Фрагмент для ознакомления
2
Психологами установлено, что занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, решительность, смелость, дисциплинированность, умение сотрудничать в коллективе. Именно поэтому плавание благоприятно влияет не только на физическое развитие человека, но и на формирование его личности.
Согласно данным Американской ассоциации водного фитнеса (USWFA), не только плавание, но и водные упражнения имеют ряд преимуществ, а именно: способствуют повышению выносливости и гибкости, оптимизируют мышечный баланс, делают фигуру стройной и грациозной, активизируют кровообращение, применяются как реабилитационная терапия при мышечных и суставных травмах, служат прекрасным средством снятия напряжения, повышают работоспособность.
В древней Греции о непросвещенном человеке говорили «Он не умеет ни плавать, ни читать» [14].
Плавание является наиболее гармоничной и эстетической физической нагрузкой. Не перегружая организм, оно не только тренирует максимальное количество органов и систем, но и является скульптором тела, что не мало важно для гармоничного развития личности.
Плавание полезно для гармоничного физического развития дошкольников. Вследствие благоприятных сочетаний воды, воздуха, солнечных лучей и активных движений во время плавания укрепляются мышцы и нервная система ребенка, совершенствуются органы дыхания, активизируется обмен веществ. Плавание способствует формированию стройной осанки, закаляет детский организм.
Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная с дошкольного. Скорость обучения объясняется высокими темпами прироста всех физических качеств в этом возрасте, высокой двигательной активностью, большой восприимчивостью к новым движениям, интересом к занятиям физическими упражнениями, в частности, плаванием. Учиться плаванию никогда не поздно. Если научить ребенка плавать в дошкольном возрасте не удалось, это нужно сделать при первой же возможности.
Не всем детям общение с водой приносит удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность - чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и обидное чувство.
Учить дошкольников можно плавать в искусственных наливных и стационарных бассейнах, а также в водоемах, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования касаются, прежде всего, качества воды и участка берега, где будут проходить занятия. Берег реки (озера) должен быть ровным и хорошо просматриваться, дно водоема – с твердой почвой, без ям, подводных камней, ровное и пологое, скорость воды - не более 10 м в минуту.
Выбранный для занятий участок водоема размером 20х10 огораживают канатами с яркими поплавками, деревянным штакетом или прутьями. Глубина самой отдаленной части – не более 1-1,2 м. Также необходимо подготовить надувные резиновые круги, мячи, доски из пенопласта 50 х 30 см, спасательный инвентарь, который размещают на щитах, установленных на расстоянии 3-4 м от воды [8].
Надо следить, чтобы дети заходили на глубину, где вода доходит им только до пояса или до груди и строго требовать соблюдения этого требования. Младшим дошкольникам, не умеющим плавать, позволяют входить в воду только вдоль берега. Одновременно в воду заходят не более 4-6 детей. Воспитатель должен находиться между детьми и границей, откуда начинается глубина. Занятия проводят по подгруппам (по очереди): когда воспитатель с одной подгруппой в воде, другая – отдыхает на берегу и наоборот. Присутствие врача или медицинской сестры обязательно.
Занятия по плаванию желательно проводить ежедневно. В отличие от купания, когда дети в воде более пассивны, плавать они могут значительно дольше.
Выполняя различные плавательные упражнения, ребенок все время двигается, а потому меньше мерзнет. Пребывания в воде постепенно увеличивают от 3-5 до 15-20 мин при температуре воды +20...+ 22° С и воздух +23...+25° С. Нельзя позволять дошкольникам плавать натощак или сразу после еды. Даже при легком недомогании (болит голова, кашель, отсутствие аппетита) ребенку нельзя позволять входить в воду. Малейшие признаки переохлаждения - бледность лица, посинение губ – являются сигналом о том, что надо немедленно оставить воду и выйти на берег.
Лучшее время для плавания - первая половина дня (от 11 до 12 часов утра), когда больше всего полезных для здоровья ультрафиолетовых лучей. Хорошо также купаться в 17-18 часов. Вода в это время теплее, чем утром. В жаркие дни дошкольники могут плавать два раза в день (утром и вечером) [3].
Научными исследованиями (Т. И. Осокина, Ю. А. Карп и др.) и практикой работы детских садов доказано, что подготовку детей к плаванию можно начинать со второй младшей группы. Малышей приучают не бояться заходить в воду, организуя во время купания с ними простейшие игры и развлечения в воде. Очень важно в этот период вызвать у детей интерес к плаванию, желание научиться плавать [13].
В средней группе детей знакомят с некоторыми элементами плавания (выдох в воду, погружения с головой, скольжения, движения ногами и руками), приучают держаться на поверхности воды.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуют с помощью разнообразных упражнений умение детей держаться на воде, увеличивают расстояние, которое надо проплыть.
Сначала, как уже отмечалось, детей приучают не бояться воды: смело входить в реку или озеро, свободно передвигаться на мелководные, погружаться с головой, выполнять подготовительные к плаванию упражнения на суше и в воде. Только при таких условиях можно научить дошкольников плавать определенным стилем (кролем, брассом и др.).
Обучая плаванию, воспитатель должен всегда быть рядом с детьми. Если то или иное упражнение не получается или ребенок боится выполнить его, надо помочь: поддержать за руки, спину или грудь.
