Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования: Февральская, а затем и октябрьская революции 1917 года привели к кардинальным изменениям во всех сферах жизнедеятельности. Данные изменения не могли не затронуть искусство, культуру, образование, в том числе и художественное. В новом обществе изменилась роль искусства и предназначение художника. Соответственно дореволюционные учебные заведения не отвечали устремлениям новой советской власти. Поэтому в первые послереволюционные годы возникает новая система художественного образования.
На смену дореволюционным художественным учебным заведениям пришли Свободные государственные художественные мастерские. А затем в Москве на их основе были организованы Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). ВХУТЕМАС стали первым послереволюционным учебным заведением для подготовки творческих кадров и местом, где зарождалось советское дизайнерское образование.
Несмотря на то, что ВХУТЕМАС просуществовал всего одно десятилетие, его вклад не только в отечественную, но и в мировую культуру неоценим. За 10 лет существования института его закончили около полутора тысяч специалистов различного профиля: художников, скульпторов, архитекторов. В стенах ВХУТЕМАСа разрабатывали новые методики преподавания, среди педагогов были видные представители авангарда, конструктивизма и рационализма.
Данная тема не теряет своей актуальности и в наше время, поскольку ВХУТЕМАС продолжает оказывать влияние на современную проектную и художественную практику, дизайн. Новые методы и взгляды на творчество, предложенные более ста лет назад педагогами ВХУТЕМАСА, до сих пор остаются жизнеспособными и актуальными. Организация учебного процесса, методики преподавания, разработанные во ВХУТЕМАСе, живут в современной высшей школе, в частности, пропедевтика, дисциплина «Пространство»
В XXI веке, когда в обществе и в системе образования происходят динамические изменения, обращение к опыту ВХУТЕМАСА представляется весьма своевременным и полезным.
Степень разработанности проблемы (литературный обзор): Во время существования самого ВХУТЕМАСА в 1920-е гг. работы его педагогов и учеников освещались в периодике. В качестве примера можно привести журнал «Советская архитектура». В 1930 г. ВХУТЕМАС прекращает свое существование, и по идеологическим и политическим причинам его наследие оставалось забытым вплоть до 1960-х гг.
В постсоветское время появляется достаточно большое количество работ, посвященных системе художественного образования в послереволюционной России вообще и ВХУТЕМАСу в частности: монографии, сборники, статьи в периодике, диссертационные исследования и т.п.
Прежде всего, необходимо отметить работы С.О. Хан-Магомедова, изданные на рубеже XX-XXI вв.: «ВХУТЕМАС», «Архитектура советского авангарда» , «Сто шедевров советского архитектурного авангарда», «Пионеры советского дизайна» др. Его монография «ВХУТЕМАС» является первым фундаментальным изданием в отечественной библиографии, посвященное этому уникальному художественному учебному заведению. В данной работе автор показывает, как формировались новые творческие течения, разрабатывались новые методики обучения, в том числе пропедевтических дисциплин, ставших цементирующим фактором взаимодействия искусств. «ВХУТЕМАС» – результат многолетних исследований С.О. Хан-Магомедова, который обследовал наряду с государственными хранилищами более 150 личных архивов бывших преподавателей и студентов ВХУТЕМАСа, выявив большой объем ранее неизвестного фактического материала.
ВХУТЕМАСу посвящено достаточно большое количество научных статей. Однако, их авторы останавливаются на каких то конкретных аспектах: социально-культурный контекст эпохи, деятельность определенного педагога или его концепция, метод преподавания конкретной дисциплины,
Например, В.Л. Барышников рассматривает деятельность К. Истомина, С.С. Громик - концепцию пространства Н. Ладовского и т.п. Образовательно-методические концепции ВХУТЕМАСа рассматривают в своем творчестве М.В. Горелов, Е.А. Заева-Бурдонская, С.М. Михайлов, Н.Е. Руднева, В.В. Партылова, И.В. Юстус и др. Достаточно часто ВХУТЕМАС сравнивается с Баухаузом. Данной теме посвящены исследования В.Д. Козловского, Н.В. Койновой, А.С. Хлебникова и др.
