Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст является периодом сложного психологического развития и личностного роста, с наличием внутренних противоречий, обусловленных как возрастными особенностями, так и противоречиями в отношениях с взрослыми. Особенно остро проявляется на данном этапе, сопротивление подростков воспитательным воздействиям, что приводит к появлению протестного поведения и выделения группы «трудных» подростков. Категория «трудный подросток» является весьма широким и обобщенным понятием, требующим раскрытия. К данной группе относятся, помимо прочих категорий, девиантные подростки, акцентуированные подростки с личностными особенностями развития, а также, социально- и педагогически запущенные подростки. Большинство отечественных исследователей в рамках психолого-педагогической науки, дефектологии, социологии (П.П.Блонский, Е.В. Змановская, К.Н. Поливанова, В.И.Слободчиков и др.), отмечают, что педагогическая запущенность не затрагивает физическое и/или психическое здоровье подростка, но касается социальных, поведенческих и связанных с основным видом деятельности (общение, учение) аспектов его существования.
Проблемы поведения и обучения в подростковой среде и поиск их решения, приобретают особую актуальность в условиях духовного и социально- экономического кризиса современного российского общества, где в последние десятилетия наблюдаются устойчивые системные сбои в процессе функционирования основных институтов социализации и социального контроля (семьи, школы, права). Социализация подростков в таких условиях начинает отличаться спецификой связанной с нарушениями ее важнейших функций. Главная цель процесса социализации – интеграция индивида в социальную систему, отчасти достигается посредством формирования агентами социализации и формирования ценностно - нормативных установок личности, которые не противоречат общепринятым нормам. По мнению ряда современных социологов и психологов (Я. И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, Е.В. Змановская, Д.В. Менделевич, Т.А. Хагуров) педагогическая запущенность формируется вследствие нарушений процесса социализации.
Ведущим видом деятельности для подростков является общение со сверстниками и обучение, что определяет и характеризует ценностно мотивационную сферу в данном возрасте и определяет выбор ценностей, которые способствуют процессам самоутверждения, повышения самооценки и необходимости в признании. Одной из ведущих групповых ценностей в подростковом возрасте является независимость, протест против мира взрослых и общественных норм.
Исследования зарубежных и отечественных авторов, доказывают, что несовершеннолетние с педагогической запущенностью, характеризуются разной степенью изменений в системе внутренних и поведенческих реакций, ценностно-нормативных представлений, референтных ориентаций и т.д. Многие подростки находятся в состоянии психологической изоляции, находятся на низком уровне социализации, отстают в развитии, имеют различные искажения эмоциональной сферы, дефекты самоотношения и отрицательную Я-концепцию, недифференцированность и разинтегрированность «образа Я», рассогласование когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов психики.
Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы исследования: «Педагогическая запущенность подростков: проблемы и пути преодоления».
Объект исследования: педагогическая запущенность.
Предмет исследования: проблемы и пути преодоления педагогической запущенности подростков.
Цель исследования: изучение особенностей педагогической запущенности подростков: проблем и путей ее преодоления.
Гипотеза исследования: педагогическая запущенность подростков тесно связана с особенностями его индивидуального личностного развития, в связи с чем, социально-педагогическая деятельность, направленная на коррекцию личностного развития, будет способствовать профилактике и коррекции педагогической запущенности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «педагогическая запущенность».
2. Провести исследование зарубежного и отечественного опыта в изучении проблемы педагогической запущенности.
3. Рассмотреть педагогическую запущенность подростков: виды, стадии развития, причины и факторы возникновения, профилактику;
4. Представить характеристику личности педагогически запущенных подростков.
5. Рассмотреть прикладные аспекты исследования педагогической запущенности подростков.
Методологической основой исследования является отечественная традиция понимания и принятия идеи о социально-психологической обусловленности развития личности, в том смысле, в котором данная идея разрабатывалась в трудах А.Ф. Лазурского, С.Л.Рубинштейна, В.Н.Мясищева, Н.И.Сарджвеладзе. Социально-психологически личностные аспекты являются одним из центральных образований в ее структуре, и имеют важное значение в личностном формировании и прогрессировании.
