Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Стилистические возможности русского, как и любого другого языка, практически неисчерпаемы на синтаксическом уровне, так как синтаксис позволяет использовать единицы без привязки к четкой стилевой окраски или без прикрепления их к конкретным речевым сферам.
В связи с этим исследование особенностей вопросительных предложений, типов используемых в литературном, публицистическом, политическом или устном дискурсе вопросительных предложений становится актуальным, особенно с точки зрения прагматического направления высказывания.
Одним из этапов такого исследования можно считать анализ типов вопросительных конструкций в литературном произведении на примере повести «Выстрел» из цикла «Повестей покойного И.П. Белкина» А.С. Пушкина.
Предмет работы – вопросительные предложения и их типологизация.
Объект работы – повесть «Выстрел» из цикла «Повестей покойного И.П. Белкина» А.С. Пушкина.
Цель работы – анализ особенностей и типов вопросительных предложений на примере повести «Выстрел» из цикла «Повестей покойного И.П. Белкина» А.С. Пушкина.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) рассмотреть понятие вопросительного предложения в современном русском языке;
2) проанализировать средства выражения вопроса в вопросительном предложении;
3) выделить классификации вопросительных предложений в современном русском языке по версии исследователей;
4) проанализировать примеры вопросительных предложений из повести «Выстрел» из цикла «Повестей покойного И.П. Белкина» А.С. Пушкина и выделить их типы.
Методы работы. В данной работе были использованы методы теоретического анализа и обобщения материала, метод сплошной выборки (из текста повести «Выстрел»), описательный метод.
Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование можно использовать в качестве пособия на уроках литературы в средней школе при изучении темы вопросительных предложений.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка литературы.
Глава 1. Общая характеристика вопросительных предложений русского языка
1.1. Понятие вопросительного предложения в современном русском языке
«Вопросительные предложения - это предложения, с помощью которых говорящий о чем-то спрашивает, то есть хочет получить любую положительную информацию, которой у него самого нет». Это определение дано авторами раздела Энциклопедии русского языка под редакцией Ю.Н. Караулова .
История вопросительных предложений восходит к 16 веку: вопросительный знак встречается в печатных книгах того времени. В XVIII веке выражение вопроса было записано в «Грамматике» В. Адодурова (1731) и «Русской грамматике» М.В. Ломоносова (1755, опубликовано в 1757 году) .
Вопросительные предложения долгое время привлекали внимание многих ученых. Большой вклад в описание интонации вопросительных предложений внес А.М. Пешковский, И. Распопов, Е.М.Галкина-Федорук, В.В. Бабайцева и другие.
В «Грамматике русского языка» под редакцией академика В.В. Виноградова, параграфы 409-419 посвящены вопросительным приговорам. Автор раздела «Виды предложений с целью изложения» - профессор Галкина-Федорук Е.М. под вопросительными предложениями понимает такие предложения, «... в которых посредством интонации, а также посредством специальных слов или словосочетаний говорящий выражает свое желание узнать что-то у собеседника» .
Как видно из определения, автор обращает внимание не только на местоимения и наречия, но и на другие средства выражения вопросительности: интонацию и порядок слов в предложении.
Галкина-Федорук делит вопросительные предложения по значению на три группы: собственно-вопросительные, риторические, вопросительно-мотивирующие; дает описание каждого типа, приводит интересные примеры из классической литературы, дает подробное описание средств общения между местоимениями, наречиями, частицами. Интересен, на наш взгляд, анализ риторических вопросов и их роль в художественной речи как ярких стилистических средств .
В 70-х годах ХХ века структурный аспект описания синтаксических единиц стал очень популярным. Профессор Н.Ю. Шведова впервые дала полный перечень структурных схем, по которым вопросительные предложения строятся в современном русском языке.
Она выделила два типа структурных схем :
1) к первому типу относятся вопросительные предложения, содержащие вопросительное местоимение;
2) ко второму типу относятся вопросительные предложения, не содержащие вопросительного слова.
Н.Ю. Шведова делит конструкции вопросительных предложений на свободные и фразеологические. Впервые Н.Ю. Шведовой в грамматике описаны парадигмы вопросительных предложений и выделены те, которые не имеют форм изменения.
