Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования Травматизм является одной из важнейших медико-социальных проблем современности для большинства стран мира. На протяжении всего XX в. актуальность проблемы травматизма росла, при этом отмечается рост травматизма со смертельным исходом, с переходом на инвалидность, с временной утратой трудоспособности. Сегодня в экономически развитых странах мира травмы занимают третье место среди причин смерти населения, причем среди трудоспособного возраста.
Эпидемиологическая ситуация с травматизмом в России крайне напряженная. Ежегодно в стране регистрируется более 12 млн. случаев травм и отравлений, из них травмы составляют 93%, отравления — 1 %, другие несчастные случаи — 6 %. Средний уровень травматизма составляет 120—130 случаев на 1000 населения. Травматизм у мужчин в 1,5-2 раза выше, чем у женщин. Травмы и отравления встречаются в любом возрасте, но чаще в трудоспособном.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы травматизма
1.1. Понятие травматизма. Классификация травм
Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин оказывают отрицательное влияние на показатели здоровья, что обусловлено их высокой распространенностью среди различных групп населения и высокими показателями неблагоприятных социальных последствий: временной и стойкой утраты трудоспособности, смертности [3].
Травмой называют внезапное воздействие факторов внешней среды на ткани, органы или организм в целом, приводящее к анатомо-физиологическим изменениям, сопровождающимся местной и общей реакцией организма. Повреждения могут быть непреднамеренными или умышленными. Одним из наиболее распространенных вариантов травматизма является бытовой травматизм. Бытовыми травмами называют повреждения, полученные не на производстве, а возникшие при выполнении домашней работы, конфликтов и др. Увеличение травматизма в основном происходит за счет повреждений, полученных в быту и на улице.
В городах травматизм среди населения остается на высоком уровне и обусловлен многими причинами, среди которых факторами высокого риска можно отметить несоблюдение техники безопасности в производстве, злоупотребление алкогольной продукцией, несоблюдение правил дорожного движения, неосторожное обращение в быту с оборудованием и техникой.
1.2. Социально-гигиеническая оценка травматизма
В наше время травмы распространены повсеместно и представляют довольно серьезную социальную проблему. По данным Всемирной организации здравоохранения высокий уровень заболеваемости и смертности после получения травм, преобладает среди лиц молодого, трудоспособного возраста. Высокая медико-социальная значимость травматизма определяется несколькими факторами: высоким уровнем смертности и инвалидности, широкой распространенностью, длительными сроками временной нетрудоспособности и госпитализации, значительными прямыми и косвенными (вследствие утраты трудового потенциала общества), экономическими потерями.
Исследования последних лет, проведенные в Российской Федерации свидетельствует об увеличении количества травм, особенно в крупных промышленных городах. В структуре зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин занимают 11%, находясь на втором месте после заболеваний органов дыхания. Каждый год количество травм и отравления составляет от 12 млн. до 15 млн.
Среди взрослого населения Российской Федерации в структуре травматизма подавляющее большинство травм и других повреждений и мужчины, и женщины получают в быту (69,9%). НА долю уличных травм приходится 19,6% в структуре травматизма. Травмы, связанные с производственной деятельностью, занимают третье место и составляют 4,1%. Четвертое место (3,8%) занимают прочие повреждения, которые не были классифицированы по видам травматизма.
Травматизм в большей степени затрагивает лиц трудоспособного возраста. Это является одной из основных причин снижения продолжительности предстоящей жизни и смертности.
Возрастание тяжести повреждений и увеличение удельного веса сочетанных травм, частота которых достигает 80% отражает изменение структуры травматизма, особенно в последнее время. С данным явлением связана высокая инвалидизация населения и летальность в трудоспособном возрасте.
Высокая социальная значимость травматизма объясняется не только увеличением степени тяжести повреждений, но и ростом частоты травм, а также случаев летального исхода.
Более половины среди инвалидов после получения травм составляют пострадавшие с переломами костей конечностей. Показатели смертности от травматизма и стойкой утраты трудоспособности выросли во всем мире среди всех возрастов.
Смертность от внешних причин является преждевременной и предотвратимой в любом возрасте.
В последние годы наблюдается постоянный рост травматизма пропорционально увеличению количества автотранспорта и промышленности. Структура и объем населения, которому оказывают помощь врачи травматологи, чувствительная к различным социальным переменам.
Развитие общества и технический прогресс, сопровождающиеся увеличением производства и ростом автотранспорта, предполагаемо приводят к увеличению количества и частоты травм среди населения.
