Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обсуждения современного состояния проблемы язвен-ной болезни обусловлена ее широкой распространенностью среди взрос-лого и детского населения, которая в разных странах мира колеблется от 5 до 15%. Язвы двенадцатиперстной кишки возникают в 4 раза чаще, чем язвы желудка.
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки - хрониче-ское заболевание, склонное к рецидивам, характеризующееся образовани-ем язвенных дефектов на слизистой оболочке желудка и двенадцатиперст-ной кишки. Это заболевание - одно из самых частых поражений желудоч-но-кишечного тракта. Заболеваемость выше у городских жителей, чем у сельских.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ
Язвенная болезнь (ЯБ) - хроническое рецидивирующее заболевание, склонное к прогрессированию и вовлечению в процесс других органов пищеварения.
1.1 Этиология и патогенез язвенной болезни у детей
ЯБ - полиэтиологическое заболевание, в возникновении которого иг-рают роль: Helicobacter pilori (HP), нарушение взаимосвязи между факто-рами агрессии и факторами защиты в желудке, наследственная предраспо-ложенность.
1.2 Клиническая картина язвенной болезни у детей
Ведущими симптомами язвы двенадцатиперстной кишки являются боли натощак - голод, реже ночью, стихают после еды. Возможно «бес-симптомное» (безболезненное) начало, атипичное течение, быстрое про-грессирование, что приводит к поздней диагностике и лечению.
При язве желудка боль обычно возникает вскоре после еды. Выра-женность болевого синдрома зависит от возраста: чем меньше ребенок, тем менее интенсивны и продолжительны боли.
Боли локализуются в эпигастральной области, в правом верхнем квадранте живота по средней линии; у детей раннего возраста - около пуп-ка или разлиты по всему животу. [4]
Рвота - важный вторичный симптом. Обычно наблюдается в разгар обострения. После рвоты пациенты обычно отмечают уменьшение боли. Часто бывает тошнота. Изжога и отрыжка у детей встречаются реже. Ап-петит нормальный или пониженный. Часто встречаются запоры. Харак-терна сезонность обострений - весной, осенью. В период обострения бо-лезни выражены симптомы общей интоксикации: слабость, быстрая утом-ляемость, раздражительность, головная боль.
1.3 Диагностика язвенной болезни у детей
Основные методы диагностики - рентгенологическое исследование и дуоденофиброгастроскопия. Наличие микроорганизмов C. pyloridis мож-но выявить с помощью эндоскопического исследования желудочно-кишечного тракта, а также взятия проб при биопсии и мазков со слизистых оболочек (посев, гистология, уреазный тест).
Важным методом диагностики является анамнез, жалобы ребенка, клиническая картина заболевания, секреторные нарушения желудка, осо-бенности нервной системы, наследственный фактор. [7]
1.4 Профилактика и лечение язвенной болезни у детей
Правильная организация распорядка дня и питания, способствую-щая нормальному развитию ребенка. Желательно исключить вредные нагрузки (физические, умственные, перегревание, переохлаждение). Дис-пансеризация: активное и раннее выявление больных, их учет, системати-ческое обследование и курсы противорецидивного лечения (весной и осе-нью).
Лечение должно быть этиологическим и патогенетическим, ком-плексным, индивидуальным, систематическим, длительным, поэтапным.
Медикаментозную терапию нужно подбирать индивидуально. Меди-каментозная терапия направлена на снятие боли, снижение секреторной функции желудка, нормализацию деятельности нервной системы; в даль-нейшем - для ускорения процессов регенерации в гастродуоденальной си-стеме. Противоязвенные препараты: седативные средства, антациды, ад-сорбенты, антисекреторные препараты, цитопротекторы, антибактериаль-ные средства. [1]
1.5 Роль сестринского ухода при язвенной болезни
Работа медсестер заключается в том, чтобы помогать отдельным ли-цам, семьям и группам людей определять и достигать физического, психи-ческого и социального здоровья в среде, в которой они живут и работают. Это требует от медсестер выполнения определенных функций, способ-ствующих укреплению и поддержанию здоровья, а также предупреждению его отклонений. Должность медсестры включает в себя планирование и осуществление ухода в период болезни и в период реабилитации, влияя не только на физические, но и на психологические и социальные аспекты жиз-ни человека, составляющие его единое целое.
Медсестра вовлекает ребенка и членов его семьи в уход за собой, помогая ему сохранять независимость и независимость. Грамотная систе-матическая работа медсестер - важное звено в профилактике и лечении яз-венной болезни.
Чаще всего дети не имеют реального представления о собственном здоровье, и медсестра может повлиять на пациента, убедить его вести здо-ровый образ жизни, избежать факторов риска, которые могут привести к болезни.
Медсестра уже во время первого разговора с ребенком должна определить круг проблем, обсудить и наметить план дальнейшей работы. Задача медицинской сестры - сделать из ребенка активного борца за со-хранение и восстановление собственного здоровья. При этом она должна действовать так, чтобы цели ее деятельности были внутренне приняты па-циентом. [2]
Медсестра анализирует все полученные данные о пациенте, при этом учитывая комментарии самого ребенка по каждой проблеме, вместе с па-циентом формирует его проблемы по факторам риска язвенной болезни, намечает цели и сестринские вмешательства. Цель медсестринского вмеша-тельства - улучшить самочувствие пациента.