Важно понимать, что социально-психологические компоненты развития личности, сочетаются с параметрами, определяющими отношения человека с другими людьми, с миром и с самим собой, находятся в определённом соотношении. При определении внутренней модели благополучия личности, в ее связи с социально-психологическими аспектами может рассматриваться основная задача самой сущности реализации человека как личность. Процесс осуществления человека как субъекта социально-психологического взаимодействия помогает реализацииего полноценной жизни в мире, через достижение того психологическое состояния, при котором человек может ощущать весь собственный потенциал и свое душевное содержание.
Значимым периодом для данного формирования, является пубертатный период, когда с одной стороны, личность развивается и меняется, а с другой стороны, происходит проверка и формирование структурных связей личности. Большое количество специалистов, как зарубежных (К.Левин, Дж.Марсиа, К.Обуховский, Х. Ремшмидт,Э. Шпрангер, Э.Эриксон и др.), так и отечественных (Л.С. Выготский,М.Р. Гинзбург, К.Н. Поливанова, В.И.Слободчиков, Д.Б. Эльконин,Б.Д. Эльконин и др.) доказывали этот факт.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, наблюдение, изучение и обобщение опыта, отечественной и зарубежной практики, сравнение, обобщение, систематизация.
Исследование включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1.Сущность понятия «педагогическая запущенность»
Понятие «педагогической запущенности» достаточно сложно определить однозначно. В педагогическом словаре П. Андриади, С. Ю. Теминой, встречаем следующее определение данного понятия: «педагогическая запущенность» - устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания [9]. Здесь же выделены основные причины данного явления: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей, отрицательное влияние улицы и безнадзорность.
Черты педагогической запущенности могут быть четкими, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением. Педагогически запущенный ребёнок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности[8].
Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями ситуации их развития и обусловленных психологическими и педагогическими причинами. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой. Это проявляется в определенной психологической позиции его личности, характеризующейся неразвитостью свойств субъекта самосознания, общения, деятельности, формируя явление педагогической запущенности. Педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аргунова А.П., Сивцева К.Н. Подростковая жестокость – проблема современного общества // Социальная педагогика: интеграция теории и практики : материалы Всерос. науч.-практ. конф. кафедры социальной педагогики ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» (Якутск, 7 апреля 2016 г.) / редкол.: В. Н. Антонова, А. Г. Корнилова, К. Н. Сивцева. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – 168 с. С.32-34
2. Барашкова В.В., Корнилова А.Г. Педагогическая запущенность в подростковом возрасте // Социальная педагогика: интеграция теории и практики : материалы Всерос. науч.-практ. конф. кафедры социальной педагогики ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» (Якутск, 7 апреля 2016 г.) / редкол.: В. Н. Антонова, А. Г. Корнилова, К. Н. Сивцева. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – 168 с. С.41-44
3. Визель Т.Г. Ребенок и его развитие / Т.Г.Визель. – М.: Изд.В.Секачев, 2016. – 140 с.
4. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2014. – 448с.
5. Ильин Е.П. Психология доверия / Е.П.Ильин. – СПб: Питер, 2013. – 288 с.
6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2015. – 354с.
7. Обухова Л. Ф. Возрастная психология : учебник для академического бакалавриата / Л. Ф. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 460 с.
8. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков (монография) // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 5. – С. 49-52
9. Педагогический словарь / авт.-сост. И. П. Андриади, С. Ю. Темина. - Москва : ИНФРА-М, 2016. – 221 с.
10. Польская Н. Феноменология и функции самоповреждающего поведения при нормативном и нарушенном психическом развитии. – дисс. доктора психол. наук,М., 2017 – 455 с.
11. Смык Ю.В. Жестокость родительского воздействия как фактор агрессивного поведения подростков / Ю.В. Смык. – дис. канд. психол. наук. – Иркутск, 2014. – 197 с.
12. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2014. – 304с.
13. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник удмуртского университета: Философия. Социология. Психология. Педагогика. – Вып.2, 2013. С42-51. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-kak-psihologicheskiy-fenomen
14. Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 109–125.
15. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. – СПб.: Речь, 2015. – 352 с.
16. Чернов И. В. Проблема педагогической запущенности в современном образовательном пространстве / И. В. Чернов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 770-772.