Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодня актуальными в системе Министерства внутренних дел, являются вопросы формирования и развития психологической готовности сотрудников правоохранительных органов к успешному осуществлению их профессиональной деятельности в особых и экстремальных условиях.
Психологическая готовность сотрудников правоохранительных органов не ограничивается мотивацией личности или ее эмоциональным состоянием, она включает в себя комплекс компонентов, а именно: общую психологическую культуру; профессионально развитые психологические качества; специальные психологические знания и умения; профессионально-психологическую устойчивость.
Несмотря на пристальное внимание ученых, проблема профессиональной деформации личности остается актуальной. Очевидно, что профессия накладывает свой отпечаток на сознание человека и, следовательно, на его жизнедеятельность. Ряд профессий способствуют совершенствованию нравственных и ценностных ориентаций работников, обеспечивая гармоничное развитие личности. Однако определенные условия осуществления профессиональной деятельности могут спровоцировать развитие некоторых негативных явлений в структуре личности, то есть ее деформировать.
Чаще всего профессиональная деформация возникает у представителей таких профессий, которые берут на себя власть. К таким профессиям относится и профессия сотрудников правоохранительных органов.
Выполнение профессиональной деятельности сотрудниками правоохранительных органов сопровождается высокими нервно-психическими и физическими перегрузками. Такие перегрузки могут привести к негативным эмоциональным состояниям и истощению внутренних ресурсов человека. Кроме того, данная деятельность предполагает наличие психотравмирующих и даже экстремальных факторов, к которым относится опасность для жизни и здоровья, общение с людьми, имеющими негативные психологические характеристики и образ жизни, а также взаимодействие с ними, которое часто носит конфликтный характер, многосторонний социальный контроль и др.
Под профессиональной деформацией обычно понимают развитие психологических явлений, обусловленных видом профессиональной деятельности. Это могут быть сознательные отклонения в структуре личности, проявляющиеся при исполнении профессиональных обязанностей, которые нередко приводят к нарушениям морально-этических и правовых норм в обществе. И это также могут быть неосознанные негативные изменения в организме.
Иными словами, профессиональная деформация - это приобретение человеком склонностей, навыков и качеств, негативно влияющих на результативность профессиональной деятельности работника и его личностную структуру.
Анализ последних исследований и публикаций, которые начали решать эту проблему и на основе которых работает автор. Проблемы профессиональной деформации и эмоционального выгорания у работников правоохранительных органов являются предметом пристального внимания таких авторов, как А.М. Бандурка, С.П. Безносмов, С.Н. Братановский, Н.Е. Братановский, Е.В. Ермакова, А.В. Коваленко, А.М. Корнев, С.Ф. Котов-Дарти, М.В. Кроз, О.Б. Полякова, А.М. Столяренко, А.В. Тимченко, В.А. Тропов, А.Н. Цильмак, Е.Ф. Штефан и др.
Объект исследования: причины и условия наступления профессиональной деформации у сотрудников ОВД.
Предмет исследования: факторы и психологические характеристики эмоционального выгорания и профессиональной деформация сотрудников ОВД.
Цель исследования: выявить причины и условия появления эмоционального выгорания и профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов и определить способы профилактики.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- выявить сущность профессиональной деформации;
- охарактеризовать профессиональную деформацию сотрудников правоохранительных органов;
- проанализировать особенности эмоционального выгорания сотрудников правоохранительных органов;
- определить особенности профилактики профессиональной деформации и эмоционального выгорания сотрудников правоохранительных органов.
Методы исследования.
В исследовании использовались следующие методы: аналогия, классификация, анализ, синтез, обобщение.
В научно-исследовательской работе применяются как специально-исторические, так и общенаучные методы: анализ, индукция, сравнительно-исторический, текстологический.
Структура и объем исследования. Работа состоит из вступления, трех разделов, выводов, списка использованных источников в количестве 24 названий. Общий объем составляет 31 страницу печатного текста.
ГЛАВА 1 Сущность профессиональной деформации
Понятие «профессиональная деформация» есть новое и еще находится в стадии становления, поэтому термин и явление существуют, а четких определений нет. Словарь русского языка трактует деформацию как изменение формы или размеров тела под воздействием приложенных сил или нагрева. То есть, должно быть определенное влияние внешних факторов, которые провоцируют изменения.
Такими факторами для профессиональной деформации являются особенности их профессиональной деятельности. В широком смысле профессиональная деформация – это определенный знак, который профессиональная деятельность накладывает на человека.
Профессиональная деформация - это приобретение человеком склонностей, навыков и качеств, отрицательно влияющих на выполнение профессиональной деятельности сотрудника и его личностную структуру. Чаще всего она выражается во властолюбии, равнодушии, скептицизме, подозрительности, карьеризме, индивидуализме и т. д.
Профессиональная деформация может привести к значительным трудностям при выполнении труда и его эффективности, а также в повседневной жизни человека. Следует отметить, что при определенной степени профессиональной деформации (деградации) личность становится профессионально несостоятельной.
В психологической литературе рассматривается понятие профессиональных деструкций.
