Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы определяется современным этапом конституционного развития России. В Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). Конституция Российской Федерации признает права и свободы человека и гражданина и гарантирует их согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Тема прав и свобод человека и гражданина уже не одно десятилетие относится к числу наиболее приоритетных направлений исследований российской юридической науки, тем не менее продолжает оставаться перманентно актуальной. Однако в последние годы мы наблюдаем смещение акцентов исследований о правах человека с материальных аспектов, связанных с анализом содержания прав человека, их юридической природы, конституционного статуса личности, на процессуальные, в значительной мере охватывающие проблемы реализации прав и свобод, механизмы защиты, государственные и негосударственные, внутригосударственные (на уровне Российской Федерации) и международные.
В настоящее время в Российской Федерации продолжается процесс формирования нового и модернизация существующего механизма защиты прав и свобод человека и гражданина. Анализ проводимых всесторонних исследований, а также правовых норм, посвященных защите прав человека, позволяет сделать вывод, что предпринимаемые усилия в данной области не всегда приводят к заметным улучшениям, способствуют улучшению состояния правовой защищенности.
Актуальность данной темы заключается, в том, что права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Сегодня основной формой организующего воздействия публичной власти на общество является их взаимодействие с целью удовлетворения, как потребностей всего общества, отдельных его частей, так и отдельной личности. Без такого взаимодействия существование публичной власти и общества невозможно, ведь права человека – основа современной демократии.
Права и свободы выступают главным показателем, отражающим базовые ценности современной цивилизации. Существенно возросла их роль в условиях глобализации, о чем красноречиво свидетельствует сфера международных отношений. В частности, права человека приобрели статус причины для проведения внешней интервенции. За последнее десятилетие значительно увеличилось количество материала по этой проблеме. Данный подход обусловлен функциями, которые они выполняют в политико-правовой действительности.
Особый интерес вызывают политические права и свободы человека.
Целью работы является уточнение сущности политических прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить характеристику основных политических прав и свобод граждан Российской Федерации.
2. Рассмотреть гарантии политических прав и свобод человека и гражданина и их реализация в Российской Федерации.
3. Проанализировать актуальные проблемы реализации и обеспечения политических прав и свобод граждан.
Объект исследования – система взаимоотношений, связанных с осуществлением политических прав и свобод.
Предметом исследования является нормативно-правовое регулирование реализации политических прав и свобод человека и гражданина.
Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности политических прав и свобод человека и гражданина РФ. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.
Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Основные политические права и свободы человека и гражданина Российской Федерации
1.1. Понятие и характеристика политических прав и свобод человека и гражданина
Конституционные права человека - это формально определенные и юридически обеспеченные государством возможности для индивида пользоваться социальными благами, вид и мера возможного поведения человека как личности, официально установленная в государственно-организованном обществе и корреспондированная обязанностями государства.
Рассмотрим признаки прав:
права выступают мерой возможного поведения. Мера означает определенный объем, в пределах которого человек волен действовать по своему усмотрению, что отличает право от произвола и вседозволенности. Возможное поведение означает наличие у субъекта свободного выбора совершить действие или воздержаться от него;
содержание и объем прав устанавливаются нормами права и определяются наступлением юридического факта;
возможность осуществления прав обеспечена обязанностями государства;
права предоставляются человеку для удовлетворения его потребностей и интересов;
наличие прав состоит не только в возможности, но и в реальном юридическом или фактическом поведении человека;
реализация прав возможна только в правоотношениях;
права обеспечены государством в форме конституционных и иных юридических гарантий [20, с. 189].
Произошедшие в России с 1990-х годов реформы в политической и социально экономических сферах привели к развитию новых рыночных отношений, предусматривающих демонополизацию государственной и устанавливающих множественность форм собственности, свободу предпринимательства и иной экономической деятельности, свободу в личных, политических, социально-экономических и культурных правах. Данный процесс оказался не только сложным и экономически нестабильным, повлекшим негативные последствия в социально-экономическом плане, но и потребовавший существенного изменения законодательной регламентации правового положение граждан Российской Федерации [19, с. 189].
На современном этапе развития Российского государства перед ее обществом, как и в целом перед мировым сообществом, достаточно остро встают проблемы соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина РФ.
Согласно Конституции РФ права и свободы – это одна из высших ценностей Российской Федерации (статья 22), и гражданам РФ предоставляются политические права и свободы, которые позволяют им участвовать в делах, как самого государства, так и в формировании его отдельных органов.
Отличительной чертой политических прав и свобод граждан РФ является то, что они:
1. Предназначены для полноценного участия населения РФ в организации делами государства и общества. За счет осуществления своих политических прав и свобод у гражданина РФ есть возможность как напрямую, так и через представителей принимать участие в формировании государственной политики РФ, а также контролировать деятельность государства.
2. Данные права связаны непосредственно с лицами, обладающими гражданством РФ.
3. Данный вид прав не является абсолютными, так как отдельные категории населения (лица, содержащиеся в местах отбывания наказания) ограничены в своих избирательных правах, а именно в праве избирать и быть избранным.
4. Политические права и свободы граждан РФ могут реализовываться, как в индивидуальном порядке путем обращения в государственные и местные органы власти, так ив коллективным путем за счет объединения с другими гражданами, путем организации, демонстрации, общественных объединений.
5. Еще одной особенностью политических прав и свобод гражданина РФ, в отличие от других его прав в том, что эти права начинают реализовываться только с наступлением у гражданина совершеннолетия [12, с. 35].
