Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры необходимо для развития духовных и физических сил ребенка: его внимания, памяти, речи, воображения, мышления, ловкости, выносливости.
У детей формируются нравственные качества и положительные черты характера: дисциплинированность, ответственность, честность, доброжелательность, коллективизм, гуманные чувства и этические представления. Воспитываются привычки регулярно выполнять свои обязанности, проявляются самостоятельность в поведении и необходимая активность.
Но в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания этой проблеме, поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.
В современном обществе возрастает потребность в высокообразованных и нравственно воспитанных людях, способных вникать в сущность экономических, социальных проблем и самостоятельно решать их. Настроение недоверия, равнодушие друг к другу, озлобленность особенно остро проявляются в молодежной среде.
Степень научной разработанности проблемы. Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Л.И. Божович, А.М. Виноградовой, С.Н. Карповой и др. В их работах раскрывается сущность основных понятий морального воспитания, определяются методы и приемы нравственного воспитания дошкольников.
Исследованию содержания культуры поведения детей дошкольного возраста были посвящены труды Э.К. Сусловой, В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, и др.
Объект исследования: формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель курсовой работы – рассмотреть воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
Задачи:
- изучить особенности формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
- определить воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры в процессе формирования культуры поведения.
- проанализировать уровни сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
- выявить систему работы по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические - наблюдение, беседа, диагностические задания, разработанные Г.А. Урунтаевой.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения – это не просто соблюдение этикета. Культура поведения тесно связана с нравственными чувствами и представлениями, подкрепляет их.
Необходимость в воспитание культуры поведения существует. Задатки данного процесса происходят еще в детских образовательных учреждениях, где дается основы, а в дальнейшем и происходит их усовершенствование: совместная деятельность, дружелюбность, способность играть и работать в группе, ответственность за свои действия, дисциплинированность. Дошкольникам необходимо познать знания о правилах и нормах культуры поведения.
Следовательно, с дошкольного периода есть необходимость формировать у молодого поколения единство и этику отношений с окружающей средой, основой которого и есть общечеловеческие нравственные принципы. Без этого пункта способствовать воспитанию сознательного стремления ребенка быть культурно - воспитанным человеком, овладев общепринятыми нормами невозможно.
Э.Г. Шатикова подчеркивает, что термин «культура поведения детей старшего дошкольного возраста» необходимо понимать, как общность положительных для социума неизменных форм обыденного поведения в быту, в коммуникации, а также в разных видах деятельности [24, c 148].
По мнению З.Г. Кушеновой культура поведения – это не только соблюдение этики, но и взаимосвязи с моральными ощущениями, представлениями, а также в их развития. Воспитатель является примером для первичного представления о культуре поведения[16, c 70].
Проблема воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста является многосторонней. С одной стороны - это проблема выбора наиболее эффективных средств, методов и приемов организации деятельности дошкольников, с другой стороны - это проблема, связанная с необходимостью формирования культуры поведения между детьми в дошкольном возрасте, так как от этого зависят отношения детей с окружающими на протяжении всей жизни.
С. В. Петериной эта проблема изучалась специально. Она изучала процесс воспитания культуры поведения детей разного возраста. По ее мнению, «важный залог успеха в воспитании культуры поведения – высокий уровень организационно-педагогических усилий в детском саду» [20, c 90].
Понятие «культура поведения дошкольника» С.В. Петерина определяет как «совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этики. Она тесно связано с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их» [20, c 92].
Условно в содержании культуры поведения детей дошкольного возраста выделяют три компонента: культура общения, культура деятельности и культурно-гигиенические навыки.
Культура деятельности – имеет место быть в поведении детей в упражнениях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Культура общения - учитывает выполнение ребенком общепризнанных мерок при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на почтении и благожелательности, с внедрением соответственного словарного запаса и общепризнанных норм обращения, а еще обходительное поведение в социальных пространствах, обстановке.
