Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современные школьники и студенты не могут в полной мере определиться с будущей профессией и часто совершают ошибки в выборе типа и направления обучения.
Причем в последние годы сложилась такая тенденция, что поступление в ВУЗ еще не означает, что студент будет работать по специальности, выбор направления обучения часто осуществляется случайно, в соответствии с простотой поступления и другими факторами, которые не связаны с осознанным выбором профессии.
Многие поступают в ВУЗы только для того, чтобы иметь «корочки» о высшем образовании, а потом начинают искать работу совершенно в другой сфере, мечтая при наличии высшего образования сразу получить руководящую должность.
Поэтому необходимо проводить психологическое консультирование, посвященное карьере и выбору профессии, которое даст им возможность более серьезно отнестись к своему будущему.
Цель исследования – провести исследование профориентации и отношения к карьере у студентов-первокурсников и разработать для них программу психологического консультирования в данной сфере.
Объект исследования – профориентация и отношение к карьере у студентов-первокурсников.
Предмет исследования – психологическое консультирование в сфере профориентации и отношения к карьере у студентов-первокурсников.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть сущность и факторы карьеры.
2. Определить понятие и виды профориентации.
3. Выявить особенности психологического консультирования в сфере профориентации и карьеры.
4. Провести исследование профориентации и отношения к карьере у студентов-первокурсников.
5. Разработать программу психологического консультирования в сфере профориентации и карьеры для студентов-первокурсников.
База исследования: Калужский институт Московского гуманитарно-экономического университета, факультет психологии.
Гипотеза исследования: у современных студентов-первокурсников обнаруживается преимущественно неустойчивое отношение к собственной карьере и недостаточная профессиональная ориентация.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, хронологический, классификация, обобщение, синтез, тестирование, проектирование, наблюдение, моделирование.
Теоретическая значимость исследования обусловлена анализом ряда научных источников, посвященных вопросам построения карьеры и психологической работы в данном направлении.
Практическая значимость исследования связана с разработкой программы психологического консультирования в сфере профориентации и карьеры для студентов-первокурсников.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И КАРЬЕРЫ
1.1. Сущность и факторы карьеры
Нередко на своем трудовом поприще человек пытается занять осознанную позицию стремления к карьерному росту. За этим часто следует изменение должности, заработной платы и повышение профессиональных навыков. В зависимости от целей и установок каждая личность может построить свою карьеру.
Успешное продвижение в служебной, политической, общественной, научной и других видах деятельности называется карьерой. Карьера означает стремительный успех на службе и ином поприще [8, с. 124].
В настоящее время понятие представляет собой более расширенное толкование. Этим словом могут называть общий род деятельности, допустим, «карьера врача» или «карьера преподавателя». Синонимическое словосочетание «социальный лифт» указывает на достижение славы, популярности, выгоды. Карьера также напоминает лестницу, по ступеням которой взбираются на самую вершину.
Многие люди стремятся реализовать свои желания и цели, сосредоточенные на профессиональной деятельности. Карьерист – смелый, решительный, амбициозный и ответственный субъект. Удачная карьера помогает улучшить его положение в обществе. Профессиональное продвижение включает в себя становление сотрудника как квалифицированного специалиста в своей отрасли на протяжении всей трудовой деятельности. Он может развиваться в двух направлениях [11, с. 103]:
– углубление в одну специализацию, выбранную на начальном этапе профессионального пути;
– параллельное овладение разными сферами деятельности.
Некоторые мечтают возглавить отдел или фирму. Назначение на руководящую должность открывает перед человеком новые возможности. Наряду с возросшим уровнем ответственности, работник отныне может оказывать влияние на развитие своей организации, выполнять новые творческие задачи. Он приобретает другой статус в обществе и финансовую выгоду, тем самым улучшая собственное состояние и жизнь близких людей [19, с. 30].
