Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что преодоление неуспеваемости является важнейшей задачей педагогики. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной и экономической точек зрения.
Цель настоящего исследования – выявить причины неуспеваемости младших школьников и определить пути ее преодоления.
Объект исследования курсовой работы – школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема.
Предметом настоящего исследования являются современные подходы к коррекции и профилактике неуспеваемости у младших школьников.
Указанная цель обусловила постановку следующих основных задач работы:
на основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть содержание понятия школьной неуспеваемости и ее виды;
дать характеристику типов неуспевающих школьников;
рассмотреть причины возникновения неуспеваемости школьников;
охарактеризовать пути, формы и способы преодоления и предупреждения неуспеваемости обучающихся;
рассмотреть педагогический опыт решения проблемы академической неуспеваемости в начальной школе МОУ «Самарская средняя общеобразовательная школа» пос. Самарский Куркинского района Тульской области.
Научная разработанность проблемы. Осмысление вопросов школьной неуспеваемости, ее коррекции и профилактики нашло отражение в трудах таких отечественных исследователей, как И.В.Антипова, А.А. Бударный,
А.М. Гельмонт, З.И. Калмыкова, Н.П. Локалова, Н. И. Мурачковский,
В.С. Цетлин и другие.
Методологической и теоретической основой исследования являются психолого-педагогическая теория деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев); принципы развития, детерминированности, единства сознания и деятельности (Б. Г. Ананьев и др.); положения современной психолого-педагогической науки о системно-деятельностном подходе к обучению (Л. С. Выготский и др.).
Для осуществления цели исследования и решения поставленных задач был использован комплекс методов: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Структура работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованной литературы (20 наименований).
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы школьной неуспеваемости
1.1. Характеристика понятия «школьная неуспеваемость». Виды школьной неуспеваемости
В современной педагогике неуспеваемость рассматривается, как антипод успеваемости. В свою очередь, успеваемость трактуется как «степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, сознательности и прочности» [2, с. 12] или «характер степени полноты, глубины, сознательности и прочности знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися в соответствии с требованиями учебных программ» [18, с.52].
В психолого-педагогическом словаре неуспеваемость обучающихся понимается как негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии обучающихся в образовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум или более предметам [цит. по: 11, с. 98]. Иными словами, неуспеваемость характеризуется несоответствием подготовленности обучающихся образовательным стандартам.
Проблемой успеваемости и неуспеваемости в целом и младших школьников, в частности, занимались такие отечественные ученые, как Ю. К. Бабанский, Л. С. Выготский, В. П. Есипов, Л. В. Занков, Ф. Ф. Королев, В. А. Сухомлинский, Л. С. Славина, В.С. Цетлин и другие.
Как дидактическое понятие неуспеваемость впервые в педагогике была описана автором В.С. Цетлин, которая под указанным термином подразумевает несоответствие подготовки обучающихся существующим требованиям к результатам образования, фиксируемое по истечении значительного времени (например, четверть) процесса обучения [цит. по: 1, с. 280].
Исследователь И.В. Дубровина [8] трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки обучающихся обязательным требованиям, касающимся усвоения конкретного объема знаний, развития умений и навыков, творческой и познавательной деятельности и отношений. В частности, это выражается в том, что ученик обладает слабыми навыками в отношении чтения, счета, недостаточно владеет познавательными УУД.
Как указывает другой автор, Ю.К. Бабанский, неуспеваемость – это не соответствующая определенным школьным нормативам результативность процесса обучения, выступающая результатом неспособности ребенка в должной степени освоить учебную программу и выполнять задания по программе [цит. по: 18, c. 52].
Как отмечает исследователь М.В. Игнатенко, школьники с неуспеваемостью не умеют собственно учиться, такие учащиеся не желают или не могут производить логическую обработку предлагаемых им тем. Эти учащиеся как на уроках, так и при выполнении домашнего задания трудятся не систематически, а в случае, когда оказываются перед необходимостью подготовить урок, они или делают все наспех, без необходимого для понимания анализа учебного материала, или же заучивают наизусть, не вникая в суть заучиваемого. У них не происходит систематизации знаний, не устанавливаются связи нового механически выученного материала со старым. Как следствие – знания таких учащихся бессистемны и фрагментарны [9, c. 200].
В качестве показателей неуспеваемости выступают следующие недостатки в овладении содержанием обучения:
1) учащийся не владеет минимально необходимыми операциями познавательной деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков (не сформированы навыки обучения.);
2) не стремится получать новые знания теоретического характера;
3) избегает трудностей познавательной и творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними;
4) не стремится к оценке своих достижений;
5) не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки;
6) не усвоил понятий в системе [1, с. 281].