Из современных молодых ученых необходимо отметить работы В.Д. Козловского, в которых он рассматривает историко-культурные предпосылки создания ВХУТЕМАСа, ВХУТЕМАС как социокультурный феномен, деятельность во ВХУТЕМАСе таких педагогов, как А. Лавинский, Н. Ладовский и др.
В 2018 году отмечалось сто лет со дня основания новых учебных заведений – Свободных государственных художественных мастерских. К этой дате была приурочена конференция «СГХМ. Из столицы – в регионы. 1918–1920-е гг.», которая объединила исследователей из российских городов, собравших новые материалы о развитии художественного образования вдали от Москвы в 1918–1920 годах. Это позволило составить целостную картину реформы художественного образования в послереволюционной России. Так же деятельности свободных художественных мастерских посвящены работы Е.Ю. Басниной, Л.И. Ивановой-Веэн, Г.В. Малясовой и др.
В 2020 году отмечало столетие создания ВХУТЕМАСА, что вызвало большое количество публикаций, посвященных данной теме. В 2019-2020 гг. проводились многочисленные конференции, посвященные деятельности ВХУТЕМАСА и по их итогам издавались сборники работ.
Так, по материалам международной научной конференции «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX–XXI веков» была выпущена одноимённая монография. В данном издании представлены малоизвестные страницы из истории школы, анализируется становление нового архитектурно-художественного образования, показано влияние ВХУТЕМАСа на архитектуру и искусство XXI века.
Однако, вышеперечисленные исследования касаются каких-то узких аспектов и не дают полной картины системы художественного образования в послереволюционной России. Поэтому тема данного исследования является весьма актуальной.
Цель исследования: рассмотреть систему художественного образования в послереволюционной России и ВХУТЕМАС.
Задачи исследования:
• Выявить новые тенденции в художественной жизни России после революции 1917 г.;
• Рассмотреть особенности реформирования художественного образования в 1918-1920-х гг.;
• Проанализировать социально-культурные предпосылки возникновения ВХУТЕМАСа;
• Охарактеризовать структуру ВХУТЕМАСа;
• Рассмотреть новые дисциплины и методы преподавания, которые использовались во ВХУТЕМАСе;
• Подвергнуть анализу деятельность наиболее интересных педагогов-новаторов во ВХУТЕМАСе;
• Рассмотреть проекты, выполняемые студентами ВХУТЕМАСа;
Объект исследования: система художественного образования.
Предмет исследования: система художественного образования в послереволюционной России. ВХУТЕМАС.
Структура исследования: Курсовая работа состоит из введения; трех глав, разбитых на параграфы; заключения; списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ставятся цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, излагается степень разработанности проблемы (литературный обзор).
В первой главе рассматривается влияние революции 1917 года на художественное образование в России. При этом дается общая характеристика художественной жизни в России того периода, а затем рассматриваются конкретные реформы, проводимые советской властью в сфере художественного образования.
Во второй главе рассматривается ВХУТЕМАС как социально-культурный феномен своего времени. При этом выявляются предпосылки возникновения данной организации, а так же особенности ее структуры.
Третья глава посвящена образовательной концепции ВХУТЕМАСа. Здесь рассматриваются новые дисциплины и методы преподавания. Делается акцент на деятельности выдающихся педагогов-новаторов. Отдельный параграф посвящен проектам студентов различных факультетов.
В заключении подводятся итоги и делаются выводы. Список литературы содержит 30 источников. В приложении представлен иллюстративный материал, который наглядно дополняет рассматриваемую тему.
ГЛАВА I. Революция и художественное образование
1.1. Новые тенденции в художественной жизни
Отечественная культура и художественная жизнь начала XX века отразила в себе всю многогранность и неоднозначность эпохи, ознаменованной рядом революций, кровопролитных войн, повлекших за собой необратимые социальные, экономические и политические изменения. Данные изменения отразились в общественном, культурном и художественном сознании.