Трудовая карьера является более многогранным понятием по сравнению с деловым карьерным ростом или профессионально-квалификационным продвижением. Это значит, что данные карьерные пути являются подвидами трудовой карьеры. Деловая карьера неразрывно связана с достижением успеха в коммерции, бизнесе и других сферах, приносящих прибыль, доход и разные личные выгоды.
Беспринципную погоню за личным успехом в различных сферах деятельности называют карьеризмом. Слово нередко носит негативный оттенок, потому что некоторые люди, желающие улучшить свое положение в профессиональной или иной сфере, пренебрегают нормами морали и этики. На пути к своей цели они не учитывают чувства и интересы других, родственные связи [17, с. 47].
Бывают разные разновидности карьерного продвижения. Существует устойчивый, линейный, спиральный и переменчивый виды карьеры. Характеристика этих типов такова [17, с. 60]:
– устойчивая карьера подразумевает пожизненную занятость субъекта в одной области деятельности;
– линейная карьера означает постепенное карьерное возрастание на трудовом поприще;
– спиральный тип предполагает смену профессий и сфер деятельности схожих компетенций;
– переменчивая разновидность характеризуется сменой профессий, не связанных друг с другом.
С психологической точки зрения карьера может иметь следующие виды [12, с. 100]:
– ситуационный карьерный рост не зависит от самого сотрудника, происходит внезапно в силу каких-то обстоятельств, меняющих ход работы;
– руководство активно продвигает подчиненного, не считаясь с его мнением;
– развитие компании способствует профессиональному росту наемного работника;
– человек собственноручно строит свою карьеру за счет активного и успешного труда;
– работник получает повышение по должности, преодолевая любые препятствия и сметая все на своем пути ради достижения желаемой цели.
Политическая карьера доступна депутатам и политологам, общественная – различным публичным деятелям, журналистам. Большие перспективы у молодых специалистов в достижении карьерных высот имеются в области экономической и региональной политики [15, с. 44].
Профессиональная карьера подразумевает рост знаний, умений и навыков в служебной деятельности. Человек может продвигаться вверх по карьерной лестнице в рамках своей профессии либо организации.
В зависимости от траектории его движения выделяют следующие разновидности карьеры [17, с. 100]:
1. Внутриорганизационная. Субъект внутри своей организации может иметь горизонтальный рост в разных подразделениях одного уровня иерархии: смена служебной роли на существующей должности с расширением и усложнением функциональных обязанностей. Все это сопровождается ростом оплаты труда. Вертикальный уровень карьеры связан с должностным продвижением: подъем на следующую структурную ступень с увеличением заработной платы. Помимо восходящей карьеры, существует нисходящая модель – перемещение сотрудника вниз по служебной лестнице.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, С.М., Кутейникова, И.С., Миронова, Г.А. Организация психологической консультации в сфере профессиональной ориентации: обзор научных статей / С.М. Абрамова, И.С. Кутейникова, Г.А. Миронова // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2015. – С. 12–23
2. Архипенко, С.С., Поляковская, И.М., Лавриненко, С.Г. Современные и классические подходы к психологическому консультированию и профориентации / С.С. Архипенко, И.М. Поляковская, С.Г. Лавриненко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества на экономическом, социальном и культурном уровнях». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 15–27
3. Бабынина, Е.В. Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения / Е.В. Бабынина // Первое сентября. Образовательный портал. – [Электронный ресурс] https://urok.1sept.ru/articles/613751 (Дата обращения: 26.03.2021)
4. Бурдинова, С.С., Марелова, Г.В., Чурсина, О.А. Психологическое консультирование и проблемы его проведения в современном мире / С.С. Бурдинова, Г.В. Марелова, О.А. Чурсина // Психологическое обозрение. – 2016. – № 7. – С. 40–52