В научной литературе существуют различные классификации видов академической неуспеваемости. Так, А.М. Гельмонт выделяет:
общее глубокое отставание по многим или по всем предметам на протяжении большого отрезка времени;
частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по одному-трем наиболее сложным предметам;
эпизодическая неуспеваемость то по одному, то по другому учебному предмету. Такая неуспеваемость относительно просто преодолевается [6, с. 73].
Все вышеуказанные виды относятся к фиксированной неуспеваемости, когда ученики постоянно заканчивают четверть с массой неудовлетворительных отметок.
Другой автор, А.А. Бударный, отмечает, что неуспеваемость зависит от различных факторов, и соответственно делится на следующие виды.
Абсолютная неуспеваемость, зависящая от правил перевода учащихся в следующий класс. Ученики переводятся в следующий класс при отсутствии по двум предметам нижних баллов, то есть двоек и единиц. Этот вид связан с минимумом общих требований к учащимся.
Неуспеваемость относительная, ориентированная на конкретные возможности каждого ученика, т. е. к некоторым ученикам необходимо предъявлять повышенные требования в соответствии с их способностями и постепенно увеличивать нагрузку [4, с. 116].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Амбалова С.А. Психологические проблемы учеников младших классов средней общеобразовательной школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. № 4 (25). - С. 280-283
2. Антипова И.В. Неуспеваемость младших школьников как психолого-педагогическая проблема / И.В.Антипова, Л.Ф. Алимская //Инновационные стратегии развития педагогического образования: сб. науч. трудов ХШ междунар. очно-заочной науч.-метод. конф.: в 2 ч. - 2017. - С. 12-14.
3. Артищева Е.А. Отставание, неуспеваемость и коррекция знаний как общая проблема педагогики и педагогических измерений // Педагогические измерения. – 2015. – №6. – С. 54-69.
4. Бударный А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: автореферат канд. дис.. – М.: Просвещение, 2015. – 521 с.
5. Гафарова Р.И. Причины неуспеваемости младших школьников и способы решения этой проблемы / Р.И. Гафарова, Е.В. Головнева // Научный альманах. - 2017. - № 2-2 (28). - С. 77-80.
6. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. – М.: Просвещение, 2015. – 326 с.
7. Гизатуллина Д. Х. Когда учиться трудно. – М: Академия, 2013. – 210 с.
8. Дубровина И. В. и др. Рабочая книга школьного психолога. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0070/2_0070-235.shtml (дата обращения: 19.02.2021).
9. Игнатенко М.В. Профилактика и коррекция трудностей в обучении у младших школьников / Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-2. - С. 199-202.
10. Ищеева-Филатова М.М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся. - Нальчик: Эльбрус, 2017. – 432 с.
11. Кадралина Ш.К. Проблемы школьной неуспеваемости в научной литературе // Этнопедагогика в контексте современной культуры: сб. науч. трудов по материалам междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л.Б. Абдуллина. - 2018. - С. 98-101.
12. Калмыкова З.И. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития / З. И. Калмыкова, И. Ю. Кулагина ; под ред. И. Ю. Кулагиной. – М. : Академия, 2016 – 186 с.
13. Канторова Е.В. Влияние возрастных особенностей памяти на трудности обучения младших школьников / Е.В. Канторова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2018. - № 1-2 (76-77). - С. 61-62.
14. Клементьева Н.Р. Условия предупреждения неуспеваемости младших школьников // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2016. - № 1-2 (76-77). - С. 61-62.
15. Ковалевская А.П. Феномен неуспеваемости в учебно-воспитательном процессе // Педагогика и психология: теория и практика. - 2017. - № 2 (7). - С. 49-55.
16. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/7/0081/ (дата обращения: 20.01.2021).
17. Менчинская Н.А. Проблемы воспитания, обучения и психического развития ребенка. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/menchinskaya-na-problemy-vospitaniya-obucheniya-i-psihicheskogo-razvitiya-rebenka_fde62019f25.html (дата обращения: 12.03.2021).
18. Меретукова З. К., Полушина Н.А. Неуспеваемость школьников как проблема педагогической науки и образования // Вестник Адыгейского Государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2016. – № 3 (183). – С. 51-60
19. Мурачковский Н. И. Как предупредить неуспеваемость. – М.: Народная асвета, 2017. – 80 с.
20. Сенченков Н.П. Блонский П.П. о педологической проблеме неуспевающих учеников // Известия Смоленского Государственного университета. – 2017. – №3 (39). – С. 295-301.