Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Музыкальное воспитание - одна из отраслей педагогики, основы которой были заложены в античную эпоху. Наряду с арифметикой, геометрией и астрономией, музыка входила в число основных предметов изучения в школах древнего Рима и Греции. Образованным считался человек, получивший музыкальное воспитание. «Прекрасное, рождает доброе» – ключевой концепт античной философии, увязывавший эстетическое начало с этическим (морально-нравственным), определял стратегии воспитания не только того времени, но и всех последующих эпох.
Благозвучие открытого Пифагором гармонического аккорда потрясло ученых античного мира. На протяжении веков эти наблюдения дополнялись исследованиями в психологии, физиологии, педагогике, философии, музыкознании, медицине, семиотике, герменевтике. Среди них, учение о небесном гептахорде (Платон), катарсисе (Аристотеля), конкретно-чувственной природе музыкального восприятия (Аристоксена), преобразующей роли музыкально-слуховых впечатлений (дж. Царлино), музыкального магнетизма (А. Кирхера), эмпатии (Т. Липпса), контекстуализма (С. Пеппера), теории информации (А. Моля), многочисленных других исследований воздействия музыки на человека.
На протяжении более 2,5 тыс. лет научная мысль проделала путь от наивных догадок о гармонии небесных сфер до развернутой теории музыкального восприятия, его роли в духовном становлении личности, создании положительного эмоционального настроя как одной из базовых основ жизни, разновидности науки о человеке. Двадцатый век ознаменовался повышенным вниманием к проблемам музыкального воспитания. Возобновлялось развитие национальных систем музыкального воспитания, авторами которых явились авторитетные музыканты, композиторы, деятели искусства: Золтан Кодаи (Венгрия), Борис Тричков (Болгария), Карл Орф (Германия), Пьер ванн Хауве (Нидерланды), Вероника Коэн (Израиль), продолжившие традиции новаторской музыкальной педагогики, начатой в XIX в. Марией Монтессори (Италия), Ш. Сузуки (Япония).
Целью данной работы является рассмотрение системы музыкального воспитания Золтана Кодаи.
Задачи:
- описать историю создания системы музыкального воспитания Золтана Кодаи;
- рассмотреть специфику метода Золтана Кодаи;
- проанализировать варианты использования метода музыкального Золтана Кодаи.
Объект исследования – методика музыкального воспитания Золтана Кодаи. Предмет иследования – возможности современного использования данной методики.
Концепция ЗолтанаКодая–жемчужина мировой музыкально-педагогической мысли. Созданная в 30-е годы ХХ века, она завоевала авторитет во многих странах мира, поскольку носит фундаментальный характер, отличается глубиной, теоретической разработанностью, ориентацией на конкретный репертуар и виды музыкальной деятельности.
В отечественном музыкально-педагогическом пространстве концепция Кодаи стала известной и признанной после публикации ряда статей и появления книги Л. А. Баренбойма «Музыкальное воспитание в Венгрии» (1983г.). В отечественной литературе, посвященной венгерской музыкальной педагогике, помимо упомянутой книги Л.А.Баренбойма, можно отметить опубликованную ранее статью Э.Сёни «Дисциплина сольфеджио и ее роль в музыкальном воспитании». Существует также ряд методических пособий, в которых описан метод релятивной сольмизации – это работы Л. А. Баренбойма («Путь к музицированию», 1981), П. Вейса («Абсолютная и относительная сольмизация», 1966; «Ступеньки в музыку», 1986), Л. В. Бражник «Пентатоника в венгерском сольфеджио» (1993), М. А. Котляревской-Крафт («Сольфеджио», 1995) и др.
1 История создания системы музыкального воспитания Золтана Кодаи.
Разработка системы музыкального воспитания в Венгрии неразрывно связана с именем Золтана Кодаи – композитора, ученого-фольклориста, музыковеда, педагога, хормейстера, просветителя, считавшего, что единственно эффективным путем музыкального воспитания является приобщение подрастающего поколения к народно-песенному материалу, фольклору, раскрытия через музыку высших ценностей жизни – гармонии добра и красоты.
Золтан Кодаи рассматривал музыку в качестве мощного источника духовного обогащения, которая должна быть открыта всем людям. Созданная им система основывалась на всеобщности детского музыкального воспитания, на венгерской народной песни.
Обращение к народным музыкальным истокам было обусловлено историческими особенностями развития Венгерского государства, долгое время находившегося под оккупацией Османской империи, участвующего в многочисленных войнах, испытавшего ряд, разрушительных крестьянских восстаний, революцию 1848–1849 гг.
Народное искусство, развиваемое в то время главным образом в деревнях, не поощрялось аристократией, отдававшей предпочтение западной музыке, что негативно отражалось на развитии национальной культуры. «Старинные венгерские мелодии в пентатонических и церковных ладах оказались вытесненными из городской жизни мажорно-минорной мелодикой нового венгерского фольклора, а также авторскими песнями в народном стиле» .
В конце XVII – начале XVIII в. в Венгрии возник новый жанр инструментальной музыки – вербункош (в пер. с нем.Werbung – вербовка), оказавший влияние на развитие венгерской музыки. В практике быта вербункош звучал при отправке новобранцев в армию, включал песни и танцы в исполнении цыганских ансамблей. «В основе вербункоша лежал мужской танец вербунк (verbunktanc), возникший из народных танцев гайдуков, свинопасов и других и исполнявшийся либо как виртуозный сольный, либо как групповой танец» .
В XVIII в. вербункош получил широкое популярность не только в Венгрии, но и за ее пределами, привлек к себе внимание таких известных композиторов как Моцарт, Бетховен, Шуберт, Лист, Брамс, Берлиоз, включавших его темы в свои сочинения. Вместе с тем в передовых слоях музыкальной интеллигенции зрело понимание того, что при всей своей привлекательности и популярности стиль вербункоша не олицетворяет всего колорита венгерского фольклора, не может быть положен в основу национальной системы музыкального воспитания народа, что со временем получило подтверждение. Волна увлечения вербункошем начинала постепенно спадать. Как пишет Б. Собольчи: «С 1880 года национальный романтизм уже не находился больше на первом плане музыкальной жизни. Можно даже проследить, как в результате деятельности салонных композиторов он постепенно деградировал, превратившись в модный лубочный жанр «венгерских фантазий», «цыганских транскрипций» и т. д.» .
Одновременно с этим в музыкальной культуре Венгрии получило интенсивное развитие профессиональное музыкальное образование, открывались новые учебные заведения музыкального профиля, в том числе Королевская академия музыки, активизировались исследования национального фольклора, способствующие восстановлению престижа народной песни, возвращению ей позиций, утраченных в прежние годы . На фоне этих социокультурных движений создавалась концепция музыкального воспитания З. Кодаи, основывающаяся на традициях венгерской народной музыки, прежде всего, хорового пения.