Глава 2. Исследование травматизма у детей (на примере детского центра «Артек»)
2.1. Организация исследования травматизма в Артеке
Прежде всего, рассмотрим особенности деятельности детского центра «Артек».
Детский центр «Артек» в своей работе опирается на богатый опыт в организации «пространства детства». Важным условием организации этого пространства является безопасность для детей, в том числе и с позиций профилактики детского травматизма. Благодаря своим кадровым, организационно-методическим, материальным ресурсам МДЦ «Артек» имеет возможность решать разнообразные педагогические задачи, используя максимально широкий спектр социально-педагогического инструментария.
Особенностью «пространства детства» МДЦ «Артек» являются его традиции. Отрядный круг, фирменное приветствие, традиционные виды деятельности, прививаемые ценности – все это позволяет решать педагогические задачи и создать в международном детском центре семейную атмосферу, которую так ценят артековцы. Так, например, особо примечательна, своим вкладом в гуманизацию созданного в МДЦ пространства, традиция восхождения на гору «Аю-даг». Смысл данного дела состоит не в освоении вершины, что само по себе для ребенка является уникальным событием, которое оставляет сильный эмоциональный отклик, а в самом процессе восхождения. Во время подъема на «Медведь-гору» большой акцент уделяется созданию атмосферы романтики, единства и взаимопомощи артековцев всех времен. Вожатые и дети рассказываю друг другу легенды и реальные истории, связанные с традицией восхождения на «Аю-даг». Личный пример педагогов и сама ситуация подъема (а для большинства артековцев это дело совсем не простое), подталкивают воспитанников к взаимопомощи и поддержке. Старшие помогают младшим, мальчики помогают девочкам, и не только потому что «так надо», а потому, что проведенная работа формирует потребность в помощи ближнему. На вершине артековцев ждет обряд «посвящения» и, если повезет, встреча с самим Абсолютом (мифический персонаж и еще одна славная традиция «Артека»), что своим откликом в сердцах детей закрепляет педагогическое воздействие. Зачастую временный детский коллектив, испытывающий проблемы в сплочении, после восхождения этих проблем не испытывает.
Особенностью «пространства детства» в МДЦ можно назвать особую организацию сообщества взрослых и детей. Это отдельное со-бытие. «Артек» пронизан духом общности и единства каждого. Ключевую роль в совместном переживании играет, конечно же, вожатый. Однако «Артеку» удалось создать такую систему, при которой эту общность и это единство испытывает вся иерархия управления независимо от социальных ролей и должностей: от вожатого, через руководство лагеря, педагогов, специалистов, до самой вершины – директора МДЦ.
Использование современных, зачастую инновационных, социокультурных практик также является особенностью организованного пространства «Артека». Это сетевые образовательные модули, театральные фестивали, спортивные клубы, передовые технические и прикладные кружки, колоссальное количество студий – от рыбалки и конного спорта, до 3D-моделирования и роботостроения.
2.2. Результаты исследования травматизма детей в Артеке
Анализ анкетных данных показал, что 93,3% респондентов указали на опасность водного объекта и лишь 7,7% на ее отсутствие.
Существование опасности при трудовой деятельности было отмечено 38,8% опрошенных, а 61,2% указали на ее отсутствие. Наличие опасных факторов на спортивных занятиях в детском лагере отметили 21,4% опрошенных и отрицательно ответили 78,6%. По данным анкетного опроса опасности в турпоходах подстерегают детей в 18,5% случаев и 81,5% ответили в пользу безопасности этого вида деятельности. Высокий процент опасности (60,6%) отмечается при нарушениях условий питания и лишь 93,4% указали на отсутствие опасности.
Мы обратили внимание на бытовые условия проживания детей в лагере и выяснили, что опасность присутствует лишь только в 12,7% случаев, а в 87,3% она отсутствует. По мнению участников опроса, подвижные игры в 87,3% случаев не могут являться условием опасности и отрицательно отметили 12,7%.
Результаты анкетного опроса показали, что наиболее опасным для детей является водный объект (42,2% опрошенных). При нахождении детей у водного объекта требуются особые меры безопасности, как по отношению к самой воде, так и по отношению к условиям перегревания на солнце.
На третьем месте по условиям нарушения безопасности жизнедеятельности в детских лагерях находятся спортивно-оздоровительные мероприятия – 13,1% (различные ушибы, растяжения, которые часто сопровождают, занимающихся спортом).
