Фрагмент для ознакомления
2
На современном этапе образования универсальная образовательная деятельность лежит в основе содержания основного общеобразовательного стандарта второго поколения. Сущность универсальной учебной деятельности, имеющей большое значение при построении современного урока, нашла отражение в педагогической деятельности К.Д. Ушинский.
Великий русский педагог считал необходимым, чтобы «дети учились по возможности самостоятельно». Учителю была отведена роль наставника, который руководил самостоятельной деятельностью учеников и снабжал их материалом. Призыв учителя был вдохновлять студентов и тайно управлять учебным курсом.
В современном обществе мысли Константина Дмитриевича нашли отражение в трудах многих ученых. Впервые термин «универсальная образовательная деятельность» ввела группа психологов под руководством А.Г. Асмолов.
Смысл термина раскрывается в следующем: «в широком смысле термин« универсальная образовательная деятельность »означает способность к обучению, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное усвоение нового социального опыта, в более узком смысле его можно определить как совокупность методов деятельности, обеспечивающих учащимся возможность самостоятельно приобретать новые знания и навыки, включая организацию этого процесса »[5].
Основываясь на федеральном стандарте общего начального образования, всеобщее образование (далее - ФГОС НОО, 8 УУД) - это способность учиться, способность человека совершенствоваться за счет усвоения нового социального опыта. ФГОС определяет, что УУД - это: «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик»[2].
В свою очередь, «Концепция федеральных общеобразовательных стандартов» раскрывает важность развития личности учащегося, его творческих и познавательных способностей, формирования целостной системы универсальных учебных действий, развития способности учащегося действовать независимо [18].
Достижение высокого уровня сформированности универсальных учебных действий включает полноценное усвоение таких компонентов учебной деятельности, как: учебные мотивы; образовательная цель; учебные задания; учебные мероприятия и операции. Универсальность характера учебных действий подтверждается следующими признаками:
- метапредметность;
- целостность познавательного, личностного и общекультурного развития личности;
- преемственность всех этапов образовательного процесса; - основы организации и регулирования деятельности школьников.
Отсюда следует, что универсальные учебные действия являются важнейшими элементами навыков и умений метапредмета, ключевыми компетенциями ученика в познавательной и практической деятельности. Под «метасубъективными умениями» я подразумеваю творческую реализацию студентами проблемных ситуаций как в учебной деятельности, так и на жизненном пути.
Основные цели общего образования достигаются формированием универсальных учебных действий, которые можно условно разделить на четыре блока:
1) коммуникативный;
2) личностный;
3) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
4) познавательный.
Коммуникативные действия помогают точно выразить свои мысли, сформулировать вопросы и спланировать взаимодействие с другими людьми, разрешить конфликты и участвовать в совместном обсуждении проблем. Личные действия требуют жизни и личного и профессионального самоопределения, создания связи между результатом обучения и мотивом (смыслообразование), нравственной ориентации и личного выбора. Нормативные меры создают условия для организации образовательной деятельности и включают в себя: постановку целей, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, саморегулирование. Познавательные навыки направлены на развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Рассмотрим подробнее основные понятия, компоненты, условия обучения и критерии оценки уровня их подготовки среди студентов. Познание: знание, вклад в знания, расширение знаний [18]. Универсальные познавательные учебные действия развивают способность активно познавать окружающий мир и характеризуются следующими характеристиками:
- Готовность к поиску, обработке и целенаправленному использованию информации;
- умение применять базовые и междисциплинарные концепции в контексте своей работы;
-способность находить решения нестандартных задач исследовательского типа;
- содержательное применение моделей изучаемых объектов или процессов, схем решения учебных и практических задач;
- навыки построения рассуждений в соответствии с содержанием изучаемой дисциплины.
Универсальные познавательные образовательные действия содержат общеобразовательные и логические навыки, а также навыки постановки и решения проблемы. А.Г. Асмолов выделил «символические действия знаков» как самостоятельную единицу компонентов УУД.
По мнению учёного, данные действия формируют у учащихся следующие способности:
- превратить предмет чувственной формы в модель, выделить существенные особенности предмета;
- трансформировать модель (объект или явление) для выявления общих закономерностей в заданной предметной области.
