Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Наряду со странами-членами Европейского союза страны Латинской Америки также активно
продвигаются к региональной экономической интеграции. В латиноамериканской правовой и
экономической литературе, концепция экономической интеграции, как правило, отождествляется
с конкретными формами ее реализации. Таким образом, известный мексиканский
международный юрист С. Сепульведа определяет экономическую интеграцию как «региональную
координацию или сочетание экономики всех членов группы, постепенно формируя более
сплоченное единство». Более четкие термины для этого определения используются экономистом
Коста-Рики Э. Лизано, который пишет, что экономическая интеграция является «процессом, в
котором несколько стран создают экономическое пространство между собой, другими словами,
страны, участвующие в процессе интеграции, соглашаются на устранение взаимных торговля
различными препятствиями».
1. Особенности интеграции в странах Латинской Америки
2
1.1. Место Латинской Америки в мироустройстве XXI века
В течение долгого времени Латинская Америка находилась на периферии мировых процессов. Ее
называли «задним двором» Соединенных Штатов, и Вашингтон, не колеблясь, вмешивался во
внутренние дела соседних стран, которые, согласно Доктрине Монро, находились в его сфере
интересов. Да, они были формально суверенными государствами, но они не могли окончательно
избавиться от внешнего влияния. И только в последние годы мечта о Симоне Боливаре,
Франсиско Миранде, Хосе Марти и других латиноамериканских борцах за независимость начала
приносить свои плоды.
Неспособность экономических программ структурного регулирования, инициированных
Всемирным банком в 1990-х годах, полностью сорвала миф о неолиберальном чуде, который
привел к так называемому «левому повороту» в Южной и Центральной Америке. Неспособность
правых режимов справиться с системным кризисом позволила левым популистам, таким как Уго
Чавес, МануэльСелайя, Рафаэль Корреа и ЭвоМоралес прийти к власти. Конечно, их действия не
вписывались в логику классического социализма, которая связана с учениями Маркса и советской
системы. Не случайно публицист Хайнц Дитрих описал ход венесуэльского каудильо Уго Чавеса
как «социализм XXI века». Новые лидеры не только отказываются от капиталистических основ и
борются с неоимпериализмом, но и пересматривают свое отношение к догматам политики,
возрождают местные обычаи и культуру (индичинизм), выступают за экологическое сознание и
многополярный мировой порядок.
Большое значение для них имеет культурная самобытность. И в этом смысле очень важно, что
латиноамериканские политологи все чаще используют выражение NuestraAmerica (OurAmerica)
вместо обычной Латинской Америки. Этот термин, кстати, был впервые введен в оборот премьерминистром Наполеоном III Шевалье, который пытался доказать, что целью французской
интервенции было защитить интересы латиноамериканских католиков. Сегодня также
используется термин «Ибероамерика», в котором подчеркивается историческая связь континента
с Испанией и Португалией.
В нулевые годы в Латинской Америке теория экорегионализма стала популярной. Например,
Боливия резко критиковала проект западных стран по наложению налога на вредные выбросы,
заявив, что они сами когда-то безжалостно эксплуатировали природные ресурсы, а теперь,
переходя к более передовым и высокотехнологичным типам производства, хотят перенести
бремя ответственности перед государствами третьего мира. Отказ от капитализма (боливийская
концепция сумакскогоkawsay, bioplurality), зависимость от традиционных ценностей, признание
разнообразия (многонациональные государства и автономии), контр-гегемонистская риторика,
курс на самоопределение и деколонизация - все это отличительные черты Латиноамериканский
интеграционный проект. Его идеологи пытаются учесть опыт европейских народов. По общему
признанию, иберо-американцы имеют значительные преимущества - это также общий язык (хотя
в Бразилии они говорят по-португальски, это близкий родственник испанского), а также общая
религия и история национально-освободительной борьбы против европейских мегаполисов.
Латиноамериканская интеграция имеет несколько уровней и связана с различными
инициативами. Прежде всего, это Unasur, Mercosur и ALBA .
1.2. Межамериканское сотрудничество и проблемы интеграции в Латинской Америке и
Карибском бассейне
3
Внешняя политика и внешнеэкономические связи стран LACB в XX веке традиционно
ориентированных, прежде всего на отношения с Соединенными Штатами. Крупнейшей
политической ассоциацией является Организация американских государств (ОАГ), созданная в
1948 году и включающая 34 страны в Западном полушарии. Военный компонент
межамериканских отношений закреплен в Межамериканском договоре о взаимной помощи,
заключенном в Рио-де-Жанейро в 1947 году (Рио-Пактом). Во время «холодной войны» оба
механизма использовались Вашингтоном для оказания давления на нежелательные режимы с
целью их замены, вмешиваясь во внутренние дела стран ЛАК. Многие усилия в рамках ОАГ
применяли Соединенные Штаты к изоляции Кубы, членство в которой в Организации в 1962 году
было незаконно приостановлено из-за «несовместимости» ее политической системы с
интересами и целями межамериканской системы. Эффективность Рио-пакского конфликта
серьезно потрясена англо-аргентинским конфликтом на островах Фолклендских (Мальвинских)
островов (1982), когда Соединенные Штаты приняли британскую сторону .