О. Ю. Гусева считает, что в воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и прежде всего к детям, важный и действенный пример для подражания. Однако одним личным примером всех вопросов воспитания все же не решить. Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов и средств воспитания [7, c 135].
Для воспитания у детей культуры поведения важно, в каких условиях воспитывается ребёнок. Эффективным средством воспитания является, прежде всего, правильно организованный режим, если воспитатель активизирует деятельность детей, целенаправленно помогает строить правильные взаимоотношения друг с другом.
По мнению В.А. Зебзеева любой воспитательный процесс эффективен только с использованием подходящих методов и приёмов. Метод воспитания – это специально организованное взаимодействие воспитателя и ребёнка с целью решения педагогической задачи, путём влияния па сознание, чувства, поведение воспитуемого [10, c 79].
В дошкольной педагогике используется классификация, она основанная на активизации механизма нравственного воспитания. В. И. Логинова выделяет три группы методов:
-методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнения, руководство деятельностью);
-методы формирования нравственного сознания (разъяснение, внушение, беседа);
-методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение, наказание, оценка) [8].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие / В.П.Арсентьева. - М.: Форум.2015.-144с.
2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста М., Просвещение, Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. 2019. N 7. С. 38-46.
3. Багаутдинова А.А. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста / А.А. Багаутдинова // NovaUm.Ru. - 2019 - № 18 - С. 354-356.
4. Воронкова, Л.В. Сюжетно - ролевые игры [Текст] // Вожатый века.- 2018.- № 1-2.- С.62-68.
5. Воспитателю о детской игре [Текст]/ Пособие для воспитателя детсада / Под.ред. Т.А. Марковой.- М.: Просвещение, 2016.-128с.
6. Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.- М.: Просвещение, 2016.- 143с.
7. Гусева О.Ю. Значение этикета в процессе формирования личности ребёнка / О.Ю. Гусева // Научные горизонты. - 2019 - № 5-1 (21). - С. 135-140.
8. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие / под ред. Н.В. Микляевой. М.: Форум, 2016. с. 256.
9. Дьякова, Н. Роль игры в жизни дошкольника [Текст] // Воспитание дошкольников.- 2016.- № 5.- С.30-36.
10. Зебзеева В.А. Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста / В.А. Зебзеева, С.М. Карева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019 - № 62-4. - С. 79-82.
11. Зерщикова И. В., Соколова Г. В. Воспитание культуры поведения дошкольников // Образование и воспитание. - 2015. - №4. - С. 31-32.
12. Казаручик, Г.Н. Игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2015. - № 2. - С. 38-41.
13. Калишенко, Т.А. Роль оценки в формировании взаимоотношений старших дошкольников [Текст]: Учебное пособие / Т.А. Калишенко // Дошкольное воспитание.- 2015.-№ 7.-С.64-70.
14. Козлова, С.Н. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. - 2017.- №9.- С.98-101.
15. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 251 с.
16. Кушенова З.Г. Воспитание культуры поведения у дошкольников / З.Г. Кушенова // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2017 - Т. 2 № 4 - С. 69-72.
17. Новикова Л.З., Рябова Н.Н. Игра - как средство формирования культуры поведения детей // Современная педагогика. 2015. № 8
18. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2018. № 5.
19. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-синтез, 2017. - 368 с.
20. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 2016. – 96 с.
21. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2015 - 712 с.
22. Федорова, Т. А. Воспитание у детей дошкольного возраста культуры взаимодействия с природой. / Т. А. Федорова.– М: Феникс, 2015. – 167 с.
23. Шалейко Е.О. Методы и приёмы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении / Е.О. Шалейко // Форум молодых ученых. - 2019 - № 4 (32). - С. 1191-1195.
24. Шатикова Э.Г. Формирование культуры поведения у старших дошкольников в детском саду / Э.Г. Шатикова // Молодой ученый. - 2019 - № 9-1 (247). - С. 148-151.
25. Щеголева Е.И. Культура поведения у детей дошкольного возраста / Е.И. Щеголева // Вопросы педагогики. - 2017 - № 11 - С. 102-106.