На первом этапе сестринского процесса проводится сестринское об-следование пациента. Чтобы организовать и предоставить качественный индивидуальный уход, медсестра собирает информацию о пациенте.
ГЛАВА 2
ВЫЯВЛЕНИЕ РОЛИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ
2.1 Материалы и методы исследования
Мы провели исследование по выявлению факторов риска, приводя-щих к возникновению язвенной болезни. Анкетирование проводилось в детской поликлинике на приеме у гастроэнтеролога. В нем приняли уча-стие 49 респондентов в возрасте от 14 до 18 лет. Первоначально на прием к гастроэнтерологу обратились 7 человек (14,2%), повторно 42 человека (85,8%). В анкете было представлено 14 вопросов.
2.2 Результаты анкетирования
Ты состоишь в детской поликлинике на диспансерном учёте по яз-венной болезни желудка?
22,5% (11 человек) респондентов находятся на учете у гастроэнтеро-лога по поводу язвы желудка, 77,5% (38 человек) респондентов были осмотрены гастроэнтерологом по поводу другой патологии желудочно-кишечного тракта.
Тебя часто беспокоят боли в животе?
Подавляющее большинство респондентов 67,3% (33 человека) об-ращались к гастроэнтерологу по поводу частых болей в животе, 32,7% (16 человек) респондентов испытывали боли в животе эпизодически.
Где ты обследовался по поводу заболеваний желудочно-кишечного тракта?
75,5% (37 человек) респондентов были обследованы в поликлинике, 14,2% (7 человек) респондентов - в условиях стационара и 10,3% (5 чело-век) респондентов не были обследованы к моменту обращения к врачу – гастроэнтерологу.
В твоей семье имеется наследственная предрасположенность по яз-венной болезни?
Наследственную предрасположенность по язвенной болезни имеют 18,4% (9 чел.) респондентов.
Тебе проводилось эндоскопическое исследование желудка и 12-перстной кишки?
Эндоскопическое обследование желудка было проведено 30,7% (15 чел.) респонденту.
Ты соблюдаешь режим дня?
Большинство респондентов 61% (30 чел.) не соблюдают режим дня.
Ты соблюдаешь режим питания?
Большинство респондентов- 69,4% (34 чел.) не соблюдают режим пи-тания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Медсестра, в обязанности которой входит уход за пациентами, должна не только знать все правила ухода и умело выполнять медицин-ские процедуры, но и четко понимать, какое действие оказывают лекарство или процедуры на организм пациента. Лечение язвы желудка и двенадца-типерстной кишки во многом зависит от тщательного, правильного ухода, соблюдения режима и диеты. В связи с этим возрастает роль медсестры в эффективности лечения. Также очень важна профилактика заболевания: медсестра учит членов семьи, как организовать режим, питание, рассказы-вает о профилактическом лечении пациента.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стандарт специализированной медицинской помощи при язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки от 9 ноября 2012 г. № 773н
2. Фисенко, В.П. Helicobakterpylori патогенез заболеваний органов желудочно-кишечного тракта и возможности фармакологического действия / В.П. Фисенко. // Врач: Ежемесячный научно-практический и публицистический журнал / Московская медицинская академия им. Сеченова (М.). - М .: Русский врач, 2006. - №3. - п. 46-50
3. Бураков, И.И. Язвенная болезнь, ассоциированная с Helicobakterpylori (патогенез, диагностика, лечение) / И.И. Бураков; В.Т. Ивашкин; В.М. Семенов, 2002. - 142 с.
4. Исаев Г.Б. Роль Helicobakterpylori в клинике язвенной болезни / Г.Б. Исаев // Хирургия. - 2004. - №: 4. - С.64-68.
5. Броновец И.Н. Современные принципы и методы лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки: сборник И.Н. Бро-новец // Теория и практика медицины: Сб. научный. Тр. - Минск, 1999. - Вып.1. - С.83-85.
6. Рекомендации по диагностике и лечению инфекции Helicobacterpylori у взрослых с язвой желудка и двенадцатиперстной кишки // Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. - М .: Б. и., 1998. - №1. - С.105-107.
7. Енгибарянц, Г.В. Педиатрия с детскими инфекциями: учебник. пособие / Г.В. Енгибарянц. - СПб: Академия ОИТ, 2010. С. 89 - 99.
8. Запруднов А.М. Детские болезни: учебник / А.М. Запруднов и др. - Москва «Медицина» 2001. С. 70 - 78.
9. Лебедь В.А. Справочник по педиатрии с сестринским процессом: учебник / В.А. Лебедь. / Под ред. Б.В. Кабарухина. - Ростов н / д: Феникс, 2011. С. 90 - 92.
10. Малов В.А. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях: учеб. руководство / М..А. Малов - СПб: Академия ОИТ, 2008. С. 34-36.
11. Корягина Н.Ю. и др., под ред. E.З. Сопина. Организация специализированной сестринской помощи: - М .: Геотар - Медиа, 2011. С. 60-90.