Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. С увеличением городов и появлением больших поселений повышался риск гибели или повреждения имущества в результате пожаров и прочих стихийных бедствий. Понятно, что люди стремятся объединиться для совместных действий по предотвращению опасности, устранению ее последствий, в том числе экономическими мерами. И, естественно, в ходе борьбы с пожаром понемногу накапливался опыт, создавался механизм страхования от пожара. По словам профессора П.А. Никольского, страховой механизм – это один из способов компенсирования стоимости частной собственности, погибшей в результате случайных событий. Страхование беспрерывно эволюционировало с ростом человеческих знаний и взаимоотношений, делаясь незаменимым спутником общественного производства. Объективная надобность в страховании была связана с тем, что убытки от разрушительных факторов, не зависящих от человека (стихийные бедствия), не влекли за собой гражданской ответственности.
Рост масштабов чрезвычайных ситуаций и, в частности, пожаров от аварий и стихийных бедствий, выявил остроту и важность данной темы курсовой работы.
Цель работы – изучить состояние страхования в России от пожара.
Объектом исследования является страхование.
Предмет исследования – страхование от пожара.
Задачи исследования:
– Охарактеризовать состояния пожарной безопасности;
– Проанализировать финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций при пожаре;
– Рассмотреть страховые тарифы;
– Разобрать направления улучшения законодательства в сфере пожарного страхования
Структура работы. Исследование состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Характеристика состояния пожарной безопасности
1.1. Нынешнее состояние страхования пожарной безопасности в России и регионах
Возрастающее число и масштабы чрезвычайных ситуаций (ЧС) в России и в мире, в частности масштабных пожаров в следствии аварий и стихийных бедствий, вскрыли сложную обстановку в сфере защиты имущества от чрезвычайных ситуаций посредством страхования.
Обеспечение условий для безопасной жизни населения, предупреждение экологических катастроф и техногенных катастроф, предупреждение чрезвычайных ситуаций – одна из основных задач государства. Безопасность достигается путем проведения единой государственной политики в сфере безопасности, системы экономических, политических, организационных и прочих мер, адекватных угрозам жизненным интересам личности, общества и государства.
Финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в зависимости от содержания и объема программ, характера чрезвычайных ситуаций и их последствий реализовывается за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных фондов [4, с.2].
До данного времени исполнение различных федеральных программ развития пожарного страхования имущества граждан и его стимулирования в Российской Федерации не осуществлялась.
Среди тормозящих факторов реализации можно выделить:
– кризисные явления в экономике;
– небольшой интерес граждан к страхованию имущества;
– фактически отсутствие федеральных целевых программ стимулирования пожарного страхования.
В следствии таких процессов возникают значительные материальные убытки от пожаров среди граждан и юридических лиц в Российской Федерации. Концептуальные положения в области пожарной безопасности и страхования от пожаров основаны на принципиальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Среди чрезвычайных ситуаций природного и биолого-социального характера наибольшую опасность представляют чрезвычайные ситуации, связанные с природными пожарами, опасными гидрологическими явлениями, инфекционными заболеваниями сельскохозяйственных животных. В последнее время большое беспокойство вызывают лесные пожары [4, с.4].
Каждый год в России регистрируется порядка 140.000-150.000 возгораний. Разумеется, что ущерб от них крайне значителен для бюджета страны (рис.1.1.1).
Рис.1.1.1 – Распределение субъектов РФ по изменению количества пожаров (по данным за 2020 год в сравнении с 2017 годом) [2]
По цифрам МЧС России, в данное время в России 62 миллионов домов и квартир, из каких только 7,9 миллионов застрахованы. В последние годы неуклонно повышается число стихийных бедствий и крупных техногенных катастроф. В России более 90 миллионов россиян, или 59% населения страны, могут оказаться в районе возможного риска в случае аварий на опасных объектах и стихийных бедствий.
Каждогодний экономический ущерб (прямой и косвенный) от чрезвычайных ситуаций разнообразного характера может достигать 1,5-2% валового внутреннего продукта – от 680 до 900 млрд рублей. В среднем около 72% всех пожаров случается в жилом секторе, такое же соотношение замечается и для крупных пожаров. Хотя, по сопоставлению с пожарами на промышленных объектах, размер ущерба от пожаров в жилищном на порядок меньше, но именно в жилом секторе чаще всего фиксируются случаи гибели и травм людей, а также тяжелые социальные последствия.
В 2020 г. от общего количества пожаров на городскую местность досталось 59,3 %, при этом материальный ущерб составил 66,4 %, погибло людей 49,1 %, травмировано 68,1 % (рис. 1.1.2) [6, с.42].
Рис. 1.1.2 – Распределение количества пожаров и их последствий в 2016–2020 гг. [2]
В 2020 г. по сопоставлению с 2019 г. количество пожаров понизилось на 4,6 %, погибших на пожарах людей – на 8,4 %, людей, заработавших травмы на пожарах, – на 1,5 %. Прямой материальный ущерб подрос на 2,7 % и составил 19,2 млрд руб. (рис. 1.1.3).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гордиенко, Д. М. Статистический сборник. Пожары и пожарная безопасность в 2018 году / Д. Гордиенко. - Москва: ВНИИПО, 2019.
2. Государственный отчет «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2014 году» // http://www.mchs.gov.ru
3. МЧС предложило ввести обязательное страхование от стихийных бедствий в Российской Федерации [09.10.2015] // http://www.insur-info.ru/press/110509/
4. Немченко С.Б. Роль страхования в гражданском обществе // Социальное и пенсионное право. 2010. № 2. С. 2–4.
5. Немченко С.Б., Муталиева Л.С. Страховое право: учебник. пособие / под итого. изд. ПРОТИВ. Артамонов. СПб .: Санкт-Петербург. ун-т Государственная противопожарная служба МЧС России, 2010. 204 с.
6. Немченко С.Б., Смирнова А.А. О формировании правовой политики России в области борьбы с пожарами и стихийными бедствиями в первой половине XIX века // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2013. № 1 (14). С. 42–45.
7. Отчеты о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ежегодно) [Электронный ресурс] - Ростехнадзор) .URL: http: /www.gosnadzor.ru/osnovnayadeyatelnost_ slujby/otcheti (дата обращения: 16.04.2020) ).
8. Сайт МЧС России. - Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/, бесплатный (дата доступа: 16.04.2020).
9. Узун О.Л., Узун С.Л., Бойкова О.Б. Права граждан Российской Федерации на обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях // Проблемы управления рисками в техносфере. 2015. № 4 (36). С. 122-126.
10. Федеральный закон от 21.12.1994 N ФЗ-69 (в ред. От 30.10.2018) «О пожарной безопасности». URL: htpp: //www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_5438