5. Габеев, В.Т., Куликовская, И.Э., Миронова, Е.Н. Проблема формирования образа профессий будущего в современных исследованиях / В.Т. Габеев, И.Э. Куликовская, Е.Н. Миронова // Киберленинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-obraza-professiy-buduschego-v-sovremennyh-issledovaniyah/viewer (Дата обращения: 27.03.2021)
6. Григорьева, С.А., Малышева, М.И. Специфические особенности психологического консультирования в сфере профессионального самоопределения / С.А. Григорьева, М.И. Малышева // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии». – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2020. – С. 97–116
7. Доронина, Л.Н. Представления о профессиях как фактор профессионального самоопределения старшеклассников / Л.Н. Доронина. Инфоурок. Портал образовательных ресурсов и технологий. – [Электронный ресурс] https://infourok.ru/predstavleniya-o-professiyah-kak-faktor-professionalnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov-4964598.html (Дата обращения: 27.03.2021)
8. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Проблемы изучения карьеры и карьерных предпочтений в российской и зарубежной психологической науке / И.М. Еропкин, М.А. Скакунова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социологии и психологии в современном мире». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2013. – С. 124–135
9. Закасовская, И.В. Профориентационная проектная деятельность в ОУ / И.В. Закасовская // Инфоурок. Портал образовательных ресурсов и технологий. – [Электронный ресурс] https://infourok.ru/proforientacionnaya-proektnaya-deyatelnost-v-ou-1992241.html (Дата обращения: 26.03.2021)
10. Мануйлова, И.М., Федорова, И.А. Принципы построения карьеры / И.М. Мануйлова, И.А. Федорова. – Воронеж: Сфера, 2019. – 262 с.
11. Пархоменко, К.Ф., Найденов, Е.А., Самохвалова, Е.Е. Карьерные ориентации личности как предмет научного исследования / К.Ф. Пархоменко, Е.А. Найденов, Е.Е. Самохвалова // Вопросы медицины и психологии. – 2019. – № 10. – С. 103–116
12. Пилецкая, С.В., Оноприенко, А.В., Родионова, Г.В. Психологические исследования в сфере профессиональной деятельности человека / С.В. Пилецкая, А.В. Оноприенко, Г.В. Родионова // Материалы научно-практической конференции «Формирование гармоничного социального поля в историческом пространстве». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2016. – С. 100–123
13. Подборка психологических профориентационных тестов // NS Portal. Образовательная социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/12/18/podborka-psikhologicheskikh-proforientatsionnykh (Дата обращения: 26.03.2021)
14. Скачок, В.Е., Буций, В.Н., Петровская, Л.Ю. и др. Профориентация старшеклассников как основа выявления интересов и формирования будущей профессии / В.Е. Скачок, В.Н. Буций, Л.Ю. Петровская, Н.В. Семенкова, Е.В. Цыбульская // Молодой ученый. – 2018. – № 50(236). – С. 106–120
15. Торбенко, А.А., Соколова, И.С., Щедрина, И.Г. Карьера как явление и процесс / А.А. Торбенко, И.С. Соколова, И.Г. Щедрина // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 4. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2021. – С. 44–58
16. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С.Н. Чистякова. – М.: Просвещение, 2016. – 326 с.
17. Шилова, И.М., Дубцова, О.В., Шахматова, И.И. Карьера и профессия / И.М. Шилова, О.В. Дубцова, И.И. Шахматова. – Минск: Статут, 2017. – 298 с.
18. Юрьева, Г.П., Деянова, А.В. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников / Г.П. Юрьева, А.В. Деянова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 5 (май). – С. 106–110. – [Электронный ресурс] https://e-koncept.ru/2015/15150.htm (Дата обращения: 25.03.2021)
19. Яковлева, А.С. Карьерные установки личности: диагностика и коррекция / А.С. Яковлева // Психологические исследования. – 2021. – № 1. – С. 30–42
20. Якоря карьеры // Тестотека. – [Электронный ресурс] http://testoteka.narod.ru/prof/1/10.html (Дата обращения: 27.03.2021)