Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы является дошкольный возраст.
Проблематики мотивации достижения продолжалась многими психологами. А высокие результаты не всегда есть следствие актуализированного мотива достижения, взятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности, но в ситуациях низкого или умеренного риска, и если успех не зависит от случайности, предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий, стремятся к поиску более эффективных, новых способов решения задач, то есть склонны к новаторству.
Также в отечественной психологии мотивация достижения исследуется М. Ш. Магомед - Эминовым, который определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления. Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим).
Объект исследования: мотивационно - личностная сфера у старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования мотивации достижения у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: выдвинули предложение о том, что мотивация достижения становится актуальной к старшему дошкольному возрасту и связана с определённым комплексом его личностных особенностей.
Цель исследования: рассмотреть особенности мотивационно-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать мотивацию в структуре человеческой психики: анализ концептуальных подходов;
рассмотреть особенности мотивационной структуры личности детей старшего дошкольного возраста;
изучить методы и методики исследования;
дать анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость: разработать модель формирования психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников.
Практическая значимость: разработка и реализация программы формирования психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников.
База исследования: МБДОУ в количестве 10 детей.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I Теоретические аспекты особенности мотивационно-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста
1.1 Мотивация в структуре человеческой психики: анализ концептуальных подходов
Попытки феноменологического выделения различных психических процессов, в качестве объектов исследования, и установления взаимосвязей между ними предпринимались достаточно давно. Именно экспериментальная психология, уходящая корнями к лабораторным опытам В.Вундта, легла в основу советской психологической школы, и именно она претендует на статус наиболее научной. Суть экспериментальной психологии можно свести к построению точных, исчисляемых, экспериментально проверяемых моделей психики. Что, конечно же, не дает понимания о человеке в целом, однако, создает необходимый фундамент для таких поисков: феноменологическую, терминологическую, методологическую и парадигмальную базы, – опираясь на которые можно строить новые теоретические модели.
Научное психологическое знание эволюционировало постепенно, от изучения когнитивных процессов до изучения мышления, сенсорно-эмоциональных и волевых функций человека. Это обеспечило необходимые предпосылки для появления более целостных моделей ментального. Как отмечает профессор Э. Ильин в своей монографии «Мотивация и мотивы» 1930-х гг. уже сформулировано несколько теорий личности, принципиально отличных друг от друга, в частности, по вопросам определения основных движущих сил или мотиваций человека, которые легли в основу личности1.
Важную роль сыграло развитие психоанализа как метода лечения неврозов. Карен Хорни подчеркивает в своей работе «Самоанализ»: «... эти бессознательные мотивы являются общими для всех, но они не всегда являются причиной нарушений. ... мы должны анализировать наши бессознательные мотивации, когда выясняется, что что-то внутри нас мешает нам достичь наших целей. «Попытка получить как можно более точное представление о личности потребовала прояснения содержания бессознательных сил, которые влияют на чувства и реакции человека, в результате чего мотивационная сфера человека была выделена в самостоятельную область исследования. 50, 20 ст. Практически невозможно было отделить психологию мотивации от психологии личности: основная сущность личности видилась в ее мотивационном ядре (деятельностный подход - А. Н. Леонтьев), и наоборот, психология мотивации фактически опиралась на нее. Кроме того, для классификации и диагностики того, какие основные потребности человека в этой форме заложены основы личности (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм) с целью выявления основных мотивов или движущих сил. При этом очень мало и не систематично исследовали вопрос о механизмах такого влияния на поведение и выбор человека2.
Однако в произведениях Карен Хорни уже можно найти начавшиеся изменения и смещение акцента на вопросе о различиях типов личности на систему взаимоотношений лейтмотивов. Он ввел новые концепции, такие как «основные» и «диффузные» невротические потребности, а также концепцию «скрытой полезности», характерную для невротических тенденций, а динамический центр невроза признал противоречие между взаимоисключающими невротическими личностными тенденциями. Таким образом, мы не только формулируем принципиально новый подход к предмету психологического здоровья и теории личности, но и предвосхищаем работу более поздних специалистов во многих отношениях, в частности, «Трансактный анализ» Эрика Берна. В это время также следует вспомнить вклад Гордона Олпорта, чья работа задала новую тенденцию к пересмотру старых представлений о личности. Его принцип функциональной автономии мотивов заключается в том, что новые мотивы, возникшие на
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ахметова, З.А. Развитие произвольного внимания у старших дошкольников как фактор формирования психологической готовности к школьному обучению / З.А. Ахметова, Н.А. Веселова // Вестн. Кыргызско-рос. славянского ун-та. – 2014. – Т.14, № 10. – С. 7-11.
2. Бабаева, Т. И. Готовность ребенка к школе как педагогическая проблема / Педагогика детства: Петербургская научная школа / Ред. М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: «Адверта», 2015. - С.218 - 234.
3. Бебик, М.А. Азбука чувств / М.А. Бебик, И.В. Бирюкова, А.Я.Варга, Е.М. Вроно и др. – М: Луч, Центр развития межличностных коммуникаций, 2015 – 200 с.
4. Бузарова, Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2015. – №3. – С.327-338.
5. Галеева, А.Р. Исследование уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста / А.Р. Галеева, Л.В. Мамедова // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – №12-2. – С.187-188.
6. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2019. - 352 c.
7. Головко, Е. А. Изучение мотивационной готовности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к обучению в школе. / Е.А. Головко// Наука, техника и образование. - 2015. - № 12 (18). – С. 175-178.
8. Джиоева, О.Ф. Основные детерминанты затрудненного общения / О.Ф. Джиоева // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. – Т. 6. № 3 (20). – С. 144-147.
9. Дыбина, О.В. Формирование у детей 6-7 лет основ культуры познания в процессе познавательно-исследовательской деятельности / О.В. Дыбина // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. – Т. 6. № 2 (19). – С. 123-126.
10. Загвязинский, В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2016. - 288 c.
11. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., изд-во «Наука», 2012. – 96 с.
12. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. / И.Ю. Кулагина. – М.: Академический проект, 2015. – 420 с.
13. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: МГУ, 2015. – 84 с.
14. Личностное развитие ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dietmap.ru/lichnostnoe-razvitie-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-kursovaja/
15. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том iii: психология личности: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 739 c.
16. Параничева, Т. М. Функциональная готовность к школе детей 6-7 лет / Т.М. Параничева // Новые исследования. – 2012. – №1 (30). – С.135-144.
17. Паутова, В.В. Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе / В.В. Паутова// Концепт. – 2015. – №10. – С.96-100.
18. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 c.
19. Родина, И.В. Особенности мотивационной сферы современных городских дошкольников / И.В. Родина // Вестник науки и образования №6 (42), 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scientificjournal.ru/images/PDF/2018/VNO-42/issledovaniya1.pdf
20. Сачкова, Л.Е., Кулагина И.Ю. Мотивационная готовность к школе в старшем дошкольном возрасте /Л.Е. Сачкова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. – № 5. – С. 889-891.
21. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2018. - 320 c.
22. Хадикова, И.М. Социально-психологические особенности эмоционально-чувственных переживаний в межличностном общении / И.М. Хадикова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. – Т. 8. №10-2. – С. 175-178.
23. Чикова, И.В. Проблема эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста и её практико-инструментальное решение / И.В. Чикова // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. – Т. 6. № 1 (18). – С. 165-167.