В качестве альтернативы ОАГ группа «Рио» была создана в 1986 году. Она стала не организацией в
полном смысле этого слова, а постоянным механизмом политических консультаций по
гармонизации общих позиций Латинской Америки по ключевым региональным и
международным вопросам , Характер его деятельности ясно подтверждается принятием на
саммите Группы в 1997 году «Декларации Асунсьона о суверенитете и правовом равенстве
государств». В документе сформулированы общие принципы формирования нового,
справедливого мирового порядка, отмечены лояльность демократическим ценностям,
соблюдение прав человека. Самым значительным решением было заявление о том, что отныне
«Группа» будет действовать на международной арене от имени всех государств-членов ЛАК,
представлять их в отношениях с другими странами и регионами, а также в ООН. В Асунсьоне
общая политика стран ЛАК была сформулирована в таких областях, как торговля и финансы,
международное сотрудничество, стратегия устойчивого развития, реформа ООН и
международное право. В связи с проблемой возможной реформы Совета Безопасности ООН
страны Латинской Америки решили определить кандидатуру своего региона на место нового
постоянного члена Совета Безопасности. Претендентами из LACB были Бразилия, Аргентина и
Мексика, а шансы Бразилии - самой влиятельной страны в регионе - считались наиболее
предпочтительными международными наблюдателями .
Важно также призвать к необходимости укрепления исторического образования, направленного
на повышение политической культуры народов Латинской Америки и развитие чувства
национальной идентичности. В декларации о защите демократии, принятой в Асунсьоне,
говорится, что свержение законно избранного правительства или нарушение демократических
процедур в стране-члене Группы Рио следует рассматривать как угрозу демократии в других
странах-членах и привести к коллективным санкциям.
Таким образом, к началу XXI века. Группа Рио стала форумом, на котором разрабатываются новые
концептуальные подходы стран ЛАК к изменяющимся мировым реалиям в сферах безопасности,
политики, экономики и торговли. В настоящее время Группа Рио включает 22 страны в регионе,
включая Кубу (с 2008 года). На саммитах Группы неоднократно поднимался вопрос об адаптации к
новым условиям Межамериканского договора о взаимной помощи, после 1947 года он
неоднократно частично пересматривался. В 2002 году Мексика, неудовлетворенная положением
дел в области безопасности в Западном полушарии, фактически осудила Пакт в одностороннем
4
порядке. Государства региона все чаще проявляют твердость в защите своих интересов и
независимости.
1.3. Латиноамериканская региональная интеграция
Появление первых региональных интеграционных проектов в Латинской Америке относится к
началу 1960-х годов. XX век. Они были довольно амбициозными, когда отсутствие реальных
экономических возможностей компенсировалось политической волей. В 1960 году была создана
Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ПОСЛЕДНИЕ), в которую вошли все страны
Южной Америки. Соглашение предусматривало создание к 1973 году зоны свободной торговли и
установление свободного обмена товарами и услугами. С середины 60-х годов интеграционные
процессы замедлились, и в этих условиях в рамках ПОСЛЕДНИХ были сформированы два
субрегиональных торгово-экономических блока: Андская группа (Венесуэла, Колумбия, Эквадор,
Боливия, Перу и Чили) и Группа Ла Плата (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай). В 1980 году
на базе LAST была создана Ассоциация интеграции Латинской Америки (LAI), задачей которой
было создание условий для формирования общего рынка Латинской Америки. Параллельно с
LAST было создано Центральноамериканский общий рынок (CACM). Договор о его создании в
1960 году был подписан Гватемалой, Гондурасом, Коста-Рикой, Никарагуа и Сальвадором. В
первом десятилетии программа CASD для внутризоновой либерализации торговли шла довольно
успешно, но затем развитие было приостановлено по ряду причин. В 1973 году для обеспечения
беспошлинной торговли между странами было создано Карибское сообщество (КАРИКОМ), в
которое вошли островные государства Карибского моря. В общем, мы можем сказать, что 1970-е
годы не принесли каких-либо существенных успехов какой-либо субрегиональной группировке и
1980-е годы. были названы «потерянным десятилетием»: страны пережили экономический спад,
интеграция в лучшем случае осталась на том же уровне. Второе дыхание латиноамериканской
интеграции приобрело с начала 1990-х годов. Именно тогда стали возобновляться прежние
субрегиональные ассоциации, и были созданы более сильные новые интеграционные группы .
