Фрагмент для ознакомления
2
Тема: Российская культура в начале 21 века
Краткая аннотация
Культура представляет собой совокупную сложную структуру, состоящую из нескольких уровней развития. В культуре мы обязательно видим ценности.
В культуре всегда присутствует опыт деятельности человека, включающий в себя опыт прошлых поколений. Социум и культура – это всегда стороны жизни личности. Рассматривая эти понятия, всегда возникают вопросы: на чем базируется деятельность человека? Как и в чем проявляется культура? Культура – это общность общезначимых ценностей и норм, которые являются обоснованием единства многообразных форм культурного творчества.
Данная работа направлена на изучение российской культуры в начале XXI века, а именно – изобразительного искусства, его форм, видов и тенденций. Специфика современной культуры связана с глобализационными трансформациями, что представляется актуальным для рассмотрения.
Введение
Актуальность работы.
Современное понимание культуры связано с многочисленными значениями этого термина. Имеется около 400 определений данного термина. Содержание культуры – это общность биологически наследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, отношений между людьми, способов их регулирования на оценочных критериях.
В обычной жизни культура – это нормальная работа социальных институтов или вежливость и образованность . Это сумма ценностей, которое является идеалом для общества. Итак, можно сказать, что культура включает в себя не только то, что сформировано человеком, но и средства и итоги человеческой деятельности. Такое широкое понимание культура делает ее объектом исследования различных наук . Важнейшей частью культуры является ценности, которые представляют собой свойство того или иного предмета общества удовлетворять потребности, желания и интересы . Формирование ценностей происходит как результат осознания человеком своих потребностей и сопоставления их с явлениями окружающей действительности.
Российское общество всегда шло по своему, специфическому пути развития, оно развивалось, интегрируя в себе разные пласты и слои культуры. Особую роль в русском народе всегда язык.
Русский народ всегда отличался особенными, присущими только ему чертами. И об этом говорили многие классики, поэты, историки. Об этом говорят юмористы, сравнивая нас с «американцами», как, например, это делал М. Задорнов. Но в последнее время русский народ, на мой взгляд, стал утрачивать и забывать свои корни. Еще взять 10-15 лет тому назад, взгляд Росси был направлен на перенимании позиции Запада. Сейчас это развито, может, в меньшей мере, поскольку все-таки сделана ставка на развитии у населения патриотизма.
В 2000 году Правительство нашей страны приняло федеральную программу «Культура России (2001-2005 гг.)», где говорилось о развитии и сохранении культуры. Говорилось о финансировании сферы культуры, о новой стратегии культуры. Какими будут результаты данной стратегии?
В последнее время часто говорят о том, что в мире происходит смешение культур, стилей искусств. Это относится и к России. Как меняется культура России? Что в ней особенного, уникального? Или, наоборот, общего и невыделяющегося? В этой работе мы рассмотрим российскую культуру начала XXI века.
Целью данной работы является рассмотрение российской культуры в начале XXI века.
Задачи:
- характеристика тенденций культурного развития России во второй половине XX-начале XXI вв;
- описать виды, формы и тенденции развития изобразительного искусства России в начале XXI века.
Объект исследования – российская культура начала XX века. Предмет исследования – изобразительное искусство России в начале XXI века.
1 Тенденции культурного развития России во второй половине XX-начале XXI века
Все проблемы человека - это, как правило, проблемы, связанные с обрывом коммуникаций, с нарушением нормального общения, с потерей полноты переживаний, перспективы и глубины контактов. Это означает, что утрачивается контакт с истоками нашей жизни, и тогда оказывается, что мы живем не в подлинном бытии, а существуем как бы на плоскости. Полноценная включенность субъектов в бытие не осуществляется автоматически, требует определенных усилий, а при критических нарушениях, разрывах требуется участие определенных духовных сил: для кого-то это обращение к религии, молитве, для кого-то - к шаманам, гуру, психотерапевтам. Огромная роль в жизни человека, в том числе в критических ситуациях, принадлежит искусству, наилучшему пути вхождения в культуру, в котором находит наиболее полное выражение духовный опыт. Он рождается в человеческой истории из необходимости коммуникации с другими и является важной составляющей системы жизнеобеспечения социума.
Сейчас меняется и искусство. Это полностью меняет традиционные художественные практики и каналы распространения произведений искусства, а также термины «произведение», «происхождение», «право».
Искусство теперь сливается с наукой, технологией. Меняется вопрос начала искусства и его предмета и функций в обществе. Количество в искусстве трансформируется в качество: растущее число участников трансформировало центр самого искусства.
Рассмотрим эволюцию культуры России со времен перестроечного периода.
