Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы в том, что в современных экономических условиях развитие конкурентоспособности фирмы является одним из важнейших требований для эффективного осуществления деятельности предприятий всех отраслей мирового хозяйства. Для достижения положительных результатов руководству организации необходимо точно производить оценку возможностей предприятия, используя различные способы и методы, доступные на данный момент. На современном этапе развития экономики высокий уровень конкурентоспособности является главной целью большинства организаций, поэтому его можно считать одним из важнейших факторов коммерческого успеха предприятия. В рыночных условиях особое значение приобретает проблема повышения конкурентоспособности фирмы. Высокий уровень достигается не только качеством менеджмента, но также зависит от конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от превосходства над товарами конкурентов. Научные исследования в данной области, как правило, ориентированы на изучение имеющегося опыта развития рынка. Поэтому возникает необходимость в создании комплексного подхода к определению и оценке конкурентоспособности для розничного предприятия с целью выбора наиболее реальных и эффективных стратегий.
Конкуренция в нашей стране усиливается, из-за этого руководителям предприятий надо постоянно находить новые и целесообразные инструменты, чтобы повышать конкурентоспособность своих предприятий. У конкурентоспособности нет общепринятого формального или количественного определения. В последние десять лет самый большой вклад в разработку вопросов, касающихся конкурентоспособности компании, внесли экономисты из Америки И. Ансофф, М. Портер и др. Рассматривая причины высокой конкурентоспособности компании, получается, что она, по большей части, зависит от того, есть или нет в государстве условия, которые помогают повышать конкурентоспособность: нужные факторы производства, развитый спрос, зрелость конкурентной среды, качество менеджмента, разумная политика государства, благоприятные случайности. На сегодняшний день решающий фактор коммерческого успеха заключается в конкурентоспособности. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям клиентам как по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, так и по коммерческим и прочим условиям его реализации.
Выбранная тема является актуальной, потому что сфера услуг является одним из важных направлений развития современной экономики и для её успешного развития необходимо понимать, что она является самостоятельным направлением на товарном рынке и маркетинг сферы имеет свои особенности и отличия от маркетинга в промышленности и торговле.
Объект исследования: конкурентоспособность салона красоты «Королева Красоты» в г. Екатеринбург.
Предмет исследования: оценка конкурентоспособности салона красоты «Королева Красоты» в г. Екатеринбург.
Цель исследования: методы оценки конкурентоспособности предприятия.
Задачи исследования:
рассмотреть конкурентоспособность как экономическая категория;
изучить методы и показатели оценки конкурентоспособности предприятия;
охарактеризовать общую характеристику салона красоты «Королева Красоты»;
рассмотреть деятельность по анализу конкурентов и оценке конкурентоспособности салона красоты.
Методологической базой исследования послужили работы Н.И. Виноградовой, М.Ш. Габибовой, О.В. Денисовой, А.Н. Кара, Л.Н. Мамаевой и др., а также материалы с официальных сайтов сети Интернет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
1. Теоретические аспекты методов оценки конкурентоспособности предприятия
1.1 Конкурентоспособность как экономическая категория
Конкурентоспособность – важнейшая интегральная характеристика, используемая при оценке эффективности экономической деятельности хозяйствующего субъекта. Само понятие конкурентоспособности применяется к определенному субъекту и означает способность этого субъекта (потенциальная или реальная) выдерживать конкуренцию. Конкурентоспособность используется в качестве сравнительной характеристики продукции, которая содержит комплексную оценку производственных, коммерческих, организационно-экономических показателей по отношению к выявленным требованиям рынка или свойствам аналогичной продукции .
Конкурентоспособность представляет собой относительную и интегральную характеристику, которая отражает отличие товара и определяет его привлекательность в глазах потребителей. Конкурентоспособность понятие, имеющее множество аспектов. Оно означает соответствие продукции рыночным условиям, определенным потребительским требованиям.
Конкурентоспособной считается продукция, которая обладает не только высокими потребительскими свойствами, но и находится в соответствии с требованиями международных стандартов в сфере экологической безопасности. Конкурентное преимущество Исходной точкой экономического анализа можно считать определение технических и экономических факторов конкурентоспособности, трактуемых в качестве совокупности критериев количественной оценки конкурентоспособности предприятия.
Рыночные позиции определяются внутренними конкурентными преимуществами, которые группируются по шести значимым аспектам: конкурентоспособность продукции; финансовое состояние компании; степень эффективности маркетинговой деятельности; рентабельность продаж; имидж компании; эффективность управления.
Цена, качество и условия продаж - важнейшие факторы конкурентоспособности торгового предприятия. Очевидно, что качественный товар, реализуемый (в сравнении с иными торговыми предприятиями) по более низким ценам, на условиях долгосрочного или беспроцентного кредита, привлечет больше покупателей, чем в аналогичные торговые предприятия. Также на уровень конкурентоспособности торгового предприятия значительное влияние оказывают ассортимент реализуемых товаров, условия их гарантийного и послепродажного обслуживания, а также качество услуг, оказываемых самим торговым предприятием .
Все предприниматели для объективной оценки конкурентоспособности изготавливаемой продукции, должны использовать критерии, которыми оперируют покупатели. По этой причине первоначально определяется перечень параметров, являющихся существенными с позиции покупателя. Количественная оценка конкурентоспособности товара проводится благодаря оценке совокупности качественных и стоимостных характеристик продукции.
Качественными показателями конкурентоспособности могут быть 2 группы показателей:
1. Жесткие параметры, описывающие основные функции продукции, в том числе связанные с ними основные характеристики, которые могут заменяться в относительно стабильных пределах (показатели эргономичности, технические параметры, соответствие международным стандартам и др.).
2. Мягкие параметры, которые характеризуют эстетические свойства продукции (цвет, дизайн, упаковка и др.).
