Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики основной целью деятельности предприятия является достижение максимальной прибыли. Все другие цели подчинены этой главной задаче, поскольку прибыль служит основой и источником средств для дальнейшего роста экономического потенциала предприятия. В связи с тем, что экономический результат производства в общем виде определяется разностью дохода от продажи продукции (работ, услуг) и себестоимость продукции, трудно переоценить важность управления ей на предприятии.
Управление себестоимостью продукции на предприятии предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом, то есть разработку, реализацию решений, а также контроль за их выполнением, где особая роль отводится учету и анализу, поскольку учет как элемент управления затратами осуществляет подготовку информации в целях принятия правильных решений, а анализ, как составляющий элемент функции контроля, помогает оценить эффективность использования ресурсов предприятия, выявить резервы снижения затрат на производство, собрать информацию для принятия рациональных управленческих решений в области затрат.
Объективная необходимость изучения подходов к методологии и организации учета и анализа себестоимости продукции, выработки концептуальных направлений развития производственного учета затрат, повышения оперативности анализа затрат, а также использования анализа в системе стратегического управления затратами в целях совершенствования подсистемы учетно-аналитического обеспечения процесса управления затратами, обуславливает актуальность исследования, его теоретическую и практическую значимость.
Целью курсовой работы является анализ себестоимости продукции ООО «Малина» и выявление резервов по ее снижению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления себестоимостью продукции предприятия;
- провести анализ себестоимости продукции ООО «Малина»;
- предложить рекомендации по снижению себестоимости продукции ООО «Малина».
Объектом исследования является ООО «Малина».
Предмет исследования – себестоимость продукции ООО «Малина».
Теоретическую и методологическую основу проекта составляют труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам совершенствования организации учета и анализа себестоимости продукции как основных элементов управленческого цикла, публикации периодической печати. При разработке основных положений использовались принятые нормативные документами по проблемам формирования состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, планами счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности.
В процессе исследования были использованы методы комплексного экономического анализа, сравнительного анализа, группировок, экономико-математические методы, включая корреляционный и регрессионный анализ.
Структура курсовой работы сформулированной с учетом поставленной цели и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие себестоимости продукции и резервы ее снижения
Себестоимость продукции – это денежное выражение затрат факторов производства, которые необходимы для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности.
Любой экономический субъект, который занимается производством и реализацией продукции (товаров, работ, услуг), тратит определённый объём ресурсов (материальных, финансовых, трудовых). Денежная оценка этих ресурсов выражается через издержки (затраты) и образует основу для себестоимости продукции.
Себестоимость отражает большую часть стоимости продукции, а потому – тесно взаимосвязана с показателями эффективности производства предприятия. На её показатели значительное влияние оказывают технико-экономические факторы производства (его организацию и используемые технологии), качества и структуры продукции, условий её реализации [12, с. 201].
Себестоимость продукции является важнейшей экономической категорией и качественным показателем, который характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Степень важности этой категории проявляется через выполняемые ею функции:
- определение оптимальных объемов выпуска продукции и масштабов деятельности предприятия;
- осуществление учёта и контроля всех затрат предприятия;
- формирование основы для установления оптовой цены на продукцию;
- осуществление экономического обоснования принимаемых руководством предприятия управленческих решений, в том числе, об инвестировании (капитальном вложении средств на строительство, реконструкцию, приобретение объектов, техническое перевооружение).
Себестоимость продукции определяется осуществляемыми предприятием затратами. В целях эффективного управления затратами и, следовательно, эффективного управления себестоимостью в практике производственной деятельности принято классифицировать затраты на несколько основных разновидностей.
Во-первых, в зависимости от того, каким образом затраты включаются в себестоимость, они подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством конкретного продукта, поэтому могут быть непосредственно включены в его себестоимость (например, используемые материалы и сырье). Но ряд затрат не имеют подобной связи, в связи с чем косвенно распределяются на себестоимость всей продукции, производимой в течении определенного периода (общехозяйственные, общепроизводственные и коммерческие расходы).
Во-вторых, затраты могут подразделяться по признаку наличия зависимости объема их использования от общего объема производства. Если эта зависимость есть, и она прямо пропорциональна, то затраты являются переменными. В противном случае затраты – постоянные (общехозяйственные расходы).
Также затраты разделяют по той роли, которые они играют в процессе производства. Затраты, которые вызваны осуществлением технологических процессов, считаются основными. А затраты, которые возникают в связи с организацией, обслуживанием и управлением производства, называются накладными (общехозяйственные и общепроизводственные расходы) [14].
