Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Музей изначально ориентирован на собрание экспонатов нестандартных и разнородных, ценных как своим содержанием, так и символическим смыслом, отражающим бытовую, историческую, художественную или культурную составляющую той или иной эпохи. Время как динамический процесс запечатлено в его экспонатах не только в форме документа, но и в форме образа, позволяющего воспринимать передаваемые знания как на уровне формально-логического, так и на уровне чувственно-образного восприятия человека.
Немаловажной особенностью музея является то, что, сохраняя культурно-исторический опыт человечества, он вместе с тем постоянно пополняет его новой достоверной информацией. Это не закрытое хранилище раритетов, а открытая социальная система, активно взаимодействующая с актуальной эпохой, подпитывающая ее достоверным культурно-историческим опытом человечества.
Современный музей – концентрированное воплощение духовных устремлений культуры, ее прошлого и настоящего. В музейном пространстве посетитель вступает в диалог с различными эпохами, культурами, личностями. Музейное собрание – маленькая модель мира, помогающая человеку ориентироваться, адаптироваться в реальном мире, решать проблемы. В ХХI веке мир вступил в полосу «музейного бума», выражающегося в музеефикации памятников истории и культуры, природных объектов, открытии новых музеев, активизации работы ранее созданных музеев, в том числе работы с посетителями. Музей играет все большую роль в воспитании и образовании человека. Изучением всех этих сторон деятельности музея занимается наука «Музееведение», или «Музеология».
Музееведение – достаточно новая, формирующаяся дисциплина, изучающая особого рода отношение человека к действительности – музейное – и феномен музея, порожденный этим отношением; исследует процессы сохранения и трансляции социально значимой информации посредством музейных предметов, развитие и направления музейной деятельности.
Сторонники предметного подхода З. Бруна, Х. Векс, А. Грегорова, Р. Ланг, З. Странский, Т. Хетеш, Д. Шульц, В. Энненбах предметом музееведения считают феномен музейного предмета как вещи определенной ценности, а также изучение причин, порождающих музей. Главная задача музееведения – выявление критериев музеальности предметов, для решения проблем их отбора, хранения и репрезентации.
Музейный предмет является основой любой музейной коллекции. Предмет проходит ряд стадий перемещения: бытовая вещь (первоначальная среда обитания) – предмет музейного значения – музейный предмет. Музейный предмет обладает рядом свойств и имеет определенные признаки, что и обусловливает его отбор в музейное собрание. Музейная коммуникация происходит благодаря предметам, поэтому необходимо полноценное знание каждого музейного предмета, чтобы суметь в полной мере и без искажений показать ту или иную тему или процесс, актуализируемый музеем.
Цель данной работы: изучение феномена музейного предмета.
Глава 1. Теоретические основы изучения феномена музейного предмета
1.1. Понятие и функции музея
Появившись в эпоху греческой античности музеи стали проводниками «государственной» идеологии, которая у эллинов находилась в неразрывной связи с культурным пространством их обитания - ойкуменой, поскольку «…музей есть образ мира, вселенной видимой и невидимой, умершего и еще живущего, прошедшего и настоящего, естественного, …а также и искусственного…» .
Одним из условий, определяющих музейную деятельность, всегда являлось отношение музеев с государственными структурами, которые формально регулировали музейную деятельность. Более того, социальный уклад государства влиял также на подходы в подаче информации, на состав коллекций, тематическую канву экспозиций. Безусловно, музей не был свободен от социальных доминант той или иной исторической ситуации. В XVI − XVIII столетии, в период первоначального установления музеев в Европе, воля и благосклонность монарха были важнейшим стимулом в создании крупных музейных коллекций. «Для XVIII века… характерно то, что инициаторами в организации музеев и одновременно проводниками политики в этой области были представители верховной власти. Музейная деятельность Петра I и Екатерины II становится одной из сторон их политики в области культуры и просвещения» .
На почве русской действительности воля монарха была тем позитивным стимулом, который «открывал» новые музейные собрания. В частности, Кунсткамера в Петербурге, детище Петра I. Она унаследовала не только модели подобных западноевропейских коллекций, которые удивляли посетителей, в основном, необычными экспонатами, но и содействовала образованию простого народа. В силу этих образовательных устремлений музеев, Россия подтверждала свой «ранг» развитого европейского государства, последовательно развивавшего основы наук и образование народа в том числе и с помощью государственных музеев. Основание Эрмитажной коллекции также лежит в русле общего развития музейных коллекций в Европе: «тот факт, что галерея начала создаваться уже через год после вступления Екатерины Великой на престол, сам по себе уже говорит, что её основание было почти сразу же учтено как одно из немаловажных звеньев той системе мероприятий, которые должны были показать всей Европе, что Россия вступила в новую эру существования, ознаменованную быстрым расцветом культуры, заняв одно из первых мест в ряду великих держав, она способна в то же время конкурировать блеском свои цивилизации с любым европейским государством» .
