Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конфликты являются одним из главных феноменов современной политической и социальной жизни. Широко известно, что существование человека в социуме полно противоречий, часто приводящих к столкновению мнений, интересов как больших и малых социальных групп, так и отдельных людей. Конфликт (от лат. «confluctus») – это столкновение интересов, сторон, мнений, сил.
Для эффективного разрешения возникающих проблем человеку нужно овладеть необходимым уровнем теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знаниями о причинах возникновения и способах разрешения конфликтов [11, 18, 22].
Проблематика конфликтов получила в специальной научной литературе (психологической, социально-экономической) довольно широкое освещение.
Среди исследователей, которые рассматривают проблематику конфликта можно выделить Т.Ю. Базарова, В.В. Бандурина, В.Р. Веснина, Б.Л. Еремина, А.Я. Кибанова, А.И. Морозова, Э.А. Уткина и др.; работы, посвященные коррекции конфликтного поведения (А. Адлер, Д. Морено, Ф. Перлз, К. Роджерс, И. Ялом) [20, с. 137] .
Основанием для конфликтов у детей младшего школьного возраста в условиях школы или класса наиболее часто всего выступают эмоциональная возбудимость обучающихся и личная неприязнь. Для общеобразовательной организации, как для каждого социального института, характерны различные конфликты. Педагогическая деятельность изначально направлена на формирование и развитие личности обучающихся и ее целью является передача обучающимся социального опыта и знаний, а также наиболее полное освоение ими данного опыта [3, с. 67].
Следует отметить, что именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в дальнейшей жизни в предконфликтных ситуациях и конфликтах. Поэтому в школе крайне важно создавать благоприятные социально-психологические условия, которые обеспечивают душевный комфорт ребенку. Необходимо отметить, что межличностные, межличностно-групповые и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности образовательной организации, а главное обучающегося [4, с.74].
Межличностные конфликты, возникающие между обучающимися, оказывают негативное влияние как на самих конфликтующих, так и на весь класс. В классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический микроклимат, обучающиеся плохо усваивают программный материал. Простая обида способна, в итоге, привести к проявлению агрессии и жестокости в отношениях [12, c. 54].
Конфликты отрицательно влияют на настроение и психическое состояние обучающихся, находящихся в конфликте. Стресс, который возникает в результате конфликта, может стать причиной многочисленных серьезных заболеваний. Именно поэтому, своевременные превентивные меры оказывают положительное влияние на психофизиологическое здоровье обучающихся и преподавателей.
Актуальность и важность исследуемой проблемы, ее незначительная разработанность определили выбор нами темы исследования: «Особенности межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте».
Цель работы: изучение межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте.
Гипотеза: ведущими стилями поведения в конфликтных ситуациях в системе педагог-обучающийся будут сотрудничество и компромисс.
Объектом исследования является конфликт как социально-психологическое явление.
Предмет исследования: стили поведения в конфликте у младших школьников.
Задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. раскрыть понятие «конфликт», охарактеризовать его сущность и виды;
3. рассмотреть функции, причины и стили поведения в конфликтах;
4. проанализировать стили поведения в конфликтных ситуациях у младших школьников.
Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 7 г. Саратов. Всего в исследовании приняло участие 16 человек: 1 преподаватель и 15 обучающихся.
В качестве основных методов исследования применялись: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы, наблюдение, диагностика.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретический анализ проблемы конфликта в современной психолого-педагогической литературе
1.1. Понятие, сущность и виды конфликтов
Проблематика конфликтов получила в специальной научной литературе (психологической, социальной) довольно широкое освещение.
В настоящее время издается значительное число учебной литературы, монографий, статей, которые посвящены исследуемой проблеме.
Среди зарубежных направлений исследований конфликта выделяются: психоаналитическое (А. Адлер, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни); социотропное (С. Сигеле, У. Мак-Дугалл и др.); этологическое (Н. Тинберген, К. Лоренц); теория групповой динамики (Д. Креч, К. Левин, Л. Линдсей); фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер); поведенческое (А. Бандура, А. Басе, Р. Сирс); социометрическое (С. Додд, Э. Дженигс, Д. Морено, Г. Гурвич); интеракционистское (Д. Мид, Д. Шпигель, Т. Шибутани) [18, 22].