На сегодняшний день значение мягких показателей растет, поскольку придает товарам особую привлекательность. Установка качественных характеристик товара является исходным пунктом оценки его конкурентоспособности.
Совокупность параметров, которыми характеризуется уровень конкурентоспособности, разделяется на 3 группы: параметры нормативной группы, устанавливающие принципиальную возможность реализации изделий на целевом рынке. Данную работу начинают с оценки патентной чистоты изделий; технические характеристики изделий, то есть их качественная составляющая (определение эталонных, необходимых качеств для потребителя); экономические параметры, включающие в себя цену потребления.
1.2 Методы и показатели оценки конкурентоспособности предприятия
Существует огромное количество расчетных и расчетно-графических методов оценки конкурентоспособности.
На современном этапе развития экономики высокий уровень конкурентоспособности является главной целью большинства организаций, поэтому его можно считать одним из важнейших факторов коммерческого успеха предприятия. В рыночных условиях особое значение приобретает проблема повышения конкурентоспособности фирмы. Высокий уровень достигается не только качеством менеджмента, но также зависит от конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от превосходства над товарами конкурентов. Научные исследования в данной области, как правило, ориентированы на изучение имеющегося опыта развития рынка. Поэтому возникает необходимость в создании комплексного подхода к определению и оценке конкурентоспособности для розничного предприятия с целью выбора наиболее реальных и эффективных стратегий .
Все методы оценки конкурентоспособности предприятия можно классифицировать по следующим признакам: категория предприятия; тип метода; особенности расчета показателей конкурентоспособности; возможность прогнозирования конкурентоспособности; учитываемые факторы
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Байда Е.А. Обеспечение конкурентоспособности производственных организаций // Вестник СибАДИ – 2015. – №3 – С. 79-83.
2. Борщева А.В., Ильченко С.В. Повышение эффективности использования кадрового потенциала предприятия // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 4 (8). – С. 8.
3. Борщева А.В., Ильченко С.В. Оценка эффективности кадровой политики организации // Вестник экспериментального образования. 2017. № 4 (13). – С. 41-51.
4. Буцкая А. А. Преимущества и недостатки конкуренции в рыночной экономике // Молодой ученый. – 2017. – №12. – С. 252-254.
5. Волошин А.В. Эволюция теорий конкуренции и конкурентоспособности в экономической науке // Журнал Фундаментальные исследования. – 2017. – № 4 (часть 2) – С. 330-338.
6. Габибова М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 85-87.
7. Головачев А.С. Конкурентоспособность организации: учеб. пособие. – Минск: Высш. шк., 2015. – 319 с.
8. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: учебник и практикум. – М.: Изд–во Юрайт. – 2013. – 573 с.
9. Давыдова А. А. Конкуренция: теоретические основы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 5-1. –2019. – 144-146.
10. Денисова О.В. Оценка конкурентоспособности предприятия // Инновационная наука – №4–1 (16). – 2016. – С. 152–156.
11. Егоров Ю.Н. Концептуальные идеи в управлении маркетингом // Маркетинг. 2017. №1. – С. 103-124.
12. Ермоленко О. А. Проблемы конкуренции в современных условиях России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – Т. 11. – С. 121–125.
13. Жгунова П.А. Повышение конкурентоспособности компаний на основе логистического подхода // Рязанский государственный радиотехнический университет. – 2019. – С. 152-154.
14. Зорина Е. В. Основные проблемы конкуренции в современной России // Молодой ученый. – 2018. – №48. – С. 393-396.
15. Иванов В. Н. Методические основы управления конкурентоспособностью // Инновационные подходы к модернизации современного общества. – 2018. – С. 41-44.
16. Кондратов М. В. Формирование и развитие теории конкуренции // Молодой ученый. – 2017. – №6. – С. 146-149.
17. Кохно Н.О. Методология оценки конкурентоспособности коммерческих предприятий // Новая наука: финансово-экономические основы. 2017. № 2. – С. 102-104.
18. Матвеева А.А. Конкурентоспособность предприятия: методы оценки и некоторые пути ее повышения // Sci-article.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1448305627
19. Олевский Г. Интернационализаация предпринимательства и национальная конкурентоспособность // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2016. №12. – С. 17-26.
20. Салон красоты «Королева Красоты» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://koroleva-k.ru/specialisty
21. Сандитов М. Д., Шабыкова Н. Э. Методы оценки конкурентоспособности предприятия // Проблемы и перспективы развития научно-технологического пространства России : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 июня 2020г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 80-84. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://apni.ru/article/878-metodi-otsenki-konkurentosposobnosti-predpr
22. Селиверстов А. С. Конкуренция на экономических рынках // Молодой ученый. – 2017. – №6. – С. 291-29.
23. Устимкин О.А. Оценка и пути повышения конкурентоспособности предприятия // Форум молодых ученых. – 2019. — №1 (29). – С. 7-10.
24. Формирование конкурентных отношений и конкурентоспособности экономических систем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-konkurentnykh-otnoshenii-i-konkurentosposobnosti-ekonomicheskikh-sistem
25. Черненкович С.С. Принципы организации внутреннего контроля на коммерческих предприятиях // Финансы коммерческих организаций: учет, контроль, анализ. – 2017. — №18. – С. 67-68.
26. Чичиренко М.А. Методы оценки конкурентоспособности предприятия // Аграрное образование и наука. 2017. № 1. – С.
27. Яконицева М.В. Маркетинговые средства анализа конкурентоспособности предприятий // Методология и практика бухгалтерского учета. – 2016. — №8. – С. 64-67.
28. Яковлева Ю. А. Роль конкуренции в рыночной экономике // Молодой ученый. – 2016. – №3. – С. 610-613.