Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1
Глава 1 Сущность государственной социальной политики и поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов 3
1.1 Определение социальной политики государства 3
Основные мероприятия социальной политики государства 4
1.2 Понятие социальной защиты родителей, воспитывающих детей-инвалидов в РФ 5
1.3 Гарантии социальной защиты родителей, воспитывающих детей-инвалидов в РФ 8
Глава 2. Правовые основы мер соцподдержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов 11
2.1 Уровни законодательных и нормативно - правовых документов, регламентирующих организацию социальной работы с семьями, воспитывающими ребенка - инвалида 11
2.2 Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию социальной работы с семьями, воспитывающими ребенка - инвалида 14
Глава 3 Сложности и государственной социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и способы их решения 21
3.1 Сложности социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и инвалидов в современной России 21
Социально-педагогическое сопровождение инвалидов: сущность, характеристика 21
Общие проблемы инклюзивного образования. Проблемы социально-педагогического сопровождения инвалидов в современной России 23
3.2 Меры, направленные на усовершенствование механизма реализации и защиты прав, родителей детей-инвалидов в Российской Федерации 28
Заключение 30
Список используемой литературы 33
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность
На сегодня конкурентоспособность предполагает присутствие не только высокого уровня подготовки экспертов, но и обладание такими качествами, как активность, самостоятельность, коммуникативность, ответственность, способность творчески мыслить и действовать, присутствие высокого уровня социальной адаптивности к новым условиям.
Любой современный человек нацелен на высокий уровень своего профессионального развития в том деле, в котором он работает, постоянно совершенствуется в нем, он готов к новым изменениям, которые происходят на рынке труда, в профессиональной среде, в решении базовых вопросов, трудностей, которые препятствуют реализации жизненных и профессиональных целей. Созданные социальные и экономические обстоятельства в современном мире предъявляют такой же высокий уровень ко все членам социума, без исключений. Это имеет отношение и к молодому поколению, которое обладает разными ограничениями жизнедеятельности. Данная категория в силу конкретных объективных обстоятельств, в связи с требованиями к формированию специфических условий труда в глазах работодателя изначально находится в проигрышной позиции по сравнению с человеком, который не имеет ограничения жизнедеятельности1.
На сегодня в науке и практике огромное внимание уделяется проблеме социальной поддержки семей, воспитывающий лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, на международном, федеральном и региональном уровне принимаются нормативные и правовые акты в данной сфере, которые осуществляют регламентацию оказания такой социальной помощи. Появляется огромное число научных публикаций, методических материалов, которые включают в себя определенные рекомендации по организации и реализации мероприятий, которые направлены на социальную адаптацию и интеграцию инвалидов в социум. Также формирование и работа государственных и общественных организаций и учреждений, которые предоставляют социальные, образовательные и другие услуги для данной категории лиц.
Целью данной работы является рассмотрение системы государственной социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Задачи:
- описать социальную политику государства;
- изучить социальную защиты родителей, воспитывающих детей-инвалидов в РФ;
- рассмотреть гарантии социальной защиты родителей, воспитывающих детей-инвалидов в РФ;
- описать уровни законодательных и нормативно - правовых документов, регламентирующих организацию социальной работы с семьями, воспитывающими ребенка – инвалида;
- проанализировать нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию социальной работы с семьями, воспитывающими ребенка – инвалида;
- рассмотреть сложности государственной социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и способы их решения.
Объект исследования – государственная социальная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов. Предмет исследования – специфика современной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Глава 1 Сущность государственной социальной политики и поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов
1.1 Определение социальной политики государства
Социальная политика государства – это целенаправленная деятельность правительства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве2.
Все сложившиеся сегодня в разных странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы:
1. Остаточная: социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии должным образом осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Типичным примером является Американская модель.
2. Институциональная: здесь социальная политика государства играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. Например, Шведский вариант социального государства.
Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением и степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства. Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.
Целью реализации социальной политики является предоставление социальной защиты населения и обеспечение определенного уровня благосостояния. Социальная защита населения представляет собой совокупность мероприятий и государственных органов, отвечающих за их осуществление.
Основные мероприятия социальной политики государства
К основным мероприятиям социальной защиты относят:
1) Социальную гарантию – это определенный набор благ, предоставляемых государством независимо от материального положения гражданина (бесплатное здравоохранение, образование).
2) Социальное обеспечение – это предоставление определенным группам населения социальных благ со стороны государства (детские сады, ясли, пенсии).
3) Социальную помощь – предоставление определенных благ малообеспеченным слоям населения в виде пособий, дотаций.
4) Социальная защита населения должна основываться на принципах гуманизма и адресности3.
Помимо социальной защиты государство осуществляет выравнивание доходов граждан через систему налогообложения, проводит политику в сфере занятости, защищает права работающих граждан через законодательство о труде и граждан как покупателей товара с помощью закона о потребителях.
Особое значение в системе мер государственной социальной политики имеет задача защиты денежных доходов населения (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, под которой понимаются мероприятия по пересчету доходов населения в соответствии с ростом потребительских цен в условиях инфляции.
Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет.