Среди отечественных исследователей, которые рассматривают проблематику конфликта можно выделить Т.Ю. Базарова, В.В. Бандурина, В.Р. Веснина, Б.Л. Еремина, А.Я. Кибанова, А.И. Морозова, Э.А. Уткина и др.; работы, посвященные коррекции конфликтного поведения (Д. Морено, Ф. Перлз, К. Роджерс, И. Ялом) [20, с. 137].
Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие взаимопонимания между несколькими сторонами, которые могут быть определенными лицами или группами. Каждая из сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения и цель, и препятствует другой стороне осуществлять аналогичные действия [8, 9].
Большинство людей чаще всего ассоциируют конфликт с угрозами, спорами, агрессией, враждебностью и т. п. В итоге существует мнение, что конфликт – это явление крайне нежелательное и его необходимо незамедлительно разрешать, как только он возникнет. Но в большинстве случаев конфликт способствует выявлению разнообразных точек з
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Базаров, Т.Ю. Психология управления персоналом: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Ю. Базаров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 381 c.
2. Вайнштейн, Л.А. Психология управления: учебное пособие / Л. А. Вайнштейн, И. В. Гулис. - Минск : Вышэйшая школа, 2018. - 382 с.
3. Василенко, М. А. Основы социально-психологического тренинга: моногр. / М.А. Василенко. - М.: Феникс, 2014. - 128 c.
4. Венгер, Л.А.Психология./ Л.А. Венгер, В.С. Мухина - Москва, «Просвещение», 2013. - 378 с.
5. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
6. Гришина, Н.В. Психология конфликта/ Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2016. – С. 575.
7. Гуревич, П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 559 c.
8. Зобова, А.Г. О современных тенденциях и методах управления конфликтами на предприятиях // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sovremennyh-tendentsiyah-i-metodah-upravleniya-konfliktami-na-predpriyatiyah (дата обращения: 31.01.2021).
9. Зуб, А.Т. Психология управления: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Т. Зуб. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 372 c.
10. Ивановская, Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2013. - 64 c.
11. Калина, Н.Ф. Психология личности: Учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2015. - 214 c.
12. Караванова, Л. Ж. Психология: учебное пособие / Л. Ж. Караванова. – Москва: Дашков и Кº, 2014. – 263 с.
13. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Теория и практика. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождение персонала: Учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2013. - 80 c.
14. Ковалев, А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. - М.: Издательство политической литературы, 2014. - 272 c.
15. Конфликтология: Учебник / Под ред. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 543 c.
16. Леонов, Н.И. Основы конфликтологии: Учеб. пособие/ Н.И. Леонов. — Ижевск, 2019.- 418 с.
17. Пак, Т.С. Психология развития и возрастная психология / Т.С. Пак. - М.: Человек, 2010. - 48 c.- ISBN: 978-5-903508-85-3
18. Самыгин, С.И. Социология и психология управления: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Г.И. Колесникова, С.Н. Епифанцев. - М.: КноРус, 2015. - 311 c.
19. Столяренко, Л. Д. Психология делового общения и управления / Л.Д. Столяренко. - М.: Феникс, 2014. - 416 c.
20. Терешина Е.А. История конфликтологии / Учебное пособие. – Проспект, 2017. – С. 237
21. Филина, Ф. Н. Самый лучший стиль управления // Новый менеджмент. - 2007. - № 5.- URL: http://www.new-management.info (дата обращения: 31.01.2021)
22. Целютина, Т.В. Рациональное поведение руководителя и эффективная коммуникация в конфликте: стратегии управления конфликтами / Т.В. Целютина, Д.Л. Линкина, А.Н. Поляков // ПНиО. - 2015. - №1 (13). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ratsionalnoe-povedenie-rukovoditelya-i-effektivnaya-kommunikatsiya-v-konflikte-strategii-upravleniya-konfliktami (дата обращения: 30.01.2021).
23. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c.