделирование образовательной среды / В.А. Ясвин. — М .: ЦКФЛ ПАО, 2017. — 365 с.
19. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к дизайну / В.А. Ясвин. — М .: Смысл, 2017. — 366 с.
20. Ясвин, В.А. Организационная культура педагогических коллективов в ситуации объединения образовательных организаций / Ясвин В.А., Моргачева Е.М. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Психология. Педагогика. Образование ». — 2017. — №4 (10). — С. 58—74.
21. Ясвин, В.А. Психологическое моделирование образовательной среды / В.А. Ясвин // Психологический журнал. — 2015. — Т. 21. — №4. — С. 79—88.
22. Ясвин, В.А. Разработка методов диагностики отношения к школе / В.А. Ясвин, О.И. Кочеткова // Школьная образовательная среда: педагогический дизайн и мониторинг качества / под ред. В.А. Ясвин, В.А. Карпов. — М .: «Новое образование», 2016. — С. 57—71.
23. Ясвин, В.А. Субъективное отношение к школе: методы психологической диагностики и анализа эмпирических данных / В.А. Ясвин // Школьный психолог. 2019. — № 12 (442). — С. 17—32.
24. Ясвин, В.А. Типология педагогических позиций на основе векторного моделирования / В.А. Ясвин // Научное обозрение: Гуманитарные исследования. 2017. — №2. — С. 36—46.
25. Ясвин, В.А. Типология педагогических позиций на основе векторного моделирования / В.А. Ясвин // Научное обозрение: Гуманитарные исследования. 2017. — №2. — С. 36—46.
26. Ясвин, В.А. Школа как развивающая среда / В.А. Ясвин. — М .: Институт научной информации и мониторинга РАО, 2016. — 332 с.
27. Ясвин В.А. Экологическая психология образования как направление психолого—педагогической науки / В.А. Ясвин // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». — 2018. — №4 (26) — С. 42—49.
28. Ясвин В.А. Экспертная методика «Индекс толерантности» / В.А. Ясвин // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». — 2018. — №2. — М .: МГОУ. С. 277—282.
29. Ясвин В.А. Экспертное управление проектами развития школы / А. Ясвин / отв. изд. Ушаков М.А. — Москва: сентябрь 2019 — 175 с.
30. Ясвин В.А. Экспертное исследование толерантности старшеклассников к разным социальным и возрастным категориям / В.А. Ясвин, С.А.Белова // Вестник Саратовского университета. Новый эпизод. Сер .: Философия. Психология. Педагогика. — 2016. — Вып. 2. — С. 203—216.
31. Ясвин В.А. Школа будущего сегодня. Концепция общеобразовательной школы благотворительного фонда «Дар» / В.А. Ясвин, Б. Луч—Бад, Ю.Е. Вешникова, В. Вологжанин, В. Кружалин и др. — М .: МГУ, 2016. — 64 с.