Снижение себестоимости продукции является одним из приоритетных направлений деятельности любого предприятия. Это вызвано тем социально-экономическим значением, которое имеет себестоимость продукции и, как правило, проявляется в нескольких аспектах. Так, снижение себестоимости повлечёт за собой:
- увеличение прибыли предприятия;
- снижение вероятности наступления несостоятельности предприятия;
- улучшение общего финансового состояния предприятия;
- появление возможности снизить цены на свою продукции, что вызовет повышение её конкурентоспособности на рынке;
- использование в большей степени мер материального стимулирования персонала;
- решение большего числа социальных проблем сотрудников предприятия [9, с. 106].
Таким образом, снижение затрат производства и себестоимости продукции считается ключевым условием повышения эффективности функционирования предприятия. Так как себестоимость продукции отображает все стороны хозяйственной деятельности предприятия (и производственной, и коммерческой), то требуется осуществление мер, направленных на изменение практики управления всех используемых ресурсов. То есть необходимо снизить расходы, вызванные использованием сырья, материалов, топлива, энергии, выплатой заработной платы, обеспечением административного (бюрократического) управления.
Затраты предприятия могут быть уменьшены не только за счёт эффективного использования ресурсов, но и внедрения новых технологий, совершенствования организации труда, производства и управления. Основными внутренними факторами снижения себестоимости продукции считаются:
- технические параметры изготовляемой продукции, обуславливающие производственные затраты;
- использование на производстве передовой и ресурсосберегающих технологий; Нормирование расходования ресурсов;
- организационная структура и система управления производством;
- организация трудового процесса;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М. : Дашков и К, 2018. - 372 с.
3. Бобылев А.Л. Экономика организаций (предприятий): Конспект лекций / А.Л. Бобылев. - Калининград : КФ АНО ОВО ЦС РФ "РУК", 2019. - 252 с.
4. Борисова О.В. Корпоративные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.В. Борисова, Н.И. Малых, Ю.И. Грищенко, Л.В. Овешникова. - Москва : Юрайт, 2019. - 651 с.
5. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб, пособие для студентов вузов. / Н. П. Любушин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 448 с.
6. Котерова Н. П. Экономика организации: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. П. Котерова. - 7-е изд., стер. – Москва : Издательский центр "Академия", 2019. - 288 с.
7. Леонтьев В. Е. Корпоративные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Е. Леонтьев, В. В. Бочаров, Н. П. Радковская ; С.-Петерб. гос. экон. ун-т. - Москва : Юрайт, 2020. - 349 с.
8. Липчиу Н.В. Корпоративные финансы (для бакалавров) / Н.В. Липчиу. – Москва : КноРус, 2018. – 228 с.
9. Медведко К.А. Система управленческого учета и анализа: западная и российская практика / К.А. Медведко // Менеджмент в России и за рубежом. - 2019. - № 6. - С. 105-109.
10. Никитина Н.В. Корпоративные финансы / Н.В. Никитина, В.В. Янов. – Москва: КноРус, 2019. – 509 с.
11. Никитушкина И. В. Корпоративные финансы: учебник для академического бакалавриата / И. В. Никитушкина, С. Г. Макарова, С. С. Студников ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова ; под общ. ред. И. В. Никитушкиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2015. - 521 с.
12. Рогова Е.М. Финансовый менеджмент: учебник для вузов / Е.М. Рогова, Е.А. Ткаченко. - М.: Норма, 2019. – 452 с.
13. Самылин А.И. Корпоративные финансы: Финансовые расчеты: Учебник. – Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2017. - 472 с.
14. Сысо Т.Н. Оптимизация управления затратами предприятия / Т.Н. Сысо // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. - 2018. - №4. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-upravleniyazatratami-predpriyatiya.
15. Танашева О.Г. Контроль и анализ в системе управления затратами / О.Г. Танашева // Экономический анализ. - 2019. - № 8. - С. 39-45.
16. Фридман А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества : учебник / А. М. Фридман . - 3-е изд . - М. : Дашков и К' , 2018. - 625 с.
17. Халевинская, Е.Д. Торговая политика : Учебное пособие / Е.Д. Халевинская. – М.: Издательство "Магистр" : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 304 с.
18. Шохин Е.И. Корпоративные финансы (для бакалавров) / Е.И. Шохин. – Москва : КноРус, 2019. – 318 с.
19. Экономика фирмы: учебник для бакалавров / под ред. В. Я. Горфинкеля. – Москва : ЮРАЙТ : ИД Юрайт, 2020. - 685 с.
20. Эскиндаров М.А. Корпоративные финансы (бакалавриат и магистратура) / М.А. Эскиндаров, М.А. Федотова. – Москва : КноРус, 2019. – 480 с.
21. Юрзинова И.Л. Финансовый менеджмент: менеджмент и анализ: учеб. пособие / И.Л. Юрзинова, В.Н. Незамайкин. - М.: Норма, 2020. - 658 с