Характерным отличием прав и свобод гражданина РФ в осуществлении своих прав, является то, что это неотъемлемые (личные) права и свободы человека и гражданина, и даны они ему с момента рождения и не требуют признания от государства, в свою очередь, как политические права несу позитивный характер, и осуществляется при нормативной регламентации. Степень осуществления данных прав и предначертает уровень демократизации Российского государства [10, с. 176].
Общепризнано, что политические права и свободы граждан предопределяют всю их деятельность, обеспечивает осуществление всех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.
К политическим правам относятся:
1. Свобода объединений и их деятельности – свобода создавать, вступать, выходить и состоять в партиях, движениях, общественных объединениях, профсоюзах для защиты и выражения своих интересов (статья 30 Конституции РФ).
Политические права и свободы включают право на какое-либо объединение. Речь идет о свободе ассоциаций и союзов. Отметим, что объединение возможно только в рамках действующего законодательства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
I. Нормативные правовые акты и международные договоры
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. - 2020. - 04 июля.
2. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, № 30, ст. 3031.
3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 112-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, № 30, ст. 3029.
4. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // «Собрание законодательства РФ», 21.06.2004, № 25, ст. 2485.
II. Судебная практика и иные акты судов
5. Постановление Европейского Суда от 21 июня 1988 г. по делу «Платформа «Врачи за жизнь» против Австрии» (Plattform «Arzte fur das Leben» v. Austria), Series A, N 139, p. 12, § 32 и 34. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Постановление Конституционного Суда РФ ОТ 1 ноября 2019 г. N 33-П «По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 6 статьи 5 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми» в связи с жалобами граждан М.С. Седовой и В.П. Терешонковой» // Российская газета. № 258 (8016). 15 ноября 2019.
7. Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации А.Л.Кононова по Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года N 484-О-П по жалобе граждан А.В. Лашманкина, Д.П. Шадрина, С.М. Шимоволоса о нарушении их конституционных прав положением части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Руководящие принципы по свободе мирных собраний. Издание 2-е, Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), 2011. - С 9.
8. Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 04 марта 2020 г. по делу № 33а-3391/2020. [Электронный ресурс]. URL: https://vs-- bkr. sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1 &name_op=doc&number=14414708 &delo_id=5&new=5&text_number=1
9. Решение Центрального районного суда города Красноярска от 19 июня 2019 г. по делу № 2а-5195/2019. [Электронный ресурс]. URL: https://centr-- krk. sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1 &name_op=doc&number=22847596 &delo_id=1540005&new=0&text_number=1 (дата обращения: 28.03.2021) «Казак казака. Нападавших на митингующих наказали нагайками». URL: https: //www.bfm.ru/news/3 84920
III. Учебная и специальная научная литература
10. Афанасьева, С. А. Содержание и система политических прав и свобод человека и гражданина / С.А. Афанасьева // Инновационная наука. – 2015. – Т. 2. – №6 (6). – С. 176-179.
11. Бархатова, Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2–е изд., перераб. и доп. / Е.Ю. Бархатова – Москва: Проспект, 2015. – 272 с.
12. Диноршоев, А. М. Понятие и основные черты политических прав и свобод человека и гражданина / А.М. Диноршоев // Вестник университета. – 2014. – Т. 1. – № 2 (45). – С. 32-36.
13. Иванов, А. О. Право выбора места проведения публичного мероприятия: теория и практика согласования / А.О. Иванов // Конституционное и муниципальное право. – 2015. – № 9. – С.139-142.
14. Киричёк, Е. В. Политические права и свободы граждан России: федеральный и региональный уровни / Е.В. Киричёк // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2013. – № 2 (24). – С. 21.
15. Князева, И.И. О месте политического права граждан России на свободу собраний в системе прав и свобод человека / И.И. Князева // Юридическая наука. – 2017. – № 4. – С.33-36.
16. Кондрашев, А. А. Современный политический режим России: ограничения базовых гражданских прав и свобод посредством законодательных новаций и правоприменительной практики / А.А. Кондрашов // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – № 2. – С.139-143.
17. Конституционное право России: учебник для бакалавров/ отв. ред. докт. юрид. наук, проф. И. В. Выдрин. – М.: Юрлитинформ, 2015. – 552 с.
18. Мамошин, В. И. Проблема защиты политических прав и свобод в России / В.И. Мамошин // Отечественная юриспруденция. – 2017. – №2 (16). – С.69-74.
19. Переина, К. В. Некоторые рассуждения о соблюдении политических прав и свобод в России / К.В. Переина // Новая наука: От идеи к результату. – 2015. – № 6–1. – С. 189-193.
20. Права человека в России: история, теория и практика : учебное пособие / Д. Т. Караманукян [и др.] ; отв. ред. и авт. предисл. Д. Т. Караманукян. – Омск : Омская юридическая академия, 2015. – 320 с.
21. Пресняков, М.В. Основные институты народовластия в современной России: формальная или реальная демократия / М.В. Пресняков // Конституционное и муниципальное право. – 2015. – № 11. – С. 60
22. Саленко А. В. Свобода мирных собраний в Российской Федерации: несколько тезисов об актуальных проблемах / А.В. Саленко // Журнал российского права. – 2018. – № 1 (253). – С. 118-127.
23. Темирбулатов, А. А. Проблемы в сфере защиты политических прав граждан в РФ / А.А. Темирбулатов // Право: история, теория, практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, июль 2017 г.). – СПб.: Свое издательство, 2017. – С.7.
24. Теория государства и права: учебник / коллектив авторов; отв. ред. А.В. Малько. — 4–е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2017. — 400 с.
25. Шарипова, Э.А. Роль политических прав в развитии конституционно–правового статуса личности / Э.А. Шарипова. // Вестник БИСТ. – 2016. – № 4. – С. 30.