Итак, что же такое музей? Это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью . Как мы видим, данное определение уже кратко определяет функции музея: поиск и сохранение, а затем репрезентация в культурном пространстве культурных памятников, просвещение и популяризация культурного наследия.
Существенным требованием к определению понятия «музей» называется его простота. В последние десятилетия было дано много определений понятия «музей». В российском музееведении наиболее популярны несколько таких определений .
Однако эти определения не являются «простыми» – они перечисляют ряд признаков, характерных для музеев.
Видный музейный специалист Питер Верго, дав короткое «конвенциональное» определение, был вынужден отвести целую страницу своей статьи на оговорки и комментарии относительно того, чем занимается музей .
Соответственно, в литературе можно встретить критику уже имеющихся определений, равно как и требования сделать определение понятия «музей» более общим .
Однако формулировка такого определения признается исследователями сложной задачей. Как отмечает О. С. Сапанжа, «сложно составить единую схему, определить систему координат по принципу «музей – не музей». Всем ясно, что слово «музей» вызывает устойчивые ассоциации, какие могут возникнуть при разговоре о чем-то устойчивом, имеющем общие черты, но в тоже время знакомство с конкретными проявлениями этого образования наводит на мысль о бесконечном многообразии частных проявлений, причем в каждом конкретном примере» .
В качестве структуры, которая бы обеспечила сведение всех музеев в одно целое, О. С. Сапанжа предлагает понятие «музейности» (или «музеальности»), которое было предложено в своем время чешским исследователем З. Странским . Речь идет о «специфическом отношении к действительности человека, плотью и кровью связанного с его историческим существованием, которое проявляется в стремлении к приобретению и сохранению, несмотря на естественную тенденцию изменения и
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абанкина Т. Социальный маркетинг в «цивилизации досуга» // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. – М., 2001. – С. 43-44
2. Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции // На пути к музею XXI века. М., 1989. С.35-49.
3. Дукельский В.Ю. Терминологические проблемы теории музейного предмета // Терминологические проблемы музееведения: сб.науч.тр. М., 1986. С.34.
4. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2001
5. Каспаринская С.А. Музеи России и влияние государственной политики на их развитие (XVIII – начало XX в.) // Музей и власть. М., 1991. Ч. 1. – с. 10
6. Каулен М.Е. Музеефикация историко-культурного наследия России М., 2012.
7. Краткий словарь музейных терминов. М., 1974. С.29.
8. Кулемзин А. М. Мировоззренческие аспекты музееведения // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 18. – С. 29-30
9. Левинсон – Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764 – 1917). Л., 1985. – с. 49
10. Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988. С.13.
11. Н. Ф. Федоров: pro et contra: к 175-летию со дня рождения и 100- летию со дня смерти: антология: в 2-х кн. – СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2004. – Т. 1.
12. Никишин Н.А. Музейные средства: знаки и символы // Музееведение. На пути к музею XXI века: Сб. науч. тр. М.: РИК., 1998. С.42.
13. Никонова А.А. Энигма музейного предмета // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. N1. Серия 6. С.
14. Ожегов С.И. Толковый словарь Ожегова. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. – с. 509
15. Окладникова Е.А. Семиозис музейного предмета// Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Режим доступа: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/08/08_02/5-88431-126-6/ © МАЭ РАН
16. Окладникова Е.А., Махлина С.Т. Музейный предмет и его семиотический дискурс // Триумф музея. СПБ., 2005. С. 84-92.
17. Основы музееведения: учеб. пособие / Отв. ред. Э.А. Шулепова. М., 2005. С. 65
18. Основы советского музееведения. М., 1955. С.35.
19. Разгон А.М. Музейный предмет как исторический источник // Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. Статьи и материалы. М., 1984. С.176.
20. Райл Г. Понятие сознания. – М., 1999. – с. 39
21. Российская музейная энциклопедия: В 2 тт. Т.1. М., 2001. С.405
22. Сапанжа О. С. Культурологический подход в современном музееведении // Вопросы культурологии. – 2009. – № 9. – С. 44–48
23. Сапанжа О. С. Музеологическая подготовка в педагогическом образовании: стратегические принципы развития // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – Т. 200. – С. 297
24. Сапанжа О. С. Предчувствие музея: культурология музейности // Вопросы культурологии. – 2010. – № 4.
25. Словарь актуальных музейных термиов // Журнал « Музей», №5, 2009. C. 52
26. Странский З. Понимание музееведения // Музееведение. Музеи мира. – М., 1991. – С. 19
27. Финягина Н.П. Изучение музейных предметов современного периода в исторических и историко-революционных музеях. М., 1978. С.6.
28. Цуканова В.Н. Музейный предмет и исторический источник // Актуальные проблемы советского музееведения: сб.н.тр. М., 1987. С.11.
29. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: учеб. пособие. М., 2005. С. 181
30. Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Основы музейного дела: Учеб.пособие. СПб., 2000. С.42-43.
31. Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. Л., 1929. С. 52
32. Vergo P. The reticent object // The new museology. – London, 1989. – P. 41–59