Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время множество научных работ в области психологии и педагогики посвящено изучению гендерных особенностей детей дошкольного возраста.
Бытует мнение, что девочки сильнее мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, математические способности, но при этом мальчики более агрессивны, чем девочки.
Зарождение и усиленное развитие отношений с другими детьми и людьми у детей происходит в дошкольном возрасте. От первого опыта таких отношений зависит дальнейшее развитие личности, последующий путь личностного и социального развития, а главное, его судьба. Дошкольники постоянно находятся в контакте друг с другом, они включены в систему межличностных отношений. Они ежедневно взаимодействуют друг с другом, занимаются совместной деятельностью. В этом возрасте общение со сверстниками становиться ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игре. Развитие сферы общения является необходимым условием, как для общего психического развития личности ребенка, так и для его позитивной социализации в целом и готовности к учебной деятельности в частности.
Общество сверстников в группе детского сада выполняет функцию половой социализации, которая ускоряет процесс формирования психического пола ребенка. Она разделяет детские игры на «девчачьи» и «мальчишечьи», развивает специфические интересы и предпочтения для девочек и мальчиков.
В своих работах большое внимание проблеме детей дошкольного возраста уделяли такие ученые и исследователи, как Леонтьев А.А., Андреева Г.М., Галигузова Л.И., Горбачева В.А., Лисина М.И., Мухина В.С., Репина Т.А., Рояк А.А., РузскаА.Г., Смирнова Е.О., Калягина Е.А., Холмогорова В.М.
Цель исследования состоит в выявлении гендерных особенностей общения детей со сверстниками в дошкольном возрасте.
Объектом исследования является процесс общения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования являются гендерные особенности общения детей со сверстниками в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1.Охарактеризовать теоретические аспекты гендерных особенностей общения детей со сверстниками в дошкольном возрасте;
2.Выявить и применить методики, используемые при выявлении гендерных особенностей общения детей;
3.Проанализировать результаты использования методик при выявлении гендерных особенностей общения детей со сверстниками в дошкольном возрасте;
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ, сравнение и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: беседа с воспитателем дошкольной группы, беседа, педагогический эксперимент – наблюдение за детьми в процессе игры «Семья», качественный и количественный анализ результатов педагогического эксперимента.
Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы в количестве 16 источников,1 приложение. Опытно практическая часть работы содержит 1 диаграмму.
Глава I. Теоретические основы исследования гендерных особенностей общения детей со сверстниками в дошкольном возрасте
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Дошкольный период детства охватывает возраст от 3 до 6-7 лет.
Так, Л.С. Выготский относит к дошкольному периоду возраст от 3 до 6-7 лет и отмечает исключительное значение этого периода в развитии психики ребенка [5].
М.И. Лисина в рамках данной периодизации выделяет младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Она отмечает, что в рамках этого периода под влиянием воспитания происходит активное развитие психики ребёнка [4].
Внимание ребенка-дошкольника 4-5 лет совершенно непроизвольно, задерживается на привлекательных, броских предметах. Внимание ребенка постарше (5-6 лет) уже управляемо, хотя и не всегда, поэтому отличается недостаточной произвольностью.
Восприятие уже позволяет им хорошо видеть и слышать, ориентироваться в пространстве, различать цвета, запахи и звуки и пр. Однако полноценная систематизация воспринятого материала детям-дошкольникам еще недоступна [7].
Память является важным элементом познавательной деятельности. Ее развитие зависит от стороны и спецификации деятельности ребенка, так как один и тот же материал может по-разному запоминаться. Зависит это от роли, которую выполняет ребенок. Значит можно отметить, что память напрямую зависит от процесса произвольности внимания. Так, для старшего дошкольника характерно зачаточное формирование произвольного запоминания и припоминания. В групповых играх или на учебных занятиях старший дошкольник может удерживать в памяти правила игры и цель своего участия в мероприятии, а потом рассказать дома, что и как он делал [2].
Мышление так же является важной характеристикой познавательного процесса. У дошкольников очень стремительно развивается мышление. Так, наряду с получением новых знаний об окружающем мире, ребенок учиться синтезу, сравнению, обобщению, анализу, т.е. простейшим умственным операциям. Ребенок готовится к школе. Успешность развития мышления ребенка дошкольного возраста зависит от образовательной и воспитательной организации, в которой он находится.