На момент революции 1917 года Россия обладала богатейшим наследием и культурными ценностями, она занимала достойное место в мировой культуре. Однако, февральская и октябрьская революции полностью изменили общественный и социальный строй нашей страны. Изменения затронули абсолютно все сферы жизни социума. Естественно не могли остаться в стороне искусство и художественная жизнь страны.
Как справедливо отмечает Г.В. Малясова: « С самого начала среди ключевых вопросов построения нового мира «на обломках самовластья», наряду с вопросами государственного переустройства, борьбы с разрухой и голодом, передачи власти советам, земли крестьянам и фабрик рабочим, активно решаются вопросы формирования нового искусства как неотъемлемой части новой советской реальности и важного инструмента строительства этого нового мира»
Советская культура и искусство должны были отвечать потребностям пролетариата и идеям революции. В художественной практике шли поиски нового визуального языка, способного отразить революционную действительность. В художественной жизни рассматриваемого периода можно выделить два основных течения. Одно из них осуществляло поиски в русле традиционного реалистического творчества. Другое (так называемое левое течение) искало новые формы отражения действительности.
Сторонники реалистического творчества обращались в своих произведениях к темам революции, гражданской войны, строительства нового общества и жизни в нем. Новый стиль социалистический реализм прославляет советскую действительность, строительство коммунизма, упорный труд. Главные герои картин отныне простые люди: рабочие, крестьяне, инженеры, пионеры и пр. Особое значение приобретает тема спорта и здорового образа жизни (особенно в творчестве А.А. Дейнеки). Наиболее известные советские художники рассматриваемого периода А.А, Дейнека, А.Н. Самохвалов, Е. Моисеенко, Ю. Хржановский, А. Пластов, А. Фонвизин и др.
Сторонников поиска новых форм отражения действительности в общем и целом можно назвать авангардистами. Под русским авангардом традиционно понимают одно из направлений модернизма в России 1900-1930 гг. Сам термин «авангард» (от фр. avant-garde – передовой отряд), обозначающий новаторские явления, порывающие с классической преемственностью в искусстве и литературе, входит в употребление во Франции в середине XIX в. Следует отметить, что феномен искусства XX в., определяемый термином «русский
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барышников В.Л. Профессор ВХУТЕМАСа Константин Истомин и его программа по дисциплине «Живопись» // Архитектура и современные информационные технологии. – 2012. - №4(21). – С.1-9
2. Баснина Е.Ю. Становление художественно-производственных мастерских на примере ГСХПМ в Иваново-Вознесенске (1918–1920) // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ. Материалы международной научно-практической конференции 6–10 апреля 2020 г. Сборник статей. – М.: МАРХИ, 2020. - С.72-74
3. Баухауз и художественные школы эпохи авангарда: Материалы международной конференции, 17–19 апреля 2019 г. РАХ, НИИ РАХ, МГХПА, МАРХИ, НАД. - М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, МАРХИ, 2019. – 271 С.