В 1980-х годах, во время перестройки, в России наконец было признано отечественное «нон-конформистское» искусство. Некогда гонимые мастера «андеграунда» стали героями больших выставок в лучших музеях страны, их работы приобретались уже не только частными коллекционерами, но и
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Монографии, литература
1) Вельш, В. Наш постмодернистский модерн, 1987
2) Грав И. Высокая цена: искусство между рынком и культурой знаменитости. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2019.
3) Двенадцать тезисов об античной культуре // История античной эстетики : Том 8. Итоги тысячелетнего развития : В 2 кн. Кн. 1 / А. Ф. Лосев. — Харьков : Фолио ; Москва : АСТ, 2018
4) Ковалёв А. Российский акционизм 1990—2000. Журнал «World Art Музей» № 28/29. — М.: Книги WAM, 2007. — 416 с.
5) Колчина Е. А., Милонова М. В., Маргарян С. Ш. Электронная коммерция в России: современное состояние и перспективы развития//Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. В. Г. Плехонова», 2019.
6) Тоффлер Э. Третья волна. – М.: АСТ, 2002
7) Хен Ю.В. Философия природы сегодня (влияние техники на природу человека). - М. 2018
Статьи
8) Альберт Ю., Операционная система искусства // Диалог искусств. — 2020. — № 2. — С. 16-17
9) Балашова Л., Иная реальность или наше будущее? // Юный художник. — 2020. — № 7. — С. 8-10
10) Бердяев Н. А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 1—2.
11) Бударина С., Гиперреализм // Творчество народов мира. — 2020. — № 5. — С. 59-62
12) Вельш, В. Постмодерн. Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. - 1992. - №1. С. 21-25
13) Верстов С., Искусство нашего времени // Творчество народов мира. — 2020. — № 1. — С. 70-76
14) Вольных Р., Зритель не обязан признаваться, что ему понравилось // Теория моды: одежда, тело, культура. — 2020. — Вып. 2: лето. — С. 327-332
15) Золотухина-Аболина Е. В., Переживание и артефакт // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2020. — № 1. — С. 14-25.
16) Кунаева А., Скетч и набросок, зарисовка и иллюстрация // Юный художник. — 2020. — № 9. — С. 32-36
17) Максимова С., Сохраняя академические традиции // Юный художник. — 2020. — № 9. — С. 40-42
18) Медкова Е. С., Семантические подходы в художественном образовании: миф - кинесика - пластические формулы в изобразительном искусстве // Учитель музыки. — 2020. — № 2 (49). — С. 31-41
19) Паршиков А., Квирность и паранормальное // Диалог искусств. — 2020. — № 1. — С. 48-49
20) Попов С., Адаптация маргиналий // Диалог искусств. — 2020. — № 2. — С. 28-31
21) Поэзия неведомых слов в ХХI веке // Каталог проекта. - Москва: AVC Charity. — 2019. — 98 с.
22) Пугачева Л. Г. Личность в сетевом обществе: диалог культур прошлого и настоящего // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 38—45.
23) Ремизов В. А. Ризомизация культурного пространства: апогей или деконструкция? // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 42—47.
24) Робертс М., Музеефикация арт-попа и «третий путь» саунд-арта // Диалог искусств. — 2020. — № 2. — С. 67-70
25) Смирнов Д. И., Современное рисование в цифровом варианте // Юный художник. — 2020. — № 3. — С. 26-27
26) Тихонова В. А. Глобализация и проблемы культурно-национальной идентичности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 22—26.
27) Тищенко П.Д. Биотехнологическая ре-деконструкция человеческого в человеке//Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Выпуск 3. М. 2018
28) Три века поисков и достижений. Отечественное искусство XVIII-XX веков : [сборник научных статей]. — Москва : БуксМАрт, 2020. — 181, [2] с
29) Флорковская А.К. Бесстрашие витальности: претворение Возвышенного в живописи 2000-х годов // Художественная культура. 2021. № 1. С. 48-61
30) Шестаков Ю. А., Ценностные детерминанты формирования личности в контексте культурно-исторического процесса // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2018. — № 5. — С. 39-45
Электронные ресурсы
31) Ваулин А. Каталоги// https://www.vaulin.info/catalog (дата обращения 13.05.2021)
32) Агацци Э. Системный образ мысли для решения проблем глобализации.// Доклады участников XVII Международных Лихачевских научных чтений. [Электронный ресурс]. http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2017/dokladi/AgazziE_plen_rus_izd.pdf(дата обращения — 08.04.2021)
33) Лихачев Д. С. Русская культура [Электронный ресурс] // День за днём. Наука. Культура. Образование : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: www.den-za-dnem.ru/page.php?article=215
34) Матвеев Владимир Николаевич//dotart.info/ru/matveev-vladimir-nikolaevich