1.2 Анализ общепринятых методик обучения плаванию детей дошкольного возраста
Опираясь на исследования Д. В. Хухлаевой, Т. И. Осокиной, Е. Я. Степаненковой, М. А. Руновой, Н. Аксеновой и др., считаем с целью обучения плаванию детей во время занятий, необходимо использовать следующие методы и приемы: [13]
- использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц;
- требующие координации движений, ловкости и выносливости;
- соответствие содержания игр и упражнений на воде возрастным и индивидуальным двигательным возможностям детей;
- применение различных способов организации детей;
- рациональное использование водной среды, оборудования для плавания и гидов;
- стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка;
- активизация умственной деятельности ребенка, самостоятельности и развитие плавательных двигательных способностей;
- создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений ребенка;
- лаконичное объяснение задач и четкий показ упражнений для плавания;
- создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, изобретательность;
- использование музыкального сопровождения во время разминки, упражнений на расслабление, хорошо знакомых детям двигательных заданий и игр на воде.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Быканов, С. Р. Плавание в детском саду / С. Р.Быканов. - Винница, 2019. - 99 с. ISBN 5-201-14433-0. – Текст: непосредственный.
2. Борисенко, А. Ф. Двигательный режим дошкольников / А. Ф. Борисенко. - К.: Образование, 2012. - 190 с. – ISBN 5-8071-0087-5. – Текст: непосредственный.
3. Вильчковский, Е. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Е.Вильчковский. - Л.: 2019. - 167 с. ISBN 5-7373-0233-4. – Текст: непосредственный.
4. Вильчковский, Е. Формы воспитания детей в дошкольном учреждении / Е.Вильчковский. - К.: 2015. - 211 с. – ISBN 5-235-02408-7. – Текст: непосредственный.
5. Воронова, Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду / Е. К. Воронова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 80 с. – ISBN5-7834-0066-1. – Текст: непосредственный.
6. Ганчар, И.Л. Методика преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования / И.Л.Ганчар. – Одесса: Друк, 2016. – 696 с. – ISBN 5-7975-0223-2. – Текст: непосредственный.
7. Ганчар, И. Л. Преемственность обучения и совершенствования плавания / И.Л.Ганчар. – Текст: непосредственный // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2018. - №12. - С. 15-21.
8. Глазырин, И. Д. Плавание: Учебн. пособие / И. Д. Глазырин. – К.: Кондор, 2010. – 502 с. ISBN 5-93208-043-4 . – Текст: непосредственный.
9. Грибан, Г.П. Плавание. Прикладные аспекты. Учеб.-метод. пособ. / Г.П. Грибан. – М.: Высь, 2019. – 157 с. – ISBN 5-230-10656-5. – Текст: непосредственный.
10. Инясевский, К. А. Плавание: методическое пособие для преподавателей и студентов вузов / К. А. Инясевский. – М.: Высшая школа, 2018. – 182 с. – ISBN 5-04-008668-7. – Текст: непосредственный.
11. Каунсилмен, Д. Наука о плавании: Пер. с англ. / Д. Каунсилмен. – М.: ФиС, 2012. – 492 с. – ISBN 5-249-00334-6. – Текст: непосредственный.
12. Литовченко, Г. А. Плавание: Учебн. пособие для студентов / Г. А. Литовченко. – Чернигов: 2015. – 123 с. – ISBN 5-93572-047-7. – Текст: непосредственный.
13. Осокина, Т. И. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада и родителей / Осокина Т. И. и др. - М.: Просвещение, 2016. - 159 с. – ISBN 5-85647-056-7. – Текст: непосредственный.
14. Плавание: Учеб.для пед. фак. ин-тов физ. культ. / Под ред. Булгаковой Н.Же. – М.: ФиС, 2010. – 288 с. – ISBN 5-85647-057-5. – Текст: непосредственный.
15. Плавание // Под ред. Булгаковой Н.Ж. – М.: ФиС, 2017. – 278 с. – ISBN 5-85647-058-3. – Текст: непосредственный.
16. Платонов, В.М. Сильнейшие пловцы мира (методика спортивной тренировки) / В.М. Платонов, С. П. Фесенко. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 304 с. – ISBN 5-85647-056-7. – Текст: непосредственный.
17. Плавание. Книга-тренер // Под ред. И.П. Нечунаев. – М.: Эксмо, 2012. – 272 с. – Текст: непосредственный.
18. Скалий, А.В. Азбука плавания: Учебн. пособие / А.В. Скалий. – М.: Астрон, 2013. – 102 с. - ISBN 978-5-209-03733-0. – Текст: непосредственный.
19. Тимофеева, А. А. Обучение плаванию в детском саду / А. А. Тимофеева, Т. И. Осокина. - М.: Богина Т. Л. 2016. – 67 с. - ISBN 978-5-91292-036-3. – Текст: непосредственный.
20. Ткач, Е.М. Плавание. Исходное плавание. Учебно-методическое пособие / Е.М. Ткач. – Чернигов: ЧГПУ им.Т.Г.Шевченко, 2010. – 142 с. – ISBN 978-5-534-09057-4. – Текст: непосредственный.
21. Шебек, В. М. Физическое воспитание дошкольника / В. М. Шебек, М. М. Ермак, В. А. Шишкина. – Москва: Образование, 2015. – 145 с. – ISBN 978-5-534-06393-6. – Текст: непосредственный.
22. Яблонская, С. В. Физкультура и плавание в детском саду / С. В.Яблонская, С. А.Циклис. - М.: Гардарики, 2018. – 213 с. - ISBN 978-5-16-006328-7. – Текст: непосредственный.