Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эмоциональная сфера выступает основой формирования личности. И закладка этой основы происходит именно в период дошкольного детства. Так, эмоции уже в раннем возрасте могут управлять различными аспектами жизни ребенка. Однако, начиная уже со старшего дошкольного возраста, ребята учатся осознавать и контролировать свои эмоциональные переживания, различные формы которых от года к году усложняются. В дошкольном возрасте происходят изменения взаимоотношения между детьми, а также их окружением (то есть сверстниками и взрослыми), дети постепенно осваивают содержательные и новые виды деятельности, а также усваивают различные культурные ценности. Верное восприятие окружающего мира – это процесс, который от ребенка требует определенного эмоционального опыта и обязательной социальной адаптации в обществе [19, c. 32]. При этом данный процесс у дошкольников с задержкой психического развития протекает непросто и имеет свои особенности.
Все выше сказанное делает рассмотрение темы «Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» актуальным.
Целью данной работы является выявление специфики эмоционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Названная цель реализуется путем постановки и выполнения следующих задач:
- дать психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития;
- рассмотреть понятие эмоциональной сферы и ее развитие в дошкольном возрасте;
- организовать и провести эмпирическое исследование эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития;
- разработать рекомендации по развитию эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР в условиях ДОУ.
Объект исследования – проблема развития детей с ЗПР.
Предмет – отличительные особенности психоэмоциональной сферы детей с задержкой психического развития.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как О.В. Андреева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Ю.Н. Гераскина, Л.А. Головей, И.Д. Коненкова, И.Ю. Кулагина, В.И. Лупандин, Н.А. Никашина, Т.Н. Павлей, В.А. Петровский и др.
Методы исследования.
1.Теоретические методы: теоретические: анализ документных источников, метод сравнения и сопоставления, метод табличного предоставления данных, синтез полученной информации.
2.Эмпирические методы: метод наблюдения, тестовые пробы на левшество, цветовой тест эмоциональных состояний, тест «Эмоции и чувства» Е.П. Ильина, тест «Дом, дерево, человек» (в модификации Г. Берни), тест тревожности (М. Дорки, Р. Тэммел, В. Амен), проективная методика «Несуществующее животное».
Практическая значимость заключается в следующем: 1) на основании полученных результатов исследования разработаны практические рекомендации по формированию эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития; 2) результаты данного исследования могут быть использованы для разработки специально психолого-педагогических программ по работе с дошкольниками с задержкой психического развития.
База исследования: исследование проводилось на основе МДОУ комплексный детский сад № 123 в двух старших группах.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические основы эмоционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
Задержку психического развития (далее по тексту – ЗПР) принято относить к разряду слабовыраженных отклонений детей в психическом развитии и такого рода задержка развития занимает промежуточное положение между нормой и патологией. Дети, которым было поставлено ЗПР не имеют каких-либо тяжелых отклонений в своем развитии. При этом ведущие трудности, испытываемые детьми с ЗПР, связаны в первую очередь с социальной адаптацией, а также и обучением.
Наиболее значимым признаком ЗПР подавляющее число исследователей называют именно незрелость эмоционально волевой сферы; иными словами, ребенку достаточно сложно сделать над собой именно волевое усилие, а также заставить себя выполнить определенное задание. Из-за этого возникают у ребенка нарушения внимания, а именно: сниженная концентрация, неустойчивость, а также повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания в некоторых случаях могут сопровождаться у ребенка повышенной как двигательной, так и речевой активностью [13, c. 24].
Нарушение восприятия находит свое выражение в затруднении построения ребенком целостного образа. Например, ребенку с ЗПР может быть достаточно сложно узнать уже известные ему предметы, представленные незнакомом ракурсе. Такого рода структурность восприятия выступает в качестве причины недостаточности, а также ограниченности знаний ребенка об окружающем мире. Также в определенной степени страдает скорость восприятия ребенка, и ориентировка его в пространстве.
ЗПР достаточно часто сопровождается проблемами речи у ребенка, связанными первостепенно с темпом ее развития. Возникновение других особенностей речевого развития в этом случае могут напрямую зависеть как от формы тяжести ЗПР, так и характера основного нарушения [9, c. 31].
У детей с ЗПР может наблюдаться также отставание в развитии практически всех форм мышления; данное отставание обнаруживается, в первую очередь, в процессе решения ребенком задач на словесно-логическое мышление [12, c. 35].
Если вести об особенностях памяти у детей с диагностированным ЗПР, то в этом случае обнаруживается одна закономерность, а именно: дети намного лучше запоминают именно наглядный (то есть неречевой) материал, нежели вербальный [15, c. 18]. Психологические параметры ЗПР показаны нами в табл.1.
Таблица 1
Психологические параметры ЗПР
Формы ЗПР Описание клинико-психологических проявлений Описание нейропсихологических
особенностей
Психо-физический инфантилизм Наблюдается относительная сформированность всех психических процессов, однако замедлен темп их становления. Имеет место недоразвитие мотивации учебной деятельности ребенка. Диагностируется личностная незрелость. Отмечается нарушение динамики умственной работоспособности. Наблюдается снижение объема памяти и внимания из-за недостаточной у ребенка мотивации деятельности.
Соматогенная форма ЗПР
Наблюдается сформированность психических процессов. Отмечается наличие у ребенка астении, раздражительной слабости. Отмечается снижение у ребенка динамики умственной работоспособности. Наблюдается повышенная истощаемость внимания. Имеет место уменьшение объема памяти как в зрительной, так и слуховой модальностях.
