Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современных условиях в обществе все большую остроту начинает приобретать вопрос о роли социальной реабилитации детей, имеющих инвалидность. Это обусловлено тем, что существенная часть детей с инвалидностью, невзирая на принимаемые обществом усилия по их обучению и воспитанию, став взрослыми людьми, оказывается практически неподготовленной к интеграции в социальную жизнь. Однако результаты исследований и имеющаяся практика говорят о том, что практически любой человек, имеющий дефект развития, способен при соответствующих условиях постепенно стать полноценной личностью, духовно развиваться, обеспечивать при этом себя в материальном отношении и являться полезным обществу. В связи с этим происходит переосмысление целей, задачи, а также содержание и процесса реабилитации, а также обучения и воспитания таких детей. В этом случае образовательный процесс обязательно должен выполнять важную роль в социализации детей.
В связи с вышеизложенным видится необходимым разрешение противоречий между:
- высокой потребностью в социальной реабилитации детей-инвалидов и недостаточной эффективностью работы в этом направлении специалистов и соответствующих учреждений
- стремление к тому, чтобы существенно изменить сложившуюся ситуацию с реабилитацией детей-инвалидов в лучшую сторону и необходимостью разработки новых подходов к их реабилитации.
Значимое место в должны занимать вопросы их социальной реабилитации.
Степень разработанности проблемы. Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как Л.И. Акатов, М.И. Бобнева, И.Ю. Ветрова, Е.С. Долматова, А.С. Назаркина, О.С. Шелудько, О.И. Зотова, И.К. Кряжева, М.М. Кабанов, Л.М. Шипицына, Г.С. Юмашев, К. Реннер, рассмотревшие психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья; К.В. Беззубик, И.Я. Гурович, Я.А. Сторожакова, Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В.Чешихина, объектом исследования которых стали содержание и методика социальной работы в реабилитации лиц с ОВЗ и др. Однако комплексного исследования проведено не было.
Объект исследования – социальная реабилитация детей-инвалидов.
Предмет исследования – технологии социальной реабилитации детей-инвалидов.
Цель исследования – изучить особенности технологий социальной реабилитации детей-инвалидов.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие социальной реабилитации,
2.Изучить особенности технологий, применяемых при социальной реабилитации детей-инвалидов.
3.Исследовать на примере МКУ «Центр внешкольной работы» применяемые технологии социальной реабилитации детей-инвалидов.
4.Выявить проблемы социализации детей-инвалидов и на основе этого разработать программу социальной реабилитации «Гармония».
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, копинг-тест Лазаруса; тест смысложизненных ориентации Д.А. Леонтьева, методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии».
Практическая значимость данного исследования заключается в разработке программы по оптимизации условий социальной реабилитации детей-инвалидов. Результаты данного исследования могут быть интересны специалистам, занимающимся социальной реабилитацией детей и подростков с ОВЗ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1 Технология социальной реабилитации детей-инвалидов: теоретический аспект
1.1 Понятие и сущность социальной реабилитации
Рассматривая понятие и сущность социальной реабилитации, в первую очередь укажем, что само понятие реабилитации используется в самых различных областях современной науки и практики и включает в себя ряд аспектов: правовой, медицинский, профессиональный, психологический, социальный. например, правовой аспект реабилитации подразумевает как снятие обвинения, так и полное восстановление в правах по суду.
Согласно определению Международной организации труда (МОТ) реабилитация представляет собой восстановление здоровья лиц, имеющими ограниченные физические и психические возможности для достижения максимальной полноценности их с физической, социальной, психической, а также профессиональной позиции . В этом отношении К. Реннер и Г. Юмашев указывали, что реабилитацию следует понимать как общественно необходимое социально - трудовое и функциональное восстановление больных и инвалидов, которое осуществляется комплексным применением государственных, медицинских, общественных, педагогических, психологических, а также юридических и иных мероприятий .
В целом социальная реабилитация представляет собой особый комплекс мер, ориентированных на восстановление индивида в его правах, здоровье, социальном статусе, дееспособности. Принято выделять разные уровни социально - реабилитационной деятельности, а именно: медико - социальный, социально - психологический, профессионально - трудовой, социально - ролевой, а также социально - бытовой, социально - правовой. При этом социально - психологическая реабилитация тесным образом связана с ее другими формами. Социально - психологическая реабилитация позволяет инвалиду достаточно успешно адаптироваться в целом в окружающей среде и обществе, обрести необходимое морально - психологическое равновесие, почувствовать уверенность в себе, устранить имеющийся психологический дискомфорт, начать жить полноценной полнокровной жизнью. То есть социально - психологическая реабилитация подразумевает приобщение индивида к повседневной жизнедеятельности, гармоничное включение его в социальные отношения непосредственно на основе восстановления у индивида психических функций и коммуникативных способностей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2013. 368 с.
2. Беззубик К.В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2018. 268 с.
3. Валеев Н.В. Социальная реабилитация: учебник. М.: Инфа-М, 2013. 320 с.
4. Гурович И.Я., Cторожакова Я.А. Психосоциальная реабилитация // Социальная и клиническая психиатрия. 2001. Т. 11. № 3. C. 45 - 48.
5. Долгобородова Н.П. Понимание сути некоторых общественно-исторических понятий учащимися вспомогательной школы // Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. СПб., 2001. С. 75 - 78.
6. Долматова Е.С., Назаркина А.С., Шелудько О.С. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Бюллетень мед. интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 62 - 65.
7. Емельянов Ю.А. Активное социально-психологическое обучение. CПб.: Питер, 2015. 312 с.
8. Зверева Н.А. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. СПб.: Речь, 2018. 176 с.
9. Кабанов М.М. Проблема реабилитации и качество их жизни // Социальная и клиническая психиатрия. 2001. Т. 11. № 1. C. 50 - 53.
10. Климов Е.А. Основы психологии: учеб. для вузов. М.,2017. 486 с.
11. Комплексная реабилитация инвалидов: учеб. пособие / под. ред. Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешихина. М.: «Академия», 2015. 322 с.
12. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. М. 2014. 398 с.
13. Малеванов Е.Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. … канд. пед. наук. М.,2009. 24 с.
14. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: учеб. для вузов. М.: Академ.проект, 2013. 528 с.
15. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. М., 2017. 264 с.
16. Руденко А.М., Самыгин С.И. Социальная реабилитация: учеб. пособие. Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2018. 320 с.
17. Руководство по социальной психиатрии / под ред. Т.Б. Дмитриевой. М.: Медицина, 2017. 412 с.
18. Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. М.: НИИ школьных технологий, 2015. 144 с.
19. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями / под ред. А.Г. Пашкова и Н.С. Степашова. Курск, 2016. 288 с.
20. Специальная педагогика: учеб. пособие / под. ред. Н.М.Назаровой. М., 2017. 434 с.
21. Старостина А.Б. Технологии социальной реабилитации детей-инвалидов в среде сверстников Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2015/forum. - (дата обращения: 07.01.2020)
22. Таиров В.П. Основы интенсивной реабилитации. ДЦП. М., 2015. 254 с.
23. Шипицина Л.М. Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья [// Психолог - педагогическое медико - социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 2015. С. 15 – 19.
24. Юмашев Г.С. Основы реабилитации, К. Реннер. М., 2018. 354 с.