Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конец XIX начало XX века ознаменовались технологическими прорывами, скачками в развитии человечества, пересмотре сложившейся социальной, политической и других сфер жизни людей. Но прогресс принес с собой и кризисы, которые подрывали сложившиеся отношения в обществе и не давали образовываться новым взаимосвязям. Все стороны человеческой жизни претерпевали изменения.
В теории экономики начали появляться новые направления, новые теории, которые, взаимодействуя с меняющимся миром, заставили по-новому посмотреть на экономику.
Так, к примеру, институционализм. Это течение появилось в 20-30-е годы XX века в США. Его появление было связано с усилением влияния на экономику различных социально-политических институтов, которые представляли собой совокупность общественных норм, традиций и законов, сосредоточенных в общественных образованиях, таких как семья, религия, государство и т.д. Родоначальником институционализма был Том Стейн Верблейн, представителями - Джон Коммонс, Лесли Клер Митчелл и др.
Монетаризм появился в 60-е года 20 века в США, был разработан Милтоном Фридманом. Принципы монетаризма нашли свое практическое применение в рейгономике США и тетчеризме Великобритании. Основное внимание монетаристы уделяли не товарному, а денежному обращению.
Одним из наиболее важных течений того времени было Кейнсианство, которое потеснило Классическую школу экономики.
Объект исследования - теория кейнсианства, регулируемый рынок.
Предмет исследования – особенности теории кейнсианства.
Цель работы – изучить теорию кейнсианства, регулируемый рынок.
Задачи работы:
изучить кейнсианство и причины его возникновения;
раскрыть особенности экономического учения Кейнса;
рассмотреть ключевые положения теории Кейнса;
охарактеризовать регулирование рынков капитала в теории Кейнса;
раскрыть взлеты и падения кейнсианской экономической политики;
изучить причины кризиса кейнсианства.
При подготовке работы в процессе изучения первоисточников были использованы сравнительный метод, метод абстрактного мышления, метод дедукции и индукции.
1. Теоретические аспекты экономического учения Кейнса
1.1 Кейнсианство и причины его возникновения
В 1929–1939 году мир переживал один из самых сильных и продолжительных экономических кризисов, который получил название Великой депрессии. Тогда стало очевидно, что доминирующая в то время неоклассическая теория и методы не отвечают требованиям реального экономического положения.
Вызовы Великой депрессии привели к возникновению нового направления экономической мысли, основателем которого стал выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс. В своем главном труде «Общая теория занятости, процента и денег» он заложил основы макроэкономики и ознаменовал начало так называемой Кейнсианской революции и теории кейнсианства .
Кейнсианство — это буржуазная экономическая школа, которая рассматривает капиталистическую систему как сумму всех расходов, разделенных на четыре сектора: потребление, правительственные расходы, бизнес-инвестиции и сеть экспорта. Экономический спад здесь рассматривает как отказ одного из секторов от расходов, а выход из положения видится в росте расходов другого сектора. Чтобы предотвратить кризис, правительство может применить экономические рычаги вроде снижения процентной ставки для стимулирования расходов или вмешаться напрямую через фискальные расходы. Кейнсианцы могли бы описать нынешний кризис как снижение производительности в сочетании со »снижением корпоративных инвестиций и индивидуального потребления». И если невозможно восполнить провал за счет экспорта, то единственным средством остается правительственное стимулирование.
Такие меры предпринимаются не для того, чтобы помочь рабочим, а прежде всего, чтобы спасти бизнес. Как говорил сам Кейнс в 1931 году, »если мы хотим исправить ситуацию с безработицей, очевидно, что мы должны прежде всего сделать бизнес более прибыльным». И хотя нынешние стимулирующие выплаты, несмотря на их явную недостаточность, и являются спасательным кругом для рабочим, помогая им покупать товары первой необходимости и платить за жилье, для правящего класса вовсе не это является основной целью. Правительство раздает деньги в расчете на то, что рабочие вернут их корпорациям через потребление. И в то же самое время правительства штатов, имеющие большой бюджетный дефицит, готовятся проводить массовые урезания социальных расходов. Стимулирующие меры могут быть только временными, в то время как правящий класс каждый день ищет способы, как переложить издержки кризиса на плечи трудящихся.
Первым эту теорию начал разрабатывать британский экономист Джон Мейнард Кейнс в годы Великой Депрессии. Учитывая, что господствовавшие в то время ортодоксальные экономические теории не могли объяснить кризис или указать на политику, которая подсказала бы решение, правящий класс прагматически увидел выход в кейнсианстве. Рузвельт, еще в 1932 году проводивший урезания бюджета, был вынужден резко дать задний ход и в 1933 году запустил свой Новый Курс, обеспечивший, хотя и за нищенскую плату, крайне необходимыми рабочими местами миллионы рабочих. Начиная с 1934 года капиталисты столкнулись с небывалой по масштабам волной забастовок, в ходе которых миллионы рабочих объединились в профсоюзы. Чтобы защитить свою систему от натиска рабочего движения, правящий класс пошел на уступки .
Однако, Новый Курс не смог обеспечить устойчивого экономического восстановления, и в 1937-38 годах страна впала в новую депрессию. И только государственный перевод экономики на военные рельсы и массовое уничтожение капитала за время Второй мировой войны создали новое поле для прибыльных инвестиций и позволили капитализму восстановиться.
Сущность кейнсианства состоит в необходимости активного вмешательства государства в экономическую политику.
