Фрагмент для ознакомления
2
Поскольку наше исследование связано с изучением глагола, рассмотрим трактовку данного класса слов в лингвистической литературе.
В «Русской грамматике» глагол определяется следующим образом: «Глагол – это часть речи, обозначающая процесс и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени и лица; глагол обладает также категориями числа и – в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения – категорией рода». В «Русской грамматике» говорится также о том, что глагол представляет как процесс и действие (грузить, рыть), и состояние (спать, лежать) и отношение (иметь, принадлежать).
В энциклопедии «Языкознание» мы находим следующее определение: «Глагол – (лат.verbum) часть речи, выражающая грамматическое значение действия (т.е. признака подвижного, реализующегося во времени) и функционирующая по преимуществу в качестве сказуемого».
Глаголы говорения – это глаголы, передающие общее категориальное понятие речевой деятельности, которые употребляются в значении говорения, для которых значение говорения первичное, основное или даже единственное. Например, говорить, сказать, кричать, орать, каркать, уговорить, обратить, говорится. Разные ученые подходили к вопросу определения этого термина по-своему. Многие лингвисты высказывали предположение, что к этой категории можно отнести только те слова, которые обозначают непосредственно процесс речи. В языковедческой литературе между понятиями «глаголы речи и глаголы говорения» часто ставится знак равенства.
Глаголы речи – объединение глаголов с различным значением устного и письменного общения. Глаголы говорения целиком входят в поле глаголов речи. Это глаголы передающие устное общение – владение речью, пользование речью для обмена мыслями, информацией.
Глаголы говорения широко представлены в русском языке, поскольку эти глаголы отражают потребность общения. Они, как правило, обладают своеобразной семантикой, полисемией и употребляются в текстах различных стилей, в том числе и публицистическом. Знаменитый филолог В. И. Кодухов написал несколько научных работ про глаголы говорения. Он утверждает, что это самая многочисленная группа среди слов, обозначающих действие.
Чаще всего они используются для передачи косвенной речи. Такие слова сообщают читателю или слушателю информацию об интонационных особенностях произношения (басил, пищал и так далее), громкости голоса (шептал, кричал и так далее).
В лингвистических исследованиях изучение глаголов речи шло по разным направлениям. Этот класс глаголов изучался с точки зрения их лексики и грамматики, синтаксических свойств данных глаголов, на функциональном уровне, в аспекте соотношения мышления и речи.
Сначала объектом анализа были глаголы, обозначающие только процесс речи в его чистом виде. Те глаголы, которые реализовали некоторую деятельность в акте речи, не рассматривались и считалось, что глаголы речи только в процессе общения обозначают действие, совершаемое речевым аппаратом.
Изучения глаголов говорения сопряжено с целым комплексом трудностей. Отметим некоторые из них.
1. Глаголы этого класса представляют собой исторически изменчивый по объему, обширный пласт лексики. Количество глаголов говорения в современном русском языке трудно установить.
2. Особенности семантики глагола отражаются на его лексико-семантических связах.
3. Глаголы говорения чрезвычайно разнообразны по стилистической окраске:
устаревшие – величать;
книжные – возвестить, провещать;
разговорные – толковать, врать;
просторечные – калякать, балясничать.
Все сказанное создает большие классификационные трудности.
Несмотря на множество попыток классифицировать глаголы говорения, градация на подклассы остается еще нечеткой. Этой теме посвящено много разных трудов. Наиболее известные имена ученых, работающих в этой области: А.А. Зализняк, Л.М. Васильев, В.П. Бахтин, Л.М. Кодухов, Т. В. Кочеткова. У каждого из них разные подклассы.
Изначально, были выделены две основные группы глаголов, которые содержали указание на сам процесс речи:
• глаголы, обозначающие собственно процесс речи и его основные функции (сообщение, беседа, рассказ);
• глаголы, обозначающие какое-либо иное действие, реализуемое в процессе речи (устной или письменной).
В дальнейших исследованиях учитывалась взаимосвязь между лексико-грамматической сочетаемостью глагола и его лексическим значением.
Основоположники данного подхода относят к тематическому разряду глаголов говорения те глаголы, которые, как единицы словаря, вне контекста обозначают процесс говорения.
Анализируя существующие определения, представляется возможным выделить два подхода к определению глаголов речи. В расширенном смысле термин «глаголы речи» применяется ко всем глаголам, называющим акт говорения. Этой точки зрения придерживаются И.А. Езолка и М.И. Кролль.
