Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важнейшим элементом современной экономической системы выступает естественная монополия, явление, находящее отражение в разнообразных сферах человеческой деятельности. Зарубежные и отечественные экономисты активно работают в направлении изучения данного феномена. Однако вопросы природы, механизма функционирования естественной монополии и механизма ее государственного регулирования в условиях России недостаточно проработаны на теоретическом уровне.
Естественная монополия обладает как положительными, так и отрицательными свойствами. Являясь разновидностью монополистических рыночных структур, она сочетает в себе все негативные проявления монополизации рынка и может приводить к злоупотреблению неограниченной рыночной властью. В то же время, получая преимущества от положительного эффекта масштаба и/или разнообразия, от организации отрасли в рамках вертикально и/или горизонтально интегрированного предприятия, естественная монополия играет важную положительную роль в рыночной экономике. Развиваясь в рамках данного противоречия, современная естественная монополия находится на пересечении общественных интересов, приобретает различные организационные формы, предполагает наличие государственного регулирования, что и обусловливает актуальность исследования механизма ее государственного регулирования в российских условиях.
Недостаточная изученность механизмов развития естественной монополии в современных условиях и особенностей государственного регулирования предприятий и отраслей, обладающих естественно-монопольными характеристиками в российской экономике, определили актуальность данной проблематики и выбор темы диссертационного исследования.
В отечественной литературе можно выделить два направления исследования естественных монополий: теоретическое и практическое. В рамках теоретического направления, представленного работами С. Авдашевой, Н. Белоусовой, Е. Васильевой, В. Гальперина, С. Игнатьева, Е. Корольковой, В. Лившица, В. Моргунова, Н. Розановой и другими, проанализированы достижения западной экономической науки в области теории естественных монополий и их регулирования, обоснованы теоретические основы реформирования отраслей с естественно-монопольным ядром в условиях России.
Другая, значительно большая группа работ отечественных ученых касается разработки общих направлений регулирования естественных монополий (работы Л. Бабешко, А. Бутыркина, О. Коломийченко, Н. Кремера, А. Никифорова, В. Студенцова, Г. Фомина и В. Цапелика), а также проблем конкретных отраслей, которые отнесены авторами к естественным монополиям (труды А. Алексеева, И. Беседина, И. Ильина, В. Кокорева, Е. Корольковой, В. Крюкова, Е. Малинниковой, И. Стародубровской, Л. Чернышева, А.
Целью работы является изучение естественных монополий и эффективности государственного регулирования их деятельности.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-раскрыть теоретические основы естественных монополий, государственного регулирования их деятельности;
- провести анализ рынка отрасли на примере АО «Промтрактор».
Объект исследования – естественные монополии в российской экономике и государственный механизм их регулирования.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты уточняют, дополняют и развивают концептуальные положения, анализ отрасли конкретного предприятия на примере показывает действительное государственное регулирование и его эффективность естественных монополий.
Глава 1 Теоретические основы естественных монополий, государственного регулирования их деятельности
1.1 Понятие и характеристика естественных монополий
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров [24, c. 189].
Исходя из этого определения, получается, что в экономической системе существуют случаи, когда монополия становится более эффективной, чем конкуренция. Этот случай и получил название естественной монополии, т.е. когда одна фирма может осуществлять выпуск товара, достаточный для обеспечения всего рынка спроса, с более низкими издержками, чем смогли бы две или более фирм. Такой подход содержит противоречие, разрешение которого является задачей государственной социально-экономической политики. Действительно, с одной стороны, признается существование таких товаров, производство которых наиболее эффективно в условиях монопольного рынка, а, с другой стороны, - в отсутствии конкуренции единственный производитель может злоупотреблять своим положением на рынке с целью увеличения своей прибыли. Причем, как показано в теории, цена реализации продукции, выбираемая монополией для максимизации своей прибыли, всегда выше, чем конкурентная цена, и общество в целом несет при этом потери. В этой ситуации государство должно регулировать деятельность естественной монополии таким образом, чтобы не позволять монополисту диктовать свои условия потребителям, но при этом дать ему возможность успешно функционировать и развиваться
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В её основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Основными признаками естественной монополии являются следующие [22, c. 76]:
а) Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт.
б) Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
в) Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их невозможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от её потребления, поскольку заменить её эквивалентным энергоносителем сложно.
г) Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.
Выделяют 2 вида естественных монополий:
а) Природные монополии
б) Технико-экономические монополии
Рождение природных монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
Технико-экономические монополии можно называть монополиями, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Монополия на стороне спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монотонней. Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.
Ряд обстоятельств говорит в защиту монополий. Развитие научно-технического прогресса (НТП) эффективно только в крупных фирмах. Общеизвестно, что хотя значительная часть выдающихся технических открытий XX века сделана мелкими предпринимателями, их реализации стала уделом «большого бизнеса». Кроме того, крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Все это при прочих равных снижает себестоимость и повышает качество продукции. Стереотипы мышления начала ЧЧ века, будто монополия всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна к «загниванию и застою», сильно устарели. Так как современная монополия существует в условиях развитого рыночного хозяйства, которое постоянно таит угрозу конкуренции - внутриотраслевой и межотраслевой, национальной и иностранной, реальной и потенциальной.