Профессиональные деструкции - это изменения в структуре деятельности и личности, негативно влияющие на продуктивность и взаимодействие с другими участниками этого процесса .
Существуют тенденции профессиональных деструкций:
- отставание, замедление профессионального развития по сравнению с возрастными и социальными нормами;
- дезинтеграция профессионального развития, дезинтеграция профессионального сознания и как следствие - нереалистичные цели, ложные смыслы работы, профессиональные конфликты;
- низкая профессиональная мобильность, неспособность адаптироваться к новым условиям труда и дезадаптация;
- отсутствие согласованности между отдельными элементами профессионального развития, где одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает;
- ослабление профессиональных данных, ранее доступных, профессиональных способностей, профессионального мышления;
- искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, изменяющих профиль личности;
- появление личностных деформаций;
- прекращение профессионального развития вследствие профессиональных заболеваний или инвалидности .
Таким образом, по нашему мнению, профессиональная деформация является явлением, характеризующимся нарушением целостности личности, снижает ее адаптивность, устойчивость и негативно сказывается на профессиональной деятельности.
Заметим, что многолетнее выполнение одной деятельности устоявшимися способами приводит к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов.
Ученые выделяют следующие уровни профессиональных деформаций :
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бандурка А.М. Юридическая психология: монография / А. М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская. – М.: Титул, 2016. – 750 с.
2. Безносмов С.П. Профессиональная деформация личности / С.П, Безносмов. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
3. Братановский С.Н. Административное право: учебник / С.Н. Братановский. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 921 с.
4. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2008. – 358 с.
5. Ермакова Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности / Е.В. Ермакова // Культурно-историческая психология. – 2010. – №2. – С. 27-36
6. Коваленко А.В. Профессиональная деформация личности. Учебное пособие / А.В. Коваленко, Л.А. Шиканов. – Томск: Изд-во ТПУ, 2009. – 20 с.
7. Корнев А.М. Некоторые вопросы профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов / А.Н. Корнев // Вестник международного университета. Серия: Психологические науки. – 2014. – № 5. – С. 58-63.
8. Котов-Дарти С.Ф. Государственная служба: курс лекций по направлению «Юриспруденция»: учеб.-метод. пособие / С.Ф. Котов-Дарти. – М.: Высь, 2013. – 436 с.
9. Кроз М.В. Психологическое исследование профессиональной деформации прокурорских работников / М.В. Кроз, Н.А. Ратинова // Вестн. Акад. Ген. прокуратуры РФ. – 2016. – № 3. – С.68-74.
10. Полякова О.Б. Профессиональные деформации личности: понятие, структура, диагностика, особенности / О.Б. Полякова. – М.: Изд-во МПСУ, 2013. – 27 с.
11. Психологическое обеспечение деятельности правоохранительных органов в экстремальных условиях: метод. пос. – М.: УВР ГУКиКП МВД России, ЦОКП МВД России, 2016. – 308 с.
12. Психология безопасности профессиональной деятельности в системе ОВД: учеб.-практ. пос. / под ред. Б. И. Бараненко, А. В. Шаповалова. – М.: Высь, 2012. – 200 с.
13. Райкова Е.Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий / Е.Ю. Райкова // Молодой ученый. – 2011. – Т. 2. – № 5. – С. 92-97
14. Скворцова Е.В. Психолого-педагогические особенности помощи сотрудникам милиции по преодолению профессионально-личностной деформации / Е.В. Скворцова // Вестн. МГОУ. Сер. Психол. науки. – 2007. – № 3. – С. 370-378.
15. Степанова А.Л. Нравственно-профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел и пути ее преодоления / А.Л. Степанова // Новое в законодательстве России: проблемы теории и практики применения: сб. науч. ст. – Саратов: МВД России, 2005. – С. 130-135.
16. Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава ОВД: учеб. пособие / А.М. Столяренко. – М.: Акад. ОВД, 2017. – 70 с.
17. Тимченко А.В. Прикладная психология в практике правоохранительной деятельности / А.В. Тимченко, В.Е. Христенко. – М.: Одиссей, 2015. – 448 с.
18. Тропов В.А. Особенности синдрома эмоционального выгорания и профессионально-личностных изменений у оперативных сотрудников уголовно-исполнительной системы / В.А. Тропов, И.А. Новикова, П.И. Сидоров // Экология человека. – 2008. – С. 14-18.
19. Трунов Г.Д. И снова о профессиональной деформации / Г.Д. Трунов // Психологическая газета. – №6. – 2004. – С. 32-34.
20. Цильмак А.Н. Профессионально-психологическая подготовка работников подразделений общественной безопасности: учебник. / А.Н. Цильмак, С.И. Яковенко. – М.: ОВД, 2012. – 140 с.
21. Шаталова Н. И. Деформации трудового поведения работника / Н.И. Шаталова // Социологические исследования. – 2000. – №7. – С. 26-33.
22. Штефан Е.Ф. Особенности эмоционального выгорания у сотрудников исправительных учреждений, включенных в служебное общение с осужденными / Е.Ф. Штефан // Вестник института: преступление, наказание, исправление. Психологические науки, 2016. – № 33. – С. 73