Туристические походы мы также выделили как отдельный вид деятельности, так как на них приходится 12,1% различных травмирующих воздействий. Движение по пересеченной местности зачастую сопряжено с преодолением различных преград, что также оказывает свое специфическое воздействие (потёртости, ушибы).
Глава 3. Профилактика детского травматизма
3.1. Теоретическая модель борьбы с травматизмом
В настоящее время имеются серьезные проблемы в профилактике травматизма из-за низкого уровня просвещения населения, слабой просветительской работы среди населения и общества.
Ряд стран (США, Канада, Швеция и пр.) достигли заметного уменьшения показателей детской смертности от травм, в некоторых случаях более чем на 50 %, через внедрение экономичных мер профилактики, что привело к сокращению расходов на здравоохранение.
Затраты на программы первичной профилактики намного меньше, чем затраты на лечение ребенка, иногда в течение многих месяцев, после получения травмы, которую можно было предотвратить. Дети подвержены опасностям и рискам повседневной жизни и уязвимы в отношении травм одних и тех же типов в разных странах [5]. Однако физическое, социальное, культурное и экономическое окружение, в котором они живут, сильно варьируется. В РФ существует детальный учет взрослых, пострадавших на производстве по причинам несчастных случаев, при этом принятые в стране статистические формы не позволяют так же детально анализировать детский травматизм (случаи заболеваемости и смертности) по причинным факторам. В рекомендациях ВОЗ [5] по профилактике травматизма наиболее эффективной моделью считается алгоритмированный комплекс методически согласованных между собой мер и повторяющихся четыре логических шага: 1 – выявление степени тяжести проблемы и того, где она происходит и кого затрагивает. 2 – выявление факторов риска, для понимания того, почему определенной категории людей угрожает риск. Третий шаг – разработка и оценка эффективности вмешательств, для того, чтобы понять, какие меры могут принести положительный результат. Четвертый шаг – широкая реализация проверенных стратегий на практике. Преимущество такого подхода заключается в том, что он облекает профилактику травматизма в форму конкретных мер, в реализации которых участвуют различные структуры и организации, а не оставляет профилактику на волю случая [5]. В зависимости от типа травмы существует целый ряд программ ВОЗ, включающих действенные меры вмешательства по профилактике детского травматизма. В программах говорится о необходимости учета региональных особенностей причин и обстоятельств детского травматизма [5]. Так, внедрение программы учета и профилактики травматизма для канадских больниц (CHIRPP) с 1990 г. позволило собрать информацию об обстоятельствах, при которых происходят травмы, а также о типах и тяжести травм и издать много докладов по широкому кругу проблем травматизма. В 1992 г. в австралийском штате Новый Южный Уэльс, после публикации доклада отделений неотложной помощи, о том, что ожоги горячей жидкостью составляют четвертую по значению причину госпитализации маленьких детей, развернулась кампания по профилактике ожогов горячей жидкостью среди детей под названием «Горячая вода жжет как огонь» [5]. В результате было принят закон о максимально допустимой температуре воды в кранах с горячей водой на уровне 50 °C и за два года показатели тяжелых ожогов горячей жидкостью снизились на 30 %, ежегодная экономия для системы здравоохранения составила от 3,8 до 6,5 миллионов австралийских долларов.
Экономическая эффективность от внедрения программ профилактики просчитана во многих странах.
На федеральном и региональных уровнях, с учетом межведомственных подходов, систематически ведется работа по внедрение мер профилактики травматизма у детей: усиливается административное и уголовное наказания за нарушения правил дорожного движения, в том числе, перевозки детей в транспорте; правоохранительными органами проводится работа по профилактике правонарушений в отношении несовершеннолетних; органами здравоохранения совместно с образовательными учреждениями организуется информирование родителей о правилах безопасности жизнедеятельности детей. Федеральный закон от 1998 года № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» был существенно дополнен статьями, которые предусматривают улучшение ухода за ребенком и повышение его безопасности: установлено ночное время с 22 до 6 часов и недопущение нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (ФЗ от 28.04.2009 № 71-ФЗ), введена ответственность юридических лиц, должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение вреда его здоровью (ФЗ от 05.04.2013 № 58-ФЗ), родители получили право обращаться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью ребенку и его имуществу, а также о возмещении морального вреда (ФЗ от 02.07.2013 № 185-ФЗ) [1].