Таким образом, можно выделить следующие преимущества:
возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции,
возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне,
возможность использования достижений научно-технического прогресса,
возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги,
возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.
В то же время не лишены оснований и многие доводы против монополий. Конечно, монополисту «легче жить», чем производителю в условиях совершенной конкуренции. Монопольная власть над ценами таит опасность пойти по «легкому пути», поскольку всегда сохраняется определенный запас прочности [23, c. 45]. Поэтому в крупных фирмах избегают слишком частых и глубоких модификаций производимой продукции. Отдельные изобретения нередко придерживаются и внедряются только в комплексе. «Большой бизнес» неизбежно имеет тенденцию к бюрократизации, нарастанию Ч-неэффективности.
Если в условиях совершенной конкуренции P = MC, то у монополий, как правило, P > MC. Отсюда, по мнению большинства экономистов, неэффективность в распределении ресурсов. Более того, деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами.
Так, недостатки естественных монополий следующие:
возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя,
возможность блокировать технический прогресс,
возможность экономить за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг,
возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.
Видно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Нельзя однозначно определить, что перевешивает - плюсы или минусы.
Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности, зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает.
Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом - регулированием естественной монополии.
1.2 Государственное регулирование деятельности естественных монополий
Деятельность естественных монополий в Российской Федерации регулируется Федеральным законом "О естественных монополиях" от 17.08.1995 № 147-ФЗ. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее - методы регулирования):
- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Государственное регулирование цен на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Глава 2 Анализ рынка отрасли на примере АО «Промтрактор»
2.1 Общая характеристика организации на отраслевом рынке
2.1.1Основные сведения о предприятии
Полное фирменное наименование на русском языке: Акционерное общество «Чебоксарский завод промышленных тракторов» (далее по тексту документа также - Общество) (предыдущее наименование Общества до 16 апреля 2020 г.: Публичное акционерное общество «Чебоксарский завод промышленных тракторов»).
На английском языке: Joint-Stock Company «Cheboksary Tractor Plant».
Сокращенное наименование на русском языке: АО «Промтрактор» (предыдущее сокращенное наименование Общества до 16 апреля 2020 года: ПАО «Промтрактор»). На английском языке: JSC «Promtractor».
Место нахождения Общества (в соответствии с Уставом): Российская Федерация, Чувашская Республика, г.Чебоксары.
Адрес Общества: 428028, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д.101, блок Б, кабинет 201.
Общество зарегистрировано АдминистрациейКалининского районаг.Чебоксары 28 декабря 1993 г. № 1568 365 401 1197.
Дата внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц: 02 октября 2002 года. Запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года, внесена Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г. Чебоксары Чувашской Республики.
ОГРН 1022100971144.
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 21 № 000650499.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 26.11.2008, с изм. от 17.02.2021) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2021)
3. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: 000 "ВИТРЭМ", 2020.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 30 декабря 2020 года
5. Абрамов А. Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч. - М.: Экономика и финансы АКДИ, 2018 – 566 с. .
6. Авдашева С.Б., Дементьев В.Е. Акционерные и неимущественные механизмы интеграции в российских бизнес-группах / С.Б. Авдашева, В.Е. Дементьев // Российский экономический журнал. 2020. - № 1. — С. 21 - 45.
7. Балабанов И. Т. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2020. – 241 с.
8. Баканов М. И. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2019. – 355 с.
9. Варфоламеев В.М. Планирование на предприятии. – М.: Дело, 2019. – 420 с.
10. Ветров А. А. Финансы предприятия. - М.: Перспектива, 2020 – 331 с.
11. Герчикова. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 501 с.
12. Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий / А. Городецкий, Ю. Павленко // Вопросы экономики. 2020. - № 1. -С. 138-139.
13. Дирк Дж. М. Внутрифирменное планирование. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2018. – 356 с.
14. Ефимова О. В. Финансовый анализ - М.: Бухгалтерский учет, 2019 – 410 с.
15. Иванов А. П. Менеджмент предприятия: Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2001. – 440 с.
16. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева и Л. Э. Миндели, – СПб.: На¬ука, 2018. – 260 с.
17. Карданская Н. Л. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. – М.: Русская Деловая Литература, 2019. - 348 с.
18. Ковалев В. В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика,2020 – 233 с.
19. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2018. – 437 с.
20. Круглое М. И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. – М.: Русская Деловая Литература, 2019. – 420 с.
21. Мескон М. Х., Альберт М. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2018 – 704 с.
22. Монополизм и экономические интересы: монография / Е.Э. Смолина и др. ; под ред. В.М. Юрьева. – Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2020. - 397 с.
23. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2019. – 440 с.
24. Экономическая теория : уч. / под ред. В.Д. Камаева. 9-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во «ВЛАДОС», 2018. – 640 с.