Воображение ребенка-дошкольника развито очень хорошо. Данный возрастной период очень подходит для развития воображения, свободного фантазирования, развития творческих способностей [3].
В дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности - игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. Результатом развития всех видов деятельности становится умение моделировать ситуацию и воспроизводить произвольные стили поведения [10].
В дошкольном детстве, как и в младенчестве и раннем возрасте, одну из главных ролей в личностном развитии ребенка по-прежнему играет мать. Характер ее общения с ребенком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди [7].
Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом [5].
Ведущей деятельностью дошкольного детства является игра. Она глубоко изучена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др. В игровую деятельность ребенок уходит целиком.
Ролевая игра помогает ребенку отразить опыт, полученный из окружающей среды, из собственной деятельности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и трудовых взаимоотношениях взрослых, отражают эпохальные события и т.д. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр. Из-за этого у детей младшего возраста количество сюжетов для ролевых игр ограничено, а у детей старшего дошкольного возраста их гораздо больше [2].
Наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается длительность игр. Так, продолжительность игры у детей трех - четырех лет составляет всего 10-15 минут, у четырех - пятилетних доходит до 40-50 минут, а у старших дошкольников игры могут достигать несколько часов и даже в течение нескольких дней [9].
Некоторые сюжеты детских игр встречаются как у маленьких, так и у старших дошкольников (дочки-матери, детский сад).
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное внимание на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений[11].
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Это способность ложится в основу воображения [1].
Важная потребность ребенка дошкольного возраста характеризуется приспособлением к миру взрослых. Он стремится примерять на себе роли взрослых. Поскольку реальное выполнения «взрослых» функций в дошкольном детстве невозможно, у детей-дошкольников формируется противоречие между стремлением к статусу взрослого и недостаточными реальными возможностями. Данное противоречие заставляет ребенка-дошкольника осваивать новые для него сферы деятельности.
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте базируется на освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Т.е. развиваются и формируются все стороны личности индивида. Это интеллектуальная сфера, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая [4].
У детей этого возраста уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения. Ребенок овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств, 5 - 6-летний дошкольник может сдержать слезы, скрыть страх и т.д. Он усваивает «язык» чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций.
Учебная деятельность тоже является важным звеном дошкольного возраста. Занимаясь ей, дошкольник изменяется сам, он приобретает новые знания и навыки, так как, в учебной деятельности главное - это получение новых знаний [5].
В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения. При общении дошкольников со своими сверстниками ребенок стремится установить и расширить контакты с ними. При любознательности детей и при старании приобрести одобрение от взрослых, в старшем дошкольном детстве добавляются новые мотивы общения — деловые и личные. К этим мотивам общения присоединяются мотивы учения, касающиеся приобретения знаний, умений и навыков.
У многих детей в этом возрасте выражены эмоции при успехах и неудачах в деятельности. Много детей просто принимают результат своих действий, но многие воспринимают неудачу или успех, показывая отрицательные или положительные эмоции.
Фрагмент для ознакомления
3
. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.
2. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм, 2001. – 320 с.
3. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии. - СПб.: Речь, 2002. - 257с.
4. Гусева Ю.Е. Формирование гендерных представлений и полоролевого поведения у дошкольников в семье и детском саду // Гендерные проблемы в современном обществознании. Материалы первой межвузовской студенческой конференции. – СПб.: СЗАГС, НИЯК, 2001. − С. 141–146.
5. Евтушенко И.Н. Условия гендерной социализации детей дошкольного возраста // Начальная школа: плюс до и после. – 2007. − № 5. – С. 64-67.
6. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. − 2000. − №2. − с. 65-69.
7. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива) / И.С. Кон. − М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.
8. Недопасова В.А. Растем играя: Учеб. Пос. - М.: Просвещение, 2002. - 94с.
9. Немов Р.С. Психология. Том 2, - М.: ВЛАДОС, 2002. - 101с.
10. Семенова Л.Э. Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста //Вопросы психологии. − 2002. − №6. − С.23-31.
11. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 384с.
12. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том I. - ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 180с.
13. Ускембаева М.А. Гендерные индикаторы и социальная ситуация развития дошкольника // Материалы Первого Международного Конгресса социологов Казахстана «Казахстанское общество и социология: новые реалии и новые идеи». – Алматы, 2002.
14. Чекалина А.А. Гендерная психология. – М.: «Ось-89», 2006. – 256 с.
15. Элконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 360с
16. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. − М., 1994.