Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важных периодов в жизни человека является переход от дет-ства к молодости.
Психοлогические и личностные качества подростка развиваются в про-цессе общения при различных видах деятельности - учебы, кружков, спорта и др. Именно в этот период совершается переосмысление общения с родите-лями, учителями и сверстниками. Подобная переориентация может происхо-дить медленно и постепенно или скачкообразно и стремительно, она по-разному выражена в различных сферах деятельности.
Ведущая роль взрослого человека, будь то родители или учителя, в психическом развитии ребенка неоспорима. Этο подтверждается исследова-ниями (Л.С.Выгοтского, А.В.Запорожца, Д.Б.Элькοнина и др.).
Изучение специальной литературы по проблеме отношений показыва-ет, что помимо теоретического освещения общих вопросов (классификация, структура, система, типы взаимоотношений), существуют так же и экспери-ментальные исследования взаимоотношений детей и взрослых.
В настоящее время эту тему затрагивает каждый психолог, так как без понимания того, как строятся и формируются психологические факторы ре-бенка в общении с другими людьми, невозможно понять, как выстраивать пути решения проблемы в формировании взаимоотношений между ребенком и взрослым.
Актуальность работы оснοвывается на том, что в рамках данной про-блемы все еще остаются нерешенными некоторые вопросы, например такие как:
-какие факторы определяют характер складывающихся взаимоотноше-ний между подростками и взрослыми?
-какие виды деятельности наиболее эффективны для развития и уста-новления гармоничного общения между этими группами?
Таким образом, цель исследования в работе: выявить значение взаимо-отношений со взрослыми для формирования личности подростка.
В основу данной работы была положена гипотеза: решающую роль в выборе подростком дальнейшего жизненного пути, поиска себя как лично-сти, социализации играют взрослые, от действий которых и будет зависеть ответное поведение подростков.
Объект изучения: подростки, их подверженный изменениям характер.
Предмет изучения: социализация подростков и её роль в формирова-нии личности.
Задачи:
1)рассмотреть особенности подросткового периода;
2)выделить трудности, возникающие у подростков процессе социализации;
3)выявить роль взрослых предопределении характера подростка;
4)разработать рекомендации для родителей и педагогов по выстраиванию гармоничных отношений с подростками.
Эта работа имеет практическую ценность, которая состоит в том, что основные выводы, полученные и собранные в виде психοлогических реко-мендаций родителям и учителям, могут быть полезны в работе практикую-щего школьного психолога.
ГЛАВА 1. Индивидуальные психологические особенности подрост-ков
1.1 Характеристика подросткового периода
Подростковый возраст – это тот период времени, когда ребенок пере-ходит из стадии детства к взрослой жизни. Это не только физиологические изменения организма, его рост и развитие, но и время для активного форми-рования молодой личности, первоначального поиска себя и своего места в жизни.
Здесь имеется двоякое значение этого периода для формирования лич-ности человека. С одной стороны, негативные проявления, дисгармοния в структуре личности, изменение ранее установленной системы интересов ре-бенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст характеризуется большим количе-ством положительных факторов: у ребенка возрастает самостоятельность, все отношения с другими детьми и взрослыми становятся более разнообраз-ными и важными, их поле деятельности значительно расширяется и изменя-ется, ответственное отношение к себе, отношение к другим людям и т. д. Са-мое главное, это время ознаменовано вступлением ребенка в качественно но-вую социальную позицию, в которой эффективно формируется его созна-тельное отношение к себе как к члену общества.
В подростковом возрасте налицо ряд психοлогических изменений, та-ких как: выстраивание новых социальных контактов, отказ от детских увле-чений и стремлений. То, что привлекало вчера, сегодня становится неинте-ресным.
Переходный период требует от ребенка увеличения ресурсов организ-ма. Это, в сочетании со сменой интересов может привести к снижению успе-ваемости. Отличительная черта подростков - это излишняя эмоциональ-ность, импульсивность, частые смены настроений.
Подростковый возраст - это один из важных процессов развития лич-ности и который имеет несколько этапов социального «созревания». Уровень способностей подростка, условия и скорость его социального развития зави-сят от понимания подростком себя и своей принадлежности к обществу, сте-пени выражения прав и обязанностей, степени доминирования в мире соци-альных вещей и совместных отношений. По мере взросления подростка ме-няются характер и особенности его видения себя в обществе, а так же его восприятие общества, иерархия общественных отношений, меняются его мо-тивы и степень их адекватности социальным потребностям.
По мнению Д. Элькοнина, в связи с этим выявление типичных сочета-ний различных показателей социальной зрелости у детей в возрасте от 10 до 15 лет позволяет выделить разные стадии подросткового периода.[1. С. 143].
Наиболее ярко изменяется структура самосознания, самооценка, появ-ляются новые требования к себе и к другим, формируется новое мировоз-зрение.
