Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность этой работы обусловлена тем, что в настоящее время неавиационная деятельность является важным видом коммерческой деятельности для российских аэропортов, что открывает множество возможностей и потенциальных источников дохода. Несмотря на то, что данный вид деятельности в России все еще недостаточно развит, государственные и частные компании изучают и изучают мировой опыт проведения, развития и расширения неавиационной деятельности, и, учитывая многие особенности нашей страны, разрабатываются определенные рекомендации и проекты по применению этого опыта на практике
Специфика маркетинга авиаперевозок, структура и процесс управления неавиационной деятельностью во многом определяются спецификой рынка авиаперевозок. Этот рынок имеет сложную структуру и представляет собой открытую систему, элементы которой взаимодействуют с внешней средой, где товарами, предлагаемыми авиакомпаниями на рынке, являются перевозки пассажиров и грузов.
В то же время, авиакомпании предлагают на рынке широкий спектр услуг, которые связаны с удовлетворением дополнительных потребностей пассажиров. Объем этих услуг достаточно велик и должен учитываться при оценке потенциального спроса на рынке авиаперевозок.
Разработка и внедрение новых видов неавиационных услуг при предоставлении авиаперевозок становится основой для привлечения пользователей воздушного транспорта и повышения рентабельности перевозок, независимо от форм собственности и характера эксплуатации аэропортов и авиакомпаний. Предоставляемые услуги влияют на конечный результат: величину выручки и рентабельности аэропортов.
В экономической литературе большое внимание уделяется развитию рынка аэропортовых услуг, неавиационной деятельности авиакомпании и повышению эффективности ее субъектов. Исследованию этих вопросов посвящены работы А. П. Абрамова, В. Г. Афанасьева, И. В. Белова, В. Г. Галабурды, О. В. Гончарука, Ускова, Т. С. Хачатурова, А. Д. Чудновского и др. .
В аэропортах наиболее актуальной становится область неавиационной деятельности, особенно сейчас, когда мир сталкивается с новым вызовом - пандемией новой коронавирусной инфекции КОВИД-19.
За последние два десятилетия аэропорты по всему миру значительно усилили меры безопасности в ответ на возникающие угрозы. Между тем, растущее число пассажиров может увеличить прибыль от неавиационной деятельности, поэтому эта тема очень актуальна.
Таким образом, цель работы: рассмотреть и изучить систему и специфику неавиационной деятельности на примере аэропорта Томска и дать рекомендации по повышению эффективности работы.
Объектом изучения курсовой работы является неавиационная деятельность аэропорта, а предметом изучения является аэропорт города Томск и мероприятия по развитию неавиационной деятельности.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение теоретических основ неавиационной деятельности авиакомпаний;
– предоставить основные формы и виды неавиационной деятельности,
- изучить деятельность аэропорта Томск и спектр оказываемых услуг,
- проанализировать специфику внедрения мероприятий по улучшению неавиационной деятельности аэропорта,
- рассмотреть основные рекомендации по развитию неавиационной деятельности на территории аэропорта города Томск,
Методология исследования курсовой работы включает общие научные методы познания, анализа и синтеза, моделирования, методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение), а также методы системного, структурного и функционального анализа, метод экспертных оценок и другие.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕАВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
1.1. Понятие и сущность неавиационной деятельности в аэропортах
На основании проекта ФЗ «Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности в Гражданской авиации Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 3. «Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе») - неавиационная деятельность на аэродромах и аэропортах определяется как деятельность на территории гражданских аэродромов и аэропортов по оказанию на коммерческой основе услуг, не связанных с авиационной деятельностью, включая торговлю и общественное питание, стоянку автомобилей, почтовые и банковские операции и иные услуги, а также любая иная деятельность, осуществляемая на аэродромах, не связанная с авиационной деятельностью.