Критериями и показателями оценки уровня сформированности когнитивного УУД у студентов могут служить следующие данные: - насколько этот уровень соответствует возрастно-психологическим нормативным требованиям; - насколько свойства универсальных действий соответствуют заданным требованиям; - в какой степени регуляция познавательной деятельности происходит через развитие метапредметных действий в учебной деятельности.
Под универсальными познавательными учебными действиями понимаются: общеобразовательные действия, универсальные логические действия, действия по постановке и решению задач.
Общеучебные УУД включают:
-способность учащихся самостоятельно определять и формулировать цель;
- умение школьников искать и выделять необходимую информацию;
- умение учащихся начальной школы использовать методы поиска информации, в том числе с помощью компьютерных средств;
- умение учеников пользоваться символическими средствами (числами, буквами, диаграммами и т. д.);
- умение учеников структурировать знания;
- умение учащихся осознанно и естественно строить речь и письменную речь;
- умение учащихся выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- наличие у школьников умения размышлять о методах и условиях работы, контроля и оценки процесса и результатов занятий;
- владение младшими школьниками смысловыми навыками чтения как понимания цели чтения и выбора типа чтения в зависимости от цели;
- возможность выбора школьниками нужной информации из текстов, представленных в разных жанрах;
- способность учащимися определять основную и второстепенную информацию;
- способность учащихся свободно ориентироваться и понимать тексты художественного, научного, публицистического и официального деловых стилей;
- владение учащимися навыками понимания и адекватной оценки языка СМИ;
- умение школьников ставить и формулировать проблему, самостоятельно выстраивать алгоритм деятельности при решении задач творческого и исследовательского характера.
Логические универсальные действия подразумевают способность учащихся:
- анализировать объекты для выявления признаков (существенных, незначительных);
- Выполнить синтез - собрать из частей целое, в том числе самодостаточно с заправкой недостающих компонентов;
- выбрать причины и критерии сравнения и классификации предлагаемых объектов;
- резюмировать концепцию, вывести последствия;
- установить причинно-следственные связи;
- построить логическую цепочку аргументов;
- понимать информацию в схематической, модельной и наглядной форме;
- кодирование и декодирование информации;
- Подготовить и обосновать гипотезы.
Алгоритм постановки и решения проблемы заключаются в следующем:
- формулирование проблемы;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения: учеб, - метод, пособие /Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 104 с.
2. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / Б. П. Бархаев. - Гриф УМО. СПб.: Питер, 2009. 444 с.
3. Бехтенова Е. Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности учащихся: на материале национально – регионального компонента школьного исторического образования: дис. канд. пед. наук. / Е. Ф. Бехтенова. Новосибирск, 2006. 276 c.
4. Бордовская Н. В. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. Для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2008.
5. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе.: От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Академия, 2010. 338 с.
6. Волков, А. Е. Модель "Российское образование - 2020" / А. Е.Волков и др. // Вопросы образования. 2009. № 1. С. 32-64.
7. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте: практич. Пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волков. 2-е изд., испр. и доп. М.: ВЛАДОС, 2009. 343 с.
8. Воронцов А.Б. Проектная задача. – Начальная школа. – № 6/2007. [Электронный ресурс] [Web-сайт] http://nsc.1september.ru/article.php?ID=2008
9. Гаврилова М. А., Павкина Е. А. Метод проектов в теории и практике современного обучения: учебно – методическое пособие. Пенза, 2005. 64 с.
10. Гутник И. Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте / И. Ю. Гутник. СПб.:Книжный Дом, 2009. 248 с.
11. Ефремов, О. Ю. Педагогика: [учеб. пособие для вузов] / О. Ю. Ефремов. СПб.: Питер, 2010. 351 с.
12. Загвязинский В. И. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. Для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова; под ред. В. И. Загвязинского. М.: Академия, 2011.
13. Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2011. Пилотный выпуск. С. 4-6
14. Закон Российской Федерации «Об образовании»: офиц. текст. ―М.: Новая школа, 1992. 60 с.
15. Занков.ru/ система развивающего обучения [Электронный ресурс] [Web-сайт] http://www.webcitation.org/6Gtkf6sdY
16. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников. [Текст] / Е.Н. Землянская // Начальная школа. 2005, №9. С. 55
17. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы, 1998. № 4. С. 7 – 12.