Психогенная форма ЗПР
Наблюдается при сохранении психических процессов у ребенка выраженное снижение мотивации его учебной деятельности. Отмечается снижение продуктивности его учебной деятельности из-за патологического развития личности (например, тревожная мнительность или эгоцентризм и др.). Возможна так называемая «иррегулярность» в психическом развитии ребенка. Отмечается неравномерное развитие у ребенка психических процессов.
ЗПР церебрально-органического генеза
Наблюдается недоразвитие у ребенка психических процессов и функций, приводящее к нарушению у ребенка интеллектуальной продуктивности.
Отмечается частичное (то есть парциальное) недоразвитие у ребенка отдельных психических функций. Отмечается нарушение умственной работоспособности. Имеет место недоразвитие устойчивости, а также переключения, объема внимания. Может быть снижение у ребенка объема памяти практически во всех модальностях. Возможно недоразвитие у ребенка ориентировочной основы деятельности, а также недоразвитие зрительно-пространственного восприятия и мышления.
Отмечается выраженная дефицитарность в развитии некоторых свойств: внимания, памяти.
Таким образом, основываясь на приведенные выше психолого-педагогические параметры, возможно выделить четыре доминирующие группы детей с ЗПР.
1.Дети, которые имеют относительной сформированные психические процессы, однако характеризуются сниженной познавательной активностью. В данной группе наиболее часто можно встретить детей с ЗПР, возникшей в результате психического инфантилизма, а также дети, характеризующиеся как соматогенной, так и психогенной формами ЗПР.
2. Дети, имеющие неравномерное проявление как познавательной активности, так и продуктивности. Данную группу составляют в основном дети с легкой формой ЗПР церебрально-органического генеза, при этом с выраженной ЗПР соматогенной формы, а также с осложненной формой психофизического инфантилизма.
3.Дети, характеризующиеся явным нарушением интеллектуальной продуктивности, однако со сформированной при этом познавательной активностью. В данную группу входят дети с ЗПР большей частью церебрально-органического генеза, у отдельных можно наблюдать выраженную дефицитарность некоторых психических функций (например, внимания, памяти, мышления и др.
4. Дети, для которых свойственно сочетание как низкого уровня интеллектуальной продуктивности, так и слабовыраженной познавательной активность. В данную группу входят дети уже с тяжелой формой ЗПР церебрально-органического генеза, у которых в основном наблюдается первичная дефицитарность в развитии практически всех психических функций, а именно: памяти, внимания, мышления, восприятия и др., а также определенное недоразвитие ориентировочной основы деятельности.
1.2 Понятие эмоциональной сферы и ее развитие в дошкольном возрасте
Рассматривая особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте в первую очередь определим само содержание понятия «эмоции». Эмоции (от лат. emoveo – волную, потрясаю) это особое психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла отдельных ситуаций и явлений, которое обусловлено отношением их объективных свойств непосредственно к потребностям субъекта. При протекании эволюции эмоции возникли в качестве такого средства, которое позволяет определять живым существам биологическую значимость состояний организма, а также внешних воздействий. В целом же эмоции очень обогащают каждого человека, а также делают его более восприимчивым к окружающему [20, c. 112].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева, О.В. Особенности психоэмоциональной сферы леворуких детей / О.В. Андреева, В.И. Лупандин // Объединен. науч. журн. – 2005. № 21. – С. 52-56.
2. Андреева, О.В. Особенности эмоциональной сферы леворуких детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук / О.В. Андреева. – Екатеринбург, 2006. – 164 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – 5-е изд. – СПб., 2016. – 244 с.
4. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Владос, 2013. – 434 с.
5. Гераскина, Ю.Н. Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста / Ю.Н. Гераскина. – М.: Педагогика, 2015. – 106 с.
6. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь. 2015. – 244 с.
7. Готовимся к школе. Программно - методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР / под ред. С. Г. Шевченко. – М. 1998. – 264 с.
8. Диагностика психического развития детей: пособие по практич. психологии / сост. Т.Д. Марцинковская. – 5-е изд. – М.: Линка–Пресс, 2016. – 225 с.
9. Коненкова, И.Д. Рекомендации к организации и содержанию изучения речи дошкольников с задержкой развития / И.Д. Коненкова // Коррекционная педагогика. – 2003. – № 2. – С. 30 - 32.
10. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. – 4-е изд. – М., 2015. – 344 с.
11. Мухина, В. Детская психология: учеб. пособие / В. Мухина. – М. : Линка–Пресс, 2015. – 386 с.
12. Никашина, Н.А. Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Основные направления коррекционной работы / Н.А. Никашина // Обучение детей с задержкой психического развития. – М.,1991. – С.34-45.
13. Павлей, Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития / Т.Н. Павлей // Дефектология. – 2000. – № 4. – С. 23 - 26.
14. Петровский, В.А. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / В.А. Петровский. – М., 2006. – 198 с.
15. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ. ред. С.Г. Шевченко. – М., 2013. – 298 с.
16. Психология и педагогика: учеб. пособие / сост. Романова И.А. – 6-е изд. – М.: Экзамен, 2016. – 228 с.
17. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С.Б. Забрамная, О.В. Боровик. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 288 с.
18. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А.В. Семенович. – М. : Юрайт, 2015. – 320 с.
19. Смолярчук, И.В. Эмоциональное развитие детей с задержанным психическим развитием / И.В. Смолярчук // Гаудеамус. – 2019. – Т. 1. – № 3. – С. 32-40.
20. Хилько, М.Е. Возрастная психология / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 200 с.
21. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 2009. – 388 с.