1.2 Понятие социальной защиты родителей, воспитывающих детей-инвалидов в РФ
Сотни тысяч детей в нашей стране являются инвалидами с врожденной или приобретенной патологией. С целью улучшения комфортности жизни, их родители наделяются особыми правами, льготами, которые необходимо знать и пользоваться ими в полной мере. Права родителей, имеющих детей инвалидов, обеспечены государством. Кроме прав, для родителей инвалидов существуют законодательно оформленные обязанности по содержанию нетрудоспособных детей, чтобы максимально обезопасить их до момента выздоровления или наступления дееспособности.
Перед тем как непосредственно перейти к вопросу гарантий социальной защиты родителей, воспитывающих детей-инвалидов, необходимо пояснить, кого именно нужно считать ребенком-инвалидом.
Конвенция о правах ребенка (1989) основным принципом признает принцип приоритета интересов ребенка, признает его самостоятельным субъектом права, отмечает важность заботы о детях, которые нуждаются в помощи, со стороны государства. В Конвенции ставится задача подготовки ребенка «к самостоятельной жизни в обществе», воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности». В ст. 23 Конвенции «государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенность в себе и облегчают его активное участие в жизни общества».
Термин «инвалид» (invalidus) переводится с латинского как «слабый», «немощный». Впервые это понятие появилось в международном праве в 1975 году с принятием Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах инвалидов. Согласно этому документу «инвалид» - это «любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной, социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических, или умственных способностей». Позже в 2006 году была принята Конвенция ООН о правах инвалидов, которая уточнила понятие «инвалид». Инвалиды - это «лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
1) Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.// https://base.garant.ru/2565085/ (дата обращения 16.01.2021)
2) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения 16.01.2021)
3) Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6 «О Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)» // http://docs.cntd.ru/document/555657456 (дата обращения 16.01.2021)
4) Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 N 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» // «Официальные документы в образовании», N 17, 2002// https://base.garant.ru/1588752/ (дата обращения 16.01.2021)
5) Письмо Минобразования РФ от 30.03.2001 N 29/1470-6 «Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)» // «Вестник образования», N 12, 2001 // http://docs.cntd.ru/document/901793926 (дата обращения 16.01.2021)
6) Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 21.06.2018) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // «Российская газета», N 40, 28.02.2006.
7) Приказ Минтруда России от 13.06.2017 N 486н (ред. от 30.05.2018) «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2017 N 47579) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2021.
8) Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 16.01.2021
9) Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»//https://base.garant.ru/70485996/(дата обращения 16.01.2021)
10) "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения 16.01.2021).
11) Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Российская газета от 9 мая 2012 г. N 102 https://base.garant.ru/70170950/(дата обращения 16.01.2021)
12) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)// https://base.garant.ru/10164504/(дата обращения 16.01.2021)
13) Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // «Российская газета», N 147, 05.08.1998.
14) Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // «Парламентская газета», N 17, 12-17.05.2012
15) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // «Российская газета», N 303, 31.12.2012.
Монографии, статьи, научная и учебная литература
16) Аникина Е.А. Экономическая теория: учебник / Е.А. Аникина, Л.И. Гавриленко. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2019. – 413 с.
17) Гришанова Е. А., Некоммерческие общественные организации как ресурс повышения качества образования обучающихся с ОВЗ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2018. — № 6. — С. 41-44
18) Дудкин А. С. Технологии социальной работы с семьей и детьми. - Пенза: ПГПУ имени В. Г. Белинского, 2011
19) Зайцев, Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями / Д. В. Зайцев // Социологические исследования // Социологические исследования. – 2004. – № 7.
20) Ковалева, Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1–4. / Т. М. Ковалева – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 56 с
21) Лыгина М. А. Система философско-мировоззренческих оснований теории социальной работы // Отечественный журнал социальной работы. - 2013. -№ 1. - С. 30-51.
22) Михайлова Т.А. Теоретические аспекты реализации социально-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья при интегрированном обучении / Т.А. Михайлова // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 7. - С. 53-54.
23) Михайлова Т.А. Социально-педагогическое сопровождение студентов с особыми адаптивными возможностями в процессе получения среднего профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Михайлова Татьяна Александровна. - М.: РГСУ, 2008. - 24 с.
24) Самсонова В. О., Особенности обеспечения на региональном уровне социальной поддержки детей-инвалидов и их семей : (на примере Смоленской области) // Социальное обслуживание. — 2015. — № 11. — С. 17-20.
25) Ткачёва В. В., Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.03 "Специальное (дефектологическое) образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 37.03.01 "Психология" (квалификация (степень) "бакалавр"). — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 279, [1] с.
26) Уткина Г. Ю., Медико-социальная система помощи детям и семьям "группы риска" на региональном уровне в современных социально-экономических условиях // Отечественный журнал социальной работы. — 2011. — № 4. — С. 82-98
27) Федоров О.Г. Моделирование различных социальных процессов в системе образования: научно-практический журнал / О.Г. Федоров // Акмеология. - 2014. - № 3(51). - С. 82-88.
28) Федоров Д.А. К вопросу об экономических целях общества /Д.А.Федоров //Экономика и социум. - 2014, № 3-3(12). - С. 492-495. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22970558
29) Черушова О. В., Опыт организации помощи детям с ограниченными возможностями и воспитывающим их семьям в рамках проекта "Семья с аутичными детьми-инвалидами: мобильная социальная поддержка" // Социальное обслуживание. — 2011. — N 1. — С. 92-97
30) Ярская В., Бабаян И. Инклюзивная молодежная политика нового поколения / В. Ярская, И. Бабаян // Вестник СГТУ. - 2014. - Вып. 77. - № 4. - С. 149-157.