Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный уровень развития спорта предъявляет все более высокие требования к качеству подготовки дзюдоистов на различных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса. Поединки характеризуются высокой интенсивностью технических и тактических действий, которые требуют от спортсменов максимальных мышечных усилий и способности выполнять их в быстро меняющейся среде.
Ряд работ посвящен изучению основных факторов, определяющих уровень спортивной состязательности. Анализ этих работ свидетельствует о том, что высокий уровень функциональной подготовленности тела и физической подготовленности дзюдоистов во многом определяет их способность эффективно и надежно использовать технико-тактическую деятельность в ходе соревновательной деятельности.
1.Особенности физической подготовки дзюдоистов 14-15 лет
Занятия дзюдо положительно влияют на рост и развитие тела, а также значительно повышают физическую форму занимающихся. В исследовании К.В. Чедова установлено, что дзюдоисты в возрасте 14-15 лет превосходят подростков, занимающихся физкультурой в рамках школьной программы, по ряду показателей: количество отжиманий - 5,8%; результаты в прыжках в длину с места выше на 11,4%; Время, в течение которого дзюдоисты удерживают наклон к перекладине, сгибая руки, на 11,4% дольше, чем у большинства школьников.
Физическая подготовка - это методически организованный процесс двигательной активности дзюдоистов для оптимального развития на его основе физических качеств и способностей [17].
Физические характеристики дзюдоистов определяются индивидуальными аспектами развития их моторики. Каждое физическое качество сочетает в себе различные аспекты моторики человека, которые:
- они появляются в одинаковых параметрах движения и измеряются одинаково (у них один и тот же счетчик);
- имеют схожие физиологические и биохимические механизмы срабатывания, которые требуют проявления схожих свойств психики (Приложение 1) [6]. Физические качества дзюдоистов в большинстве случаев говорят о наличии в них задатков, которыми спортсмены одарены от природы. Под двигательными задатками понимаются анатомо-физиологические наследственные предпосылки, которые при создании благоприятных условий (личностное воспитание, целенаправленная физическая подготовка) могут трансформироваться в физическую работоспособность [10].
Двигательные навыки рассматриваются как индивидуальные характеристики, определяющие уровень двигательных навыков при занятиях выбранным видом спорта. Двигательные навыки для тренировок по дзюдо у разных детей разные.
В основе различий лежат: анатомо-морфологические особенности головного мозга и нервной системы (свойства нервных процессов, зрелость отдельных участков коры головного мозга и др.), биологические особенности (эндокринная регуляция обмена веществ, особенности биологического окисления), антропометрические характеристики. особенности (длина тела и конечности, масса тела, масса жировой и мышечной ткани), генетические особенности.
Двигательные способности занимающихся дзюдо делятся на 2 типа: первый сочетает в себе условные или энергетические способности (в традиционном понимании - физические); ко второму типу относятся координационные способности, обусловленные психофизиологией тела.
Ряд рекомендаций необходимо учитывать специалистам, работающим с юными дзюдоистами. С одной стороны, важно понимать, что в дзюдоистах невозможно развить те навыки, в которых нет задатков. С другой стороны, в теории физического воспитания есть данные о взаимосвязи физических качеств - их «переносе». В тренировке дзюдоистов «передача» физических качеств может быть следующих видов:
1.2.Быстрота, выносливость, координация
Скорость передвижения человека зависит от его природных способностей. Основа этих способностей лежит в центральной нервной системе и во многом определяется скоростью нервных процессов.
Высокая скорость способствует более медленным движениям, что способствует развитию выносливости при длительной работе. Поскольку скорость передвижения дзюдоистов всегда связана с проявлением значительной силы, это качество часто называют скоростно-силовым. Скорость - важнейшее условие достижения высокой специальной выносливости [4].
Скорость движений спортсмена в основном определяется соответствующей нервной деятельностью коры головного мозга, вызывающей напряжение и расслабление мышц, направляя и координируя движения. Это во многом зависит от совершенства спортивной техники, силы и эластичности мышц, подвижности суставов и длительной работы, а также от сопротивляемости спортсмена. Следовательно, улучшение этих компонентов определяет развитие скорости движения спортсмена (Рисунок 1. Приложение 1).
Скоростные навыки - это комплекс функциональных свойств человека, гарантирующих выполнение двигательных действий в минимальный для этих условий интервал времени.
Различают элементарные и сложные способы проявления скоростных навыков. Элементарные формы включают четыре типа скоростных навыков:
Способность к быстрому реагированию на сигнал.
Способность к выполнению локальных одиночных движений с максимальной скоростью.
Способность к быстрому началу движения (то, что в практике иногда называют резкостью).
Способность к выполнению движений в максимальном темпе.
Элементарные формы проявления скорости в различных сочетаниях и в сочетании с другими техническими навыками и умениями обеспечивают комплексное проявление скоростных навыков в сложных двигательных актах, характерных для конкретного вида спортивной деятельности.