Мощная и динамичная интеграционная ассоциация стала к середине 1990-х годов. Единым
рынком стран Южного конуса является МЕРКОСУР, соглашение о создании которого было
подписано в марте 1991 года президентами Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая. Основной
целью создания таможенного союза была либерализация взаимной торговли, открытие рынков
как средства проведения структурных реформ и модернизации национальных экономик. Договор
предусматривал отмену всех обязанностей и нетарифных ограничений во взаимной торговле
стран-членов, а также введение единого внешнего тарифа. Таможенный союз МЕРКОСУР, который
был практически первым таким союзом в Южной Америке, вступил в силу 1 января 1995 года.
Интеграция рассматривалась союзными государствами как ответ на тенденции мирового развития
и средство обеспечения полноты стран региона в решении вопросов мировой экономики.
Конечной целью этого процесса была интеграция всех латиноамериканских стран.
Создание МЕРКОСУР осуществлялось в контексте режима открытого регионализма. Его
характеристиками были открытость для присоединения новых членов, отсутствие жестких
внутренних структур, возможность многоскоростной интеграции и режим «ассоциированных
членов», установление сотрудничества с другими интеграционными ассоциациями, большая
открытость к мировому рынку и иностранного капитала. Этот МЕРКОСУР выгодно отличался от
ассоциаций интеграции, созданных в Латинской Америке в 1960-х годах, «закрытых» и часто
5
противоречащих друг другу. Очень важно, что теперь латиноамериканская интеграция была
направлена, главным образом, на мировой рынок, создала условия для повышения
конкурентоспособности экономики государств и региональных ассоциаций в мировой экономике
и не ориентировалась, как и прежде, на регион в одиночестве. В рамках МЕРКОСУР был внедрен и
реализуется механизм регулярных консультаций на уровне глав государств и правительств,
министров иностранных дел, экономики, финансов, торговли и социального обеспечения. Были
приняты меры по улучшению управляемости организации. Для разрешения внутренних споров и
конфликтов Постоянный трибунал был создан по аналогии с ЕС, парламент МЕРКОСУР был избран
прямым голосованием.
2. Анализ интеграции в странах Латинской Америки
2.1. Современные тенденции Латиноамериканской интеграции
В настоящее время действуют сразу несколько механизмов интеграции в Латинской Америке,
повестка дня которых выходит за рамки проблем национального и преимущественно
экономического развития и включает региональные проблемы, проблемы безопасности и
стремление играть более активную глобальную роль. Это UNASUR, CELAC, MERCOSUR, ALBA и
Тихоокеанский альянс.
Многие латиноамериканцы последовательно подчеркивают, что одной из основных проблем
интеграции в ЛАКБ на данном этапе, препятствующей углублению сотрудничества, является
принцип «сегментированного регионализма» или (даже более четкое определение)
«анархистского регионализма», когда одно государство одновременно является участником
многих интеграционных групп, что, в свою очередь, ведет к конфликту норм и «лояльности»,
усложняет консенсус и принимает решения, создает напряженность между субрегиональными
ассоциациями.Латиноамериканская интеграция может быть противопоставлена европейской,
которая является «концентрической» по своей природе, объединяющей многие смежные и
перекрывающиеся институциональные, экономические, политические и юридические
пространства (ЕС, Еврозона, Шенгенская зона, ЕАСТ и т. д.).
Действительно, многие страны Латинской Америки являются членами нескольких
интеграционных групп: Бразилия включена в МЕРКОСУР, УНАСУР и СЕЛАК; Венесуэла, помимо
этих групп, является членом и основателем ALBA; Перу является членом UNASUR, CELAC,
Тихоокеанского альянса и т. д.
Тем не менее, можно говорить о «сегментированном регионализме» в регионе только в том
смысле, что государства не ограничиваются членством в одной группе. Однако эта функция не
оказывает конфликта на развитие интеграции в регионе. Конфликт норм и «лояльность» может
возникнуть, если государства будут включены в региональные ассоциации с противоположными
идеологическими принципами: например, одновременно в ALBA и в Тихоокеанском союзе.
Участие основателя ALBA Venezuela в MERCOSUR не влечет за собой таких противоречий,
поскольку MERCOSUR основывается на экономическом прагматизме, а участие государств
одновременно в нескольких экономических блоках является широко распространенной мировой
практикой.