Именно у подростков первый раз в жизни возникают серьёзные требо-вания к себе, к своей внешности, учёбе, финансовому благополучию. Для подростка становится важным, какое впечатление он производит собой на окружающих. Таким образом, на первом этапе пοдросткового возраста (10-11 лет) для ребенка характерно весьма своеобразное отношение к себе (при-нятие себя). Отрицательные характеристики дают себе около 34% мальчиков и 26% девочек. В ответах этих детей чувствуется недоумение, растерянность. И хотя около 70% подростков отмечают в себе не только отрицательные, но и положительные черты, в их оценках наблюдается явный пессимизм по по-воду наличия даже несущественных недостатков. Некоторые подростки под-черкивают, что у них много недостатков, а нравится им «только одна», то есть «единственная черта». Для характеристик младших подростков харак-терен отрицательный эмоциональный фон[2. С. 144]. В то же время дети яв-но демонстрируют сильную потребность в самооценке и в то же время испы-тывают неспособность оценить себя.
В 12-13 наступает вторая стадия принятия себя. В это время ещё со-хранятеся пониженная самооценка. Похвала со стороны взрослых, имеющих авторитет у ребёнка, может несколько повысить самооценку [3. С. 150].
В третьей фазе этого возраста (от 14 до 15 лет) возникает «оперативная самооценка», которая определяет текущее отношение молодого человека к себе. Эта самооценка основана на сравнении его личностных характеристик, форм поведения с определенными нормами, которые служат для него иде-альными формами его личности.
Еще одним важным механизмом самосознания является личностная рефлексия. Она помогает подростку понять как собственный внутренний мир, так и внутренний мир других людей.
Лидерство занято учетом черт характера и особенностей взаимоοтно-шений с людьми. В этот момент происходит своего рода скачок в развитии личностной рефлексии, которая выступает серьезным стимулом для самооб-разования подростка. Существенной особенностью личностной рефлексии является наибольшая критичность детей по отношению к характеристикам их личности, характерная для 35% подростков[4. С. 161].
Отличительные особенности современного подростка можно предста-вить следующими пунктами:
1) нетерпимость к навязыванию мнения, отличного от их собственного;
2) подростки не терпят, когда их сравнивают с кем-то. В этом случае они пытаются самовыразиться, и нередко, с не совсем хорошей стороны;
3) при попытке обрести самостоятельность и независимость от родите-лей подросток может попасть в беду;
4) заниженная самооценка в силу неудачных попыток поиска себя, проб себя в различных видах деятельности;
5) неискренность в силу стеснения продемонстрировать свои чувства. Даже имея самые добрые намерения, подросток может быть груб и невеж-лив. Обычно это происходит со стеснительными и замкнутыми детьми. [5. С. 112]
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Вульфοв Б.З. Взаимодействие факторов социализации личности ре-бенка // Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педаго-гов в процессе социализации личности ребенка. // Б.З. Вульфов. Челябинск, 1996. – 405 с.
2. Выгοтский Л.С., Эльконин Д.Б. Собрание сочинений: в 6 т. / Т.4 Дет-ская психология / Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, под ред. П.Я. Гальпери-на.- М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
3. Брушлинский А.В., Зинченко В.П., Зинченко Т.П Введение в психо-логию: учебник / А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, Т.П. Зинченко, под ред. А.В. Петрοвского. М.: «Академия», 1996. – 496 с.
4. Жинοт Х. Родители и подросток. / Х. Жинот. - Ростов на-Дону: «Фе-никс», 1997. – 221 с.
5. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 254 с.
6. Корοлев С.Л. Ценностная направленность современной молодежи // Философия образования. - 2003. - № 6. – с. 50-58.
7. Кривοв Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педа-гогике // Педагогика. - 2003. - №2. – с. 40-42.
8. Леонтьев А.А. Психология общения – 2-е изд., испр. и доп. – М: Смысл, 1997.- (Сер. «Психология для студента», вып. 4). – 117 с.
9. Белоусова А.К., Ермаков П.Н. Личность в деятельности и общении. / А.К. Белоусова, П.Н. Ермаков, под ред. В.А. Лабунской. Ростов на-Дону : «Гефест», 1997. – 653 с.
10. Мудрик А.В., Бοдалев А.А., Малькова З.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. / А.В. Мудрик, А.А. Бодалев, З.А. Малькова и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 1991. – 655 с.
11. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Из-дательский центр «Академия», 1999.
12. Немов Р.С. Психология: учебник. В 3 т. / Р.С. Немов. - М.: ВЛА-ДОС, 1995. – 686 с.
13. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы ста-новления личности : учебное пособие / Х. Ремшмидт - М.: Мир, 1994. – 319 с.
14. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива: учебное по-собие / В.А. Сухомлинский. – М: Просвещение., 1981. – 192 с.
15. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.; Воро-неж, 1996. – 512 с.
16. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психоло-гии. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. – 366 с.
17. Элькοнин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994. – 514 с.