Согласно Кейнсу, экономика развивается циклично, и периодические кризисы являются органической частью этого развития. Рыночная экономика не способна к саморегулированию, поэтому успешное функционирование ее механизмам может обеспечить только государственное регулирование. При этом участие государственного аппарата должно проявляться в форме увеличения или уменьшения потребительского и инвестиционного спроса, путем снижения процентной ставки и финансирования частных компаний из госбюджета.
Учение кейнсианства стало самой эффективной экономической теорией 20 века и внесло большой вклад в развитие экономики США и Западной Европы. Макроэкономика, которой положил начало Кейнс, до сих пор глубоко изучается и уточняется учеными .
1.2 Особенности экономического учения Кейнса
Кейнсианство возникло как качественно новый взгляд на причины упадка экономики и возможные пути ее развития. Опровергнув стандартную теорию о всесильности рынка, Кейнс предложил более эффективные идеи, способствующие экономическому росту.
В рамках нового подхода к форме участия государства в экономике, основным инструментом регулирования и контроля представлялась бюджетная политика. Именно она, согласно кейнсианству, должна была гарантировать занятость населения и производственного оборудования. Также Кейнс описал взаимосвязь между психологией человека и процессами экономики, которая состоит в склонности людей к сбережениям и инвестициям.
Ценность теории заключалась в предоставлении конкретных рекомендаций по развитию экономики и возможности практического воплощения.
Нынешний экономический кризис, возможно, и был спровоцирован пандемией коронавируса, но его корни лежат в более глубоком кризисе капитализма, восходящем к финансовому краху 2008-09 годов. Этот продолжающийся кризис обнажает провал капитализма в целом и неолиберального капитализма, построенного на неограниченной свободе рынков, в особенности. Для рабочего класса нынешний спад еще сильнее указывает на необходимость социалистических изменений. Правящий же класс кризис заставляет вмешиваться в экономику таким способом, который полностью противоречит ортодоксии «свободного рынка». Это, в свою очередь, включает такие меры по поддержке спроса, которые обычно описывают как «кейнсианские» — вплоть до раздачи денег напрямую трудящимся.
Явный сдвиг в сторону кейнсианских мер произошел 13 апреля, когда редакционная статья в Financial Times — традиционном органе защитников неолиберальной политики — призвала к »радикальным реформам» перед лицом пандемии коронавируса: »Правительство будет вынуждено взять на себя более активную роль в экономике. Оно должно рассматривать социальные службы скорее как инвестиции, чем как пассивы и искать способы сделать рынок труда менее незащищенным. Перераспределение вновь будет стоять на повестке дня; привилегии пожилых и богатых под вопросом. Политические меры, которые до сих пор считались эксцентричными, вроде налогов на богатых или базового дохода, теперь будет необходимо применять в разных пропорциях».
За последний раунд кризиса мы видели гораздо более серьезный поворот в сторону государственного вмешательства, чем это было в 2008-
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Балашов, А.И. Экономическая теория: Учебник / А.И. Балашов и др. - М.: Юнити, 2017. - 224 c.
2. Басовский, Л.Е. Экономическая теория: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская и др. - М.: Инфра-М, 2017. - 192 c.
3. Бурганов, Р.А. Экономическая теория: Учебник / Р.А. Бурганов. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c.
4. Гусейнов, Р.М. Экономическая теория: учебник. / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2018. - 157 c.
5. Даниленко, Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: Учебное пособие / Л.Н. Даниленко. - М.: Инфра-М, 2018. - 592 c.
6. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика: Уч. / Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. - М.: Инфра-М, 2019. - 160 c.
7. Казначевская, Г.Б. Экономическая теория: Учебник / Г.Б. Казначевская. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 320 c.
8. Казначевская, Г.Б. Экономическая теория: Учебник / Г.Б. Казначевская. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 252 c.
9. Мамаева, Л.Н. Экономическая теория: Учебник / Л.Н. Мамаева. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 352 c.
10. Носова, С.С. Экономическая теория. Дистанционное обучение. Учебное пособие / С.С. Носова. - М.: КноРус, 2019. - 350 c.
11. Носова, С.С. Экономическая теория. учебно-методическое пособие / С.С. Носова. - М.: Русайнс, 2018. - 176 c.
12. Носова, С.С. Экономическая теория (для бакалавров) / С.С. Носова. - М.: КноРус, 2019. - 350 c.
13. Пястолов, С.М. Экономическая теория. Практикум: Учебное пособие / С.М. Пястолов. - М.: Academia, 2017. - 448 c.
14. Романова, Е.В. Экономическая теория. Курс лекций / Е.В. Романова. - М.: Рипол-классик, 2017. - 160 c.
15. Руднева, А.О. Экономическая теория: Учебное пособие / А.О. Руднева. - М.: Инфра-М, 2018. - 512 c.
16. Соколинский, В.М. Экономическая теория (для ссузов) / В.М. Соколинский. - М.: КноРус, 2018. - 335 c.
17. Худокормов, А.Г. Экономическая теория в истор. развитии: Монография / А.Г. Худокормов, А. Лапидюс. - М.: Инфра-М, 2018. - 190 c.
18. Чернецова, Н.С. Экономическая теория / Н.С. Чернецова, В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская. - М.: КноРус, 2019. - 251 c.
19. Шувалова, О.В. Экономическая теория. часть 1 / О.В. Шувалова. - М.: Русайнс, 2019. - 259 c.
20. Янбарисов, Р.Г. Экономическая теория: Учебное пособие / Р.Г. Янбарисов. - М.: Форум, 2017. - 16 c.