3.2. Общие рекомендации по профилактике детского травматизма
Наблюдения исследователей позволили выделить следующие особенности, присущие детям, пережившим тяжелое травматическое событие:
• угнетающие, навязчиво воспроизводящиеся воспоминания о событии;
• многократное воспроизводство трагического эпизода в играх, снах, повторяющихся зрительных образах либо в поведенческих идиосинкразиях;
• специфические страхи, связанные с травмой;
• изменения отношения к сверстникам и взрослым людям, к различным аспектам жизни и к будущему.
Часто дети начинают плохо учиться, неспособны или с трудом способны обучаться чему-то новому, становятся вялыми, эмоционально и поведенчески заторможенными, могут жаловаться на большое количество неприятных телесных ощущений. Среди других тяжелых симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у детей выделяют нарушения сна, желание находиться постоянно рядом с родителями, нежелание спать одному, временную утрату прежних навыков, повышенную настороженность и подозрительность, депрессию, сильную тревогу вплоть до панических эпизодов, повышенную раздражительность, эксплозивные реакции, чувство вины и др.
По мере смены этапов переживания травмы острые реакции на травматические события видоизменяются, отражая стадиальный характер происходящей личностной переработки опыта.
Профилактика детского травматизма является важной медико-социальной проблемой. Профилактика детского травматизма, естественно, ложится на плечи родителей и учителей. Детский травматизм распространен куда больше, чем травматизм взрослых, и это не удивительно. Дети очень любознательны, пытаются активно познавать окружающий мир. Но при этом житейских навыков у них еще мало, и они не всегда умеют оценить опасность ситуации. Поэтому детские травмы, увы, не редкость. Полученная ребенком травма может привести к тяжелым последствиям, а иногда и к гибели.
Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это не благоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Естественно, возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.
Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в 2 направлениях:
1) Устранение травм опасных ситуаций;
2) Систематическое обучение детей основам профилактики травматизма. Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.
Наиболее часто встречающийся травматизм у детей – бытовой.
3.3. Организация профилактики травматизма в Артеке
Практика показывает, что у детей, которые отдыхают организованно, например, в оздоровительном лагере, травмы происходят в 4,5 раза реже.
У мальчиков они встречаются в 3-3,5 раза чаще, чем у девочек, при этом количество травм увеличивается с возрастом. Поскольку травмы – это повреждения организма в результате внешнего воздействия, то большинство из них можно предотвратить.
В структуре детского летнего травматизма преобладают бытовые травмы. Причина их весьма разнообразны: ожоги, ранения острыми предметами, падения и другие. Повреждения чаще всего носят характер поверхностных ранений, ушибов, растяжений. Исходы не всегда бывают благополучными, часть детей нуждается в стационарном лечении в связи с переломами, ожогами, сотрясениями головного мозга. В летний период у детей возрастает частота ссадин, ушибов, переломов, повреждений органов грудной и брюшной полостей, черепно-мозговых травм, полученных во дворах, на улице. Установлено, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации, обусловленные особенностями психофизического и эмоционального развития. Дети в возрасте 5-7 лет, увлекаясь игрой, теряют над собой контроль, именно поэтому они чаще всего получают травмы в таких ситуациях.
В летнее время зоной повышенной опасности в центре «Артек» становятся детские площадки, особенно качели. После падения с качелей типичной ошибкой является попытка встать на ноги, приводящая к получению дополнительного удара.
Следует внимательно отнестись к катанию и прыжкам на скейтах. Этот процесс часто влечет за собой травмы головы, лица, повреждения спины, живота. Чтобы этого не случилось, нужно приобрести и использовать при катании наколенники, налокотники и шлем.
В последнее время все большей популярностью у ребят пользуется катание на роликовых коньках и лыжах. Оно приносит большое удовольствие, но нужно помнить, что желательно кататься на роликовых трассах или на очень ровном дорожном покрытии, обязательно пользоваться защитным снаряжением (шлем, протекторы для кистей, локтей, коленей). При падении возможны серьезные ушибы, и чаще всего поражаются суставы рук, предплечья, колени.
Заключение
По результатам проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы.
Травматизм является актуальной медико-социальной проблемой, поскольку несет негативные последствия не только для человека, получившего травму, но и для общества.
В Российской Федерации травматизм в структуре смертности населения травмы занимают третье место, уступая лишь болезням системы кровообращения и злокачественным новообразованиям.
Травмой называют внезапное воздействие факторов внешней среды на ткани, органы или организм в целом, приводящее к анатомо-физиологическим изменениям, сопровождающимся местной и общей реакцией организма. Повреждения могут быть непреднамеренными или умышленными. Одним из наиболее распространенных вариантов травматизма является бытовой травматизм.