В дзюдо чаще всего приходится сталкиваться со сложным проявлением скоростных качеств. Следовательно, продолжительность выполнения спортсменом любого технического действия зависит от времени реакции и скорости выполнения отдельного движения. В связи с этим первостепенное практическое значение имеет скорость выполнения целостного движения, а не его элементарных форм. Однако скорость сложного движения определяется не только уровнем развития скоростных качеств, но и другими факторами [9].
Средства развития общей выносливости - это разнообразные общеподготовительные упражнения и их комплексы, отвечающие ряду требований: относительно простая техника выполнения; активное функционирование большинства скелетных мышц; повышенная активность функциональных систем, ограничивающая проявление выносливости; возможность продолжительных занятий от нескольких минут до нескольких часов. К ним относятся: упражнения циклического характера (бег, плавание, катание на лыжах), ациклические упражнения (выполняемые по принципу круговой тренировки), дыхательные упражнения (регулировка частоты, глубины, частоты дыхания), а также благоприятные условия для развития. систем организма (оставаясь посередине) [6].
Способы повышения общей выносливости: равномерный, вариативный, интервальный.
2.2.Методика индивидуально-группового развития специальной выносливости дзюдоистов 14-15 лет
В рассматриваемом возрасте закладываются и формируются основы разносторонней физической, технической, тактической и психологической подготовки, на основе которой спортсмены впоследствии добиваются результатов на соревнованиях. Согласно принятой в дзюдо возрастной классификации, возраст от 14 до 15 лет является младшим, поэтому дальнейшая адаптация и переход юных дзюдоистов во взрослый спорт во многом будет зависеть от качества проводимых в этот период тренировок [24].
Другой способ решения данной проблемы - индивидуальный контроль или мониторинг основных функциональных параметров спортсменов, что позволяет оперативно корректировать объем и интенсивность тренировочной нагрузки на любом этапе обучения и тренировок, тренировок и соревновательной подготовки. Качественный контроль индивидуального функционального состояния спортсмена в соревновательных условиях повышает эффективность соревновательной деятельности и определяет основные направления работы в процессе обучения и тренировок [5].
В настоящее время в борьбе подготовка к максимальным результатам на соревнованиях практически доводит организм до предела человеческих возможностей, и поэтому необходимо, помимо проведения тщательного и организованного медицинского осмотра борцов, искать новые методы диагностики и прогнозирования функциональное состояние спортсмена. В спортивной практике эту проблему пытаются решить как методами, оценивающими уровень развития индивидуальных метаболических функций борцов, требующих тщательных лабораторных исследований, так и методами, оценивающими проявление этих способностей в условиях, имитирующих специфическая соревновательная деятельность [22].
Для оценки уровня развития специальной выносливости в современной борьбе чаще всего используются броски борцовского манекена с дозировкой нагрузок, специально разработанной и испытанной в этих специальных тестах. Кроме того, для этих целей используется множество программно-аппаратных и диагностических комплексов, основанных на телеметрической регистрации сердечного ритма, вариабельности сердечного ритма, кардиоинтервалометрии, непрямой калориметрии и др.
Однако результаты других специалистов свидетельствуют о том, что для спортивной практики наиболее подходит использование многофакторной экспресс-диагностики функциональной подготовленности (по С.А. Душанину) и компьютерного комплекса исследования функционального состояния «ОМЕГА-С2». Таким образом, проблема разработки методики индивидуально-группового развития специальной выносливости юных дзюдоистов с учетом индивидуальных особенностей функционального состояния организма, является, несомненно, актуальной.
В процессе педагогического наблюдения и педагогического эксперимента для диагностики и контроля уровня функционального состояния и специальной выносливости использовались программно-аппаратные комплексы: «ОМЕГА-С2» и многофакторная экспресс-диагностика Д ЭКГ по С.А. Душанин. Выбор этих методов обусловлен тем, что в настоящее время в связи с бурным развитием компьютерных технологий в спорт активно внедряются современные комплексные методы, позволяющие в кратчайшие сроки и с максимальной эффективностью оценить функциональные возможности. состояние спортсменов.
Одним из таких методов является программно-аппаратный комплекс для исследования функционального состояния спортсменов «ОМЕГА-С2». Практической основой программного обеспечения данной методики является анализ вариабельности сердечного ритма с точки зрения фрактального подхода к ее структуре по результатам регистрации 300 кардиоинтервалов.
Заключение
Физическое развитие детей происходит неравномерно, поэтому к 14-15 годам в большей степени развиваются скоростно-силовые способности, координация и гибкость. Скорость развивается в меньшей степени. В небольшой степени - выносливость и сила.
Знание закономерностей развития, обучения и целенаправленного улучшения различных аспектов двигательных функций у детей и подростков позволит учителю или тренеру на практике более эффективно планировать материал для развития двигательных навыков, более успешно организовывать и методически правильно выполнять процесс их развития на занятиях. При выполнении этой работы очень важно не упускать из виду возрастные периоды, которые особенно благоприятны для развития определенных двигательных качеств. Поэтому именно в эти периоды работа, направленная на развитие определенных моторных качеств, дает наиболее заметный эффект.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ассоциации полиморфных генетических систем СКМ и AMPD1 с алактатной анаэробной мощностью спортсменов / Э.А. Бондарева, Е.З. Година, В.В. Шиян, Е. Кетлерова // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 1. - С. 41-44.
