Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной философии, культурологии, социологии, психологии, педагогике существует целое направление, обосновывающее пути гуманизации образовательной действительности и раскрывающее специфику этого социально-педагогического явления.
Длительный период в нашей стране ведущей концепцией в системе образования была авторитарная, построенная на субъект-объектных отношениях, в которых учитель (субъект) воздействует на ученика (объект), и требующая безоговорочного подчинения требованиям педагога.
Гуманистическая концепция, основанная на принципах уважения, права на развитие, ориентированная на самореализацию личности подрастающего человека, на сотрудничество педагога и ученика, пришла на смену авторитарной концепции и активно развивается в теории и практике системы образования.
Одним из активных зарубежных представителей революционного направления в педагогике является П. Фрейре – представитель «критической педагогики», который, критикуя стереотипные модели образования, поднял вопрос о необходимости вдумчивого, сознательного отношения учеников к обучению, об ответственности учителей за реализацию способностей их подопечных.
В отечественной педагогике определением гуманитарных приоритетов в философии и методологии образования отличаются труды А.Г. Асмолова, М.М. Бахтина, Б.С. Гершунского и др.
Обоснованию различных концепций и проектов гуманистической педагогики как направления в теории и практике образования, ориентированного на изучение, обоснование и создание условий, благоприятных для индивидуального развития и личностного становления субъектов образования, посвящены исследования В.В. Серикова, В.А. Сухомлинского, О.С. Газмана и др.
Актуальность гуманистической педагогики подтверждена современными учеными и практиками, провозгласившими 17 июля 2011 года «Манифест гуманной педагогики».
Целью нашей работы является анализ современных педагогических концепций и парадигм.
Для достижения цели мы должны решить следующие задачи:
- рассмотреть различные методологические подходы, реализуемые в современной педагогике;
- выяснить сущность гуманистической педагогики;
- определить специфику преподавания английского языка в русле гуманистической педагогики.
Объект исследования – современные педагогические концепции и парадигмы.
Предмет исследования – специфика преподавания английского языка в русле гуманистической педагогики.
Методы исследования: анализ научной и учебной литературы, обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Современные педагогические концепции и парадигмы
1.1. Герменевтический подход в педагогике
Парадигмальный сдвиг в педагогической науке, переход от авторитарной к гуманистической педагогике, произошедший в конце прошлого столетия, сопровождается обновлением ранее существовавших теорий, концепций и методологических основ обучения и воспитания.
Процесс гуманизации педагогики привел к рассмотрению человека как высшей ценности общества и самоцели социального бытия. А методологический плюрализм, предполагающий обращение в поисках ответов к различным гуманитарным наукам, дисциплинам и теориям, характерен для современного этапа развития педагогики и в целом рассматривается как одна из перспективных линий развития науки.
Гуманистическая платформа педагога, построенная на академических знаниях закономерностей развития человека, его отношения к окружающему миру, направляет вектор современных исследований на интегрирование смежных наук: философии, позволяющей обогащать базисные теории бытия, запускать механизмы личностной динамики, обосновывать основные принципы развития; психологии, помогающей понять и принять личность во всем ее разнообразии и противоречиях; синергетики, выстраивающей диалоговое пространство в гибком открытом режиме с учетом зон самоорганизации; семиотики, информирующей об искусстве трансформации и понимания вербальных и невербальных знаков; акмеологии, создающей условия для понимания личностного пути как выхода на вершины через преодоление препятствий; герменевтики, трактующей смыслы личностного поведения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Педагогика достоинства: идеология дошкольного и дополнительного образования // Образовательная политика. 2014 № 3. С. 2-4.
2. Байдикова Н.Л. Реализация гуманистического подхода к обучению иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. С. 93.
3. Бакланов П.А. Усвоение общечеловеческих ценностей в процессе изучения иностранного языка // Вопросы, гипотезы, ответы. Наука XXI века. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014. С. 86-102.
4. Вригт Г. X. Логико-философские исследования: Избранные труды. М.: Прогресс, 1986. 600 с.
5. Газман О.С. Неклассическое воспитание : От авторитар. педагогики к педагогике свободы. М. : МИРОС, 2002. 294 c.
6. Гершунский Б.С. Философия образования. М. : Флинта, 1998. 427 с.
7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Минск : Нар. асвета, 1981. 288 с.
8. Демакова И.Д. Гуманистическая парадигма современного воспитания: теория и практика // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2010. № 4. С. 66-71.
9. Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики и варианты ее реализации в научно-образовательной практике // Образование и наука. 2012. № 6. С. 19-42.
10. Зырянова Т.В. Герменевтический метод как способ повышения качества филологического образования : На примере художественной литературы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Москва, 1998. 17 с.
11. Игропуло И.Ф. Методологические основания разработки современной педагогической теории // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2011. № 4. С. 159-163.
12. Кузнецова Т.Н. Преподавание иностранных языков и гуманизация образования // Русистика. 2003. № 1. С. 135-143.
13. Кускова С.В. Принципы гуманизации взаимодействия педагога и студента в процессе обучения иностранному языку : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Мурманск, 2003. 18 с.
14. Попов Е.Б. Гуманистическая педагогика в образовательной действительности : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.01. Санкт-Петербург, 2007. 46 с.
15. Пургина Е. И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке : учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. 275 с.
16. Пушкин А.А., Тенякова Е.А. Педагогические идеи гуманизма В.А. Сухомлинского на занятиях по иностранному языку // Учитель создает нацию: Сборник материалов IV международной научно-практической конференции. г. Грозный, 21 ноября 2019 года. Грозный: ООО НПКП «МАВР», 2019. С. 149-152.
17. Россеина В.Ф. Формирование гуманистической направленности личности учителя иностранных языков в условиях учебно-научно-педагогического комплекса : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Волгоград, 2008. 20 с.
18. Сахарова Н.С., Мачнева Л.Ф. Активное овладение иностранным языком как средство гуманизации высшего профессионального образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2000. №3. С. 27-32.
19. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
20. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография. М.: Логос, 2012. 448 с.
21. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2003. 192 с.
22. Ферейре П Педагогика угнетенных / пер. И.В. Никитина, М.И. Мальцева-Самойлович. М.: Азбука-Аттикус, 2018.
23. Педагогика угнетенных
24. Фирсова А.Е. Применение антропологического подхода в современной педагогической теории и инновационной образовательной практике // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 677.
25. Чжао Синь Чжу Творческое наследие М. М. Бахтина в воспитании современной молодежи // Современное педагогическое образование. 2018. № 5. С. 23-26.