По мнению старшего преподавателя Дальневосточного государственного университета путей сообщения Соколовой Е.А. ,, термин "неавиационная деятельность" относится к развитию на территории аэропортов дополнительной деятельности, не связанной с выполнением основных функций по приему и обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов.
Л.П. Волкова отмечает, что неавиационная деятельность, осуществляемая в зданиях аэропорта и на его территории, очень разнообразна, ее виды и формы определяются потребностями и интересами потребителей, а также имеющейся инфраструктурой, техническими и экономическими возможностями этого аэропорта. Аэропорты имеют большое количество магазинов и сервисных предприятий, а также предоставляют в аренду офисные помещения для авиакомпаний и государственных учреждений, а также помещения для продажи продуктов питания и напитков в аэропорту (рестораны, бары, кафетерии и т.д.).
Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что не авиатранспортная деятельность является непрофильной коммерческой деятельностью аэропортов, что позволяет им повысить качество обслуживания и получить дополнительный доход.
Данный вид деятельности включает в себя:
– сдачу в аренду принадлежащих аэропорту помещений, земли или оборудования (например, стойки регистрации, билетные кассы и административные помещения);
– услуги питания: рестораны, бары, кафетерии и поставку бортового питания;
– магазины беспошлинной торговли;
– концессии на поставку авиационного топлива и масел – право продажи или сбыта авиационного топлива и смазочных материалов в аэропорту;
– услуги парковки и автостоянки;
– прочие концессии и другую коммерческую деятельность аэропорта: банковские операции, почтовые услуги, торговые точки, медицинское обеспечение и культурно–развлекательную деятельность.
Одним из важных понятий в сфере неавиационной деятельности, является понятие «оператор аэропорта», под которым понимается частное лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального 9 предпринимателя либо юридическое лицо, а также его сотрудники, осуществляющие деятельность по предоставлению неавиационных услуг пассажирам на
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Проект Федерального закона «Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности в Гражданской авиации Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Совет Федерации Федерального собрания РФ: официал.сайт. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/.
2. Соколова Е.А. Расширение неавиационной деятельности в аэропортах [Электронный ресурс] / Е.А. Соколова // Интернет–библиотека «Cyberieninka». –2015. –Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rasshirenie–neaviatsionnoy–deyatelnosti–v– aeroportah.
3. Волкова Л.П. Управление деятельностью аэропорта, организационные основы управления деятельностью аэропортов / Л.П. Волкова – М: «Эксмо», 2007 г. – 104с.
4. Поляка, Г. Б. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Г. Б. Поляка. − М.: Изд-во Юнити-Дана, 2019. − С. 4 − 6.
5.Скамай, Л. Г. Экономический анализ деятельности предприятий / Скамай Л. Г., Трубочкина М. И. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 296 с.
6.Соколова, Е. А. Неавиационная деятельность и её развитие в Российских аэропортах / Е. А. Соколова, М. А. Сигитова // Актуальные проблемы. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2018. − С. 1 − 8.
7. Чернышева, Ю. Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебник для вузов / Ю. Г. Чернышева. − М.: Март, 2018. − 450 с.
8. Чечевицина, Л. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебное пособие / Л. Н. Чечевицина. − М. : Дашков и Ко, 2019. − 290 с.
9. Щербина Ю. А. Диверсификация деятельности аэропортов / Ю. А. Щербина // Актуальные проблемы. − 2019. − № 11. С. − 89-99.
10. Направление развития аэропортовой структуры [Электронный ресурс] // развитие неавиационных услуг – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview.
11. Развитие рынка услуг в сфере аэропортового обслуживания [Электронный ресурс] // Экономика, организация и управление предприятиями – Режим доступа: http://pandia.ru/text/
12. Основные аспекты неавиационной деятельности аэропорта [Электронный ресурс] // Сфера деятельности аэропорта – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview
13. Словарь финансовых терминов [Электронный ресурс] / Коммерческий риск, оценка риска, степень риска, виды рисков. - URL : http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/14258.