Рассмотрим, в какой степени повестки дня в политической сфере пересекаются в различных
интеграционных группах региона в соответствии с уровнями взаимодействия, указанными выше.
6
Очевидно, что присоединение к интеграционной инициативе государства происходит в основном
из их национальных интересов, а основным двигателем в развивающемся регионе ЛАКБ является
социально-экономическое развитие, особенно в увязывании социально-экономических проблем с
безопасностью. Эта проблема лежит в основе MERCOSUR, ALBA и Тихоокеанского альянса,
которые реализуют свои собственные модели развития. АЛБА и Тихоокеанский альянс (в меньшей
степени эта оппозиция относится к Тихоокеанскому альянсу и МЕРКОСУР) основаны на разных
идеологических принципах. УНАСУР также ставит цели и задачи, направленные на гармонизацию
национального развития государств-членов, обеспечение политической стабильности,
выравнивание социально-экономического уровня в регионе и т. Д., Т.е. в меньшей степени, но и
распространяет свою повестку дня на национальный уровень.
Функционирование МЕРКОСУР уже в значительной степени привело к достижению одной из
задач, стоящих перед государствами-учредителями: улучшились отношения между Бразилией и
Аргентиной, контакты и сотрудничество в различных областях и на разных уровнях стали
интенсивными и конструктивными.
2.2. Латиноамериканская интеграция – миф или реальность?
Российский исследователь П.А. Цыганков определяет следующие типы интеграции:
- глобальные, региональные, субрегиональные;
- политические, экономические, научно-технические и т. д.
На первом основании геополитические интеграционные процессы в Латинской Америке можно
классифицировать по всему спектру. CELAC / UNASUR - представители региональной интеграции,
Андское сообщество, КАРИКОМ, ALBA, Тихоокеанский альянс - субрегиональные и с учетом
выхода МЕРКОСУР и УНАСУР на глобальный уровень (заключение соглашений о зонах свободной
торговли с ЕС, переговоры с Израилем , КНР и других стран), возможно, хотя и с натяжкой,
говорить о достижении трансрегионального, глобального уровня процессов. На второй основе - по
теме - охват еще шире. Речь идет о политической и экономической интеграции, охватывающей
социально-культурную сферу. Государства интенсивно сотрудничают в научно-технической
области, в области развития инфраструктуры, наиболее наглядным примером которого является
ИЛСА-Инициатива интеграции в региональную инфраструктуру Южной Америки
(IniciativaparalaIntegraióndelaInfraestructuraRegionalSuramericana) , Таким образом, в рамках этой
программы есть сотни проектов в области транспорта, энергетики, строительства и связи,
большинство из которых успешно реализованы .
В Латинской Америке эти два явления имеют место. Постоянные процессы объединения и
расширения групп демонстрируют расширение интеграции, а постепенное развитие сфер
интеграции и структуры латиноамериканских группировок влияют на их углубление. Регион
Центральной и Южной Америки ищет свою собственную модель. Об этом свидетельствует тот
факт, что существует множество интеграционных групп, которые вынуждены сотрудничать и
искать новые формы отношений. В этой связи интеграция протекает в соответствии с моделью
«интеграционная группировка-3» (например, страны НАФТА перешли на стратегию заключения
соглашений с отдельными странами или Тихоокеанским альянсом) и в рамках «интеграции
7
интеграции-интеграции» группировка "(MERCOSUR - LAI, MERCOSUR - Андское сообщество, ALBA -
UNASUR).
Прорыв в интеграционных процессах осложняется тем, что новые группы не просто не отменяют
старые, но и противоречат старым. Как сказал бывший президент Чили ЭдуардоФрейМонтальва:
«Почему мы, латиноамериканцы, всегда изобретаем новые проекты для достижения старых
целей, если мы не можем закончить старые, которые мы приняли с таким же энтузиазмом, как
сейчас?»
Заключение
Процессы экономической и политической интеграции в мире продолжают набирать обороты. На
постсоветском пространстве существуют различные проекты, создание ассоциации
восточноазиатских государств приближается к стадии реализации. Латинская Америка также не
стоит в стороне. Здесь интеграция развивается в течение длительного времени. Объективная
основа этого процесса на континенте разделяется общими историческими судьбами и
практически одним языком (точнее, двумя родственными языками, на которые говорит
большинство населения).
Как и в других регионах мира, интеграция в целом движется вверх, от низшего к высшему, но этот
порядок не всегда строго соблюдается: интеграционные экономические группы иногда
пересекаются с политическими группами, иногда эти процессы развиваются синхронно, хотя чаще
асинхронно - обычно экономическая интеграция опережает политические, но в ряде случаев это
наоборот.