2. Бабушкин Г. Д. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом: учебное пособие / Г. Д. Бабушкин. Омск: СибГУФК, 2012. - 328 с.
3. Барчуков, И. С. Основы физической культуры. Теория и методика. Курс лекций. Учебное пособие / И.С. Барчуков, Г.В. Барчукова, Ю.Н. Назаров. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 296 c.
4. Веракса, А. Н. Мысленная тренировка в психологической подготовке спортсмена / А.Н. Веракса. - М.: Спорт, 2016. - 731 c.
5. Восточное боевое единоборство – спортивная дисциплина «КОБУДО». Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ / В.Г. Валентик и др. - М.: Прометей, 2016. - 324 c.
6. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта : учебник для бакалавриата и магистратуры / Г. Д. Горбунов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 269 с.
7. Железняк, Ю. Д. Методика обучения физической культуре / Ю.Д. Железняк, И.В. Кулишенко, Е.В. Карякина. - М.: Academia, 2016. - 256 c.
8. Зебзеев, В.В. Анализ специальной физической подготовленности дзюдоистов-юниоров / В.В. Зебзеев, О.С. Зданович // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 2. - С. 68-70.
9. Иссурин, В.Б. Подготовка спортсменов XXI века. Научные основы и построение тренировки / В.Б. Иссурин. - М.: Спорт, 2016. - 272 c.
10. Кузнецов, А. С. Повышение эффективности базовой технико-тактической подготовки юных бойцов 10–13 лет по спортивному рукопашному бою / А.С. Кузнецов. - М.: Флинта, 2020. - 721 c.
11. Кустов, О.В. Обоснование инновационной технологии обучения традиционному ушу детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания: автореф. дис. канд. пед. наук / Кустов О.В. - Малаховка, 2009. - 24 с.
12. Никитушкин, В.Г. Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов: моногр. / В.Г. Никитушкин. - М.: Физическая культура, 2018. - 364 c.
13. Никитушкин, В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов / В.Г. Никитушкин. - М.: Физическая культура, 2016. - 880 c.
14. Основы теории и методики физической культуры. Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 2018. - 352 c.
15. Пашинцев, В.Г. Физическая подготовка квалифицированных дзюдоистов к главному соревнованию года / В.Г. Пашинцев. - М.: Спорт, 2016. - 208 с.
16. Сажин, А.В. Дзюдо для начинающих / А.В. Сажин. - М.: Книжкин дом, 2021. - 256 c.
17. Собянин, Ф. И. Основы теории физической культуры. 10-11 класс / Ф.И. Собянин. - М.: Владос, 2017. - 989 c.
18. Столяров, Владислав Актуальные проблемы истории и философско-социологической теории физической культуры и спорта. Актовая речь / Владислав Столяров. - М.: АВТОР, 2019. - 699 c.
19. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура" / Ю.Д. Железняк и др. - М.: Академия, 2017. - 272 c.
20. Третьякова, Н. В. Теория и методика оздоровительной физической культуры. Учебное пособие / Н.В. Третьякова, Т.В. Андрюхина, Е.В. Кетриш. - М.: Спорт, 2016. - 280 c.
21. Туманян, Г.С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов / Г.С. Туманян. - М.: Академия, 2006. - 592 с.
22. Федотова, Е.В. Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта / Е.В. Федотова. - М.: СпортАкадемПресс, 2017. - 995 c.
23. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2021. - 232 c.
24. Чедов, К.В. Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся 10-11 лет общеобразовательных школ на основе дзюдо / К.В. Чедов, 2006, - 168с.
25. Чикуров А. И. Управление психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов на основе результатов текущего контроля состояния готовности / А. И. Чикуров: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2008. - 193 с.
26. Шахов, А. Дзюдо в школе / А. Шахов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 236 c.
27. Шестаков, В.Б. Теория и методика детско-юношеского дзюдо / В.Б. Шестаков, С.В. Ере-гина. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. - 216 с.
28. Шулика, Ю.А. Борьба дзюдо. Первые уроки / Ю.А. Шулика, Я.К. Коблев, А.А. Маслов. - М.: Феникс, 2016. - 160 c.
29. Шумилин А. П. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки дзюдоистов к соревнованиям в системе многолетней спортивной тренировки: монография / А. П. Шумилин. Красноярск: СФУ, 2010. - 320 с.
30. Якобсон, В. И мы - спортсмены / В. Якобсон. - М.: Малыш, 2018. - 620 c.
31. Ямасита, Я. Боевой дух дзюдо. Уникальная техника мастера / Ямасита, Ясухиро. - М.: ФАИР-Пресс, 2019. - 190 c.