4. Брызгов Н.В. Деятельность ВХУТЕМАСа/ВХУТЕИНа как этап развития московской школы промышленного дизайна. // Язык. Словесность. Культура. - 2019. - Том 9. - № 6.- С. 10-26
5. Галактионов А.А. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Педагогические принципы профессора Родченко // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - 2010. - № 3. - С. 24-34
6. Горелов М.В. Новаторская методика преподавания дисциплины «учебный рисунок» на полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа 1920-1920 гг. // Творчество и современность. – 2019. - №2(10). - С.117-123
7. Громик С.С. Философская концепция «пространства» на базе пропедевтической дисциплины Н.А. Ладовского. // Архитектура и современные информационные технологии. – 2015. - №2(3). – С.1-24
8. Ермоленко Е.В. Столетию основания Высших художественно-технических мастерских посвящается Е.В.Ермоленко. // ACADEMIA. Архитектура и строительство. - 2020. - №4. - С.116-124
9. Заева-Бурдонская Е.А. Проектная традиция ВХУТЕМАСа (Московских Высших государственных художественно-технических мастерских) // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - 2010. - № 3. - С. 35-44
10. Зимина О.А., Похлебаева М.Б. Историко-культурологические предпосылки становления дизайн-образования в России // Образование. Наука. Научные кадры. - 2019. - № 1. - С. 157-159
11. Иванова-Веэн Л. И. География и система архитектурно-художественного образования в России, 1918–1930 гг. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2. Искусствоведение и филологические науки. – 2013. – № 3. – С. 4–9
12. Ковешникова Н.А. Опыт создания первой отечественной школы дизайна в социально-культурном контексте эпохи. // Царскосельские чтения. – 2010. - Т. IV. - №. XIV . - С.330-333
13. Козловский В.Д. ВХУТЕМАС как социокультурный феномен советской художественной культуры первой трети XX века. // Вестник МГУКИ. - 2014. - № 3(59). – С.232-236
14. Козловский В.Д. Историко-культурные предпосылки создания ВХУТЕМАСА и Баухауза: компаративный анализ. // Вестник МГУКИ. – 2015. - №1(63). – С.220-224
15. Козловский В.Д. А. Лавинский в ВХУТЕМАСе. //Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. - №12-2(31). - С.127-129
16. Козловский В.Д. Психоаналитический метод Н. Ладовского в контексте наследия ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА // Вестник МГУКИ. – 2016. - №2 (70). – С.85-89
17. Койнова Н.В. Роль ВХУТЕМАСа и Баухауза в становлении образования в области промышленного дизайна. // Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН. – 2011. - №1. – С.87-92
18. Малясова Г.В. Личность художника и региональное художественное образование на переломе эпох (1916–1922) // Ярославский педагогический вестник - 2018 - № 3 -
19. Малясова Г.В. Противостояние старого и нового: костромские государственные свободные художественные мастерские (1920–1921) // Ярославский педагогический вестник – 2015 – № 2 – Том I (Культурология). – С.182-186
20. Михайлов С.М., Михайлова А.М. Становление универсального проектного метода в первых школах дизайна – Баухаузе и ВХУТЕМАСе в 1920-е гг.// Мир науки, культуры, образования. – 2008. - №5(12). – С.104-106
21. От ВХУТЕМАСа к МАРХИ. 1920–1936. Архитектурные проекты из собрания музея МАРХИ / руковод.проекта Л. И. Иванова-Вэен, отв.ред. А. П. Кудрявцев, науч.рук. Н. О. Душкина, научн.консульт. С. О. Хан-Магомедов и др. – М. : А.-Фонд, 2005. – 232 с.
22. Партылова В.В. Образовательно-методическая концепция ВХУТЕМАСа. // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. - №61-2. - С. 157-160
23. Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX–XXI веков: коллективная научная монография. – М.: МАРХИ, МГПА им. С.Г. Строганова, РАХ, Московский политехнический университет, 2020. – 612 с.
24. Пузикова К. От революционного сервиза до летающего города: самые яркие проекты ВХУТЕМАСа. Афиша Daily. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://daily.afisha.ru/brain/17779-ot-revolyucionnogo-serviza-do-letayuschego-goroda-samye-yarkie-proekty-vhutemasa/ дата обращения: 06.03.2021
25. Свободные государственные художественные мастерские. Из столицы – в регионы. 1918-1920-е гг. Материалы Всероссийской конференции, 24-26 декабря 2018 г., МАРХИ, МГХПА им. С.Г. Строганова. – М.: МАРХИ: МГХПА, 2018. – 143 с.
26. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн: Кн.1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. – М.: Стройиздат, 1996. – 709 с. https://alyoshin.ru/Files/publika/khan_archi/khan_archi_1_000.html
27. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС. - М.: Ладья, 1995. - 362 с.
28. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. - М.: Галарт, 1995. - 362 с.
29. Хлебников А.С. Методология формообразования в Баухаузе, Вхутемасе и Инхуке. // Вестник ТГУ. – 2008. - Выпуск №7 (63). - С.227-232
30. Юстус И. В., Руднева Н.Е. Педагогический опыт использования творческих заданий в дизайн-образовании. // Сибирский педагогический журнал. – 2013. - №6. – С.233-236