Интересной, на наш взгляд, является классификация функций вопросительных предложений, предложенная Н.Ю. Шведовой, в которой она описывает основные и второстепенные функции вопросительных предложений. Наиболее интересны вопросительные предложения, используемые во вторичной функции. Это дает возможность анализировать вопросительные предложения в текстах разных стилей:
1) риторический вопрос;
вопрос - внутреннее отрицание;
2) вопрос, подтверждающий приказ или вопрос - предупреждение, вопрос - угроза;
3) вопрос - уточнение;
4) вопрос, выражающий эмоциональную реакцию говорящего .
Важным событием в лингвистике стало издание Русской Грамматики-80, к которой семантический аспект превалировал в описании синтаксических единиц. Авторами раздела «Вопросительное предложение» являются несколько ученых: И. И. Ковтунова (Порядок слов), Е. Брызгунова (Взаимодействие лексики, контекста и интонации) и И.П. Святогор (Общая характеристика вопросительных предложений и функционально-семантических типов вопросительных предложений) .
Под вопросительными предложениями И.П. Святогор понимает такие предложения, «... в которых желание говорящего что-то узнать или убедиться в чем-то выражается особыми языковыми средствами». По характеру необходимой информации он выделяет четыре критерия:
1) сведения о фигуре;
2) сведения о месте действия;
3) о цели;
4) о ситуации в целом (См. Рис. 1).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бабайцева, В.В. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч.2: Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; Под. ред. Е.И. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 704 с.
2. Бердник, Л.Ф. Коммуникативные типы русских предложений: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь, 1982. – 24 с.
3. Брызгунова, Е.А. О смыслоразличительных возможностях русской интонации // Вопросы языкознания. – 1971. – № 4. – С. 175 - 182.
4. Валгина, Н.С. Синтаксис современного русского языка. Учебник для вузов. М.: Высшая школа. – 1973. – С. 67-68.
5. Гаврилова, Г.Ф. Вопросительные конструкции, их семантика и сочетаемость // Слово и время / Сб. науч. тр./ Славянск, 1997. – С.23-27.
6. Гвоздев, А.Н. Очерки по стилистике русского языка. Издание третье. – М.: Просвещение, 1965. – 408 с.
7. Грамматика русского языка / Гл. ред. В.В. Виноградов/. – В 2 т. – Т. 2. Синтаксис. – М.: АН СССР, 1960. – С. 356- 364.
8. Грамматика русского языка, т. II, ч. 1. Синтаксис. -М.: 1980. - С. 356-364
9. Грамматика современного русского литературного языка /Под ред. Н.Ю. Шведовой/. – М.: Наука, 1970. – С. 570-574; 594-595.
10. Губарева М.В. Словесность в юриспруденции / М.В. Губарева - Казань, 1995.- 214 с.
11. Гумарова Л.Н. Структурно-семантические особенности вопростно-ответного диалогического единства. //http://www.rusnauka.com/2_KAND_2009/Philologia/39516.doc.htm
12. Карасик В. И. Язык социального статуса / В. И. Карасик - М.: 2002. – 242 с.
13. Левин Г.Ю. Понимание базового содержания вопроса / Г.Ю. Левин // Проблемы семантики и прагматики. М.:1989. 148 с.
14. Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. М., 2006. 170 с.
15. Орлова, М. Н. О принципах классификации вопросительных предложений // Вопросы методологии и методики лингвистических исследований. – Уфа, 1966. – С. 118-121.
16. Поспелов А.Г., Чахоян Л. П. Некоторые итоги и перспективы изучения единиц речевого общения / А.Г. Поспелов // Диалог глазами лингвиста. Куйбышевский ун-т, 1994. - С. 15-24.
17. Почепцов О.Г. Интенция спрашивающего как текстообразующий фактор / О.Г. Почепцов // Лингвистика текста и методика преподавания иностранных языков. Киев, 1981. - С. 27-34.
18. Пушкин А.С. Повести покойного И.П. Белкина // Сочинения: В 3 т. Т. 3. Проза. - М., 1987. - С. 45-101.
19. Распопов. И. П., Вопросительные предложения/ /РЯШ. – 1958. – № 2.– С.35-37.
20. Русский язык. Энциклопедия \ Гл. ред. Ю.Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая российская энциклопедия. Дрофа.,1997. – С. 75 – 76.
21. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Каписнос и др.; под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта. М., 2003. С. 28.
22. Шведова, Н.Ю. К изучению русской диалогической речи. Реплики - повторы // Вопросы языкознания. – 1956. – № 2. – С. 67 – 82.