Последний автор называет глаголами речи все глаголы, выражающие процесс говорения в его различных проявлениях . При таком подходе глаголы рассматриваются только в плане речи. Другие лингвисты, например, В.П. Бахтина и Р.С. Качинская, принимают во внимание и план языка, и план речи и поэтому разделяют понятия «глаголы речи» и «потенциальные глаголы речи».
Глаголами речи они называют только глаголы говорения, т.е. те глаголы, которые обозначают процесс речи, будучи взятыми вне контекста. Это слова, обозначающие действие, совершаемое речевым аппаратом . Потенциальным глаголами речи или синонимическими заменами глаголов речи они называют глаголы, которые в контексте выполняют функцию слов, вводящих прямую речь.
Мы разделяем первую точку зрения, включая в группу глаголов речи также глаголы, способные выступать в этом качестве в определенном контексте. Позиции, с которых может быть охарактеризован речевой процесс, его связь с другими сторонами человеческой деятельности, весьма многочисленны и разнообразны. Именно для отображения всего этого разнообразия необходимо включить в число глаголов речи и те глаголы, которые выполняют эту функцию эпизодически. Естественно, тем самым значительно расширяются границы этой группы, но такое расширение вполне оправдано, т.к. потребности языка при выражении понятий, связанных со сферой речевого общения, не могут быть удовлетворены за счет только глаголов говорения. Такое ограничение привело бы к неправильному отражению объема и особенностей языковых средств, используемых для характеристики речевых процессов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апресян ЮД. Экспериментальное исследование семантики русского глагола. М.,1967
2. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. [Текст] / Н.Д. Арутюнова. – М., 1988. – 118 с.
3. Баранов, А.Н., Добровольский, Д.О. Постулаты когнитивной семантики [Текст] / А.Н. Баранов, Д.О. Добровольский // Известия АН. – Серия литературы и языка. – 1997. – Т. 56, № 1. – 74-82 с.
4. Бахтина В. П. Лексико-грамматическая сочетаемость глаголов речи в русском литературном языке II половины XIX века. Городская типография, 1965
5. Волкова С.С., Зиновьева Е.И. Глаголы речевого взаимодействия и контакта в публицистике второй половины XVI века// Лексические группы в русском языке XI-XVII вв. – М., 1991. 47 c
6. Глинка Е.В. Состав и семантическая структура глаголов говорения в русском литературном языке XI – XVII в.в. // Семантика языковых ЛЕ: Доклады V международной конференции. – М.: Физкультура, образование и наука, 1996. – С. 58-59.
7. Гловинская М.Я. Предсказания и пророчества в русском языке // Понятие судьбы в контекстах разных культур / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, – М., 1991 – С. 174-180.
8. Гловинская М.Я. Семантика глаголов речи с точки зрения речевых актов // Русский язык в его функционировании. – М., 1992. – С. 200.
9. Головин, Б.Н. Как говорить правильно: заметки о культуре русской речи / И.Б. Головин. - М., 2012. – 234 с.
10. Головинская М.Я. Глагол со значением передачи информации // Язык о языке: Сб. статей / Под общ. Рук. И ред. Н.Д. Арутюновой. – М., 2000. – С. 403-417.
11. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Рольф, 1999.
12. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие / И.Б. Голуб.– М.: Логос, 2012.- 200с.
13. Горбачевич , К.С. Нормы современного русского литературного языка / К.С. Горбачевич. - М., 2012. – 231 с.
14. Граудина, Л.К. Грамматическая правильность русской речи / Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская. – М.: Академия, 2013. - 287 с.
15. Езолка И.А. Стилистические функции синонимичных глаголов речи// Очерки по стилистике иностранных языков. – Ростов-на-Дону, 1975. 22 c.
16. Золоторева Н.В. Семантическое пространство глаголов речевого общения в русском и английском языках // Русский язык и русистика в современном культурном пространстве: Тезисы докладов и сообщений международной научной конференции 13-16 октября 1999 года, – Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 1999. – С. 239-240.
17. Зубова Ж.А. Фрагмент семантического поля «речевая деятельность» // Семантика языковых: Доклады VI международной конференции. – В 2-х т.т. – T.l. – M.: СпортАкадемПресс, 1998. – С. 139-141.
18. Казарин Ю.П. Роль абстрактных и конкретных глаголов в организации языковой картины процессуально-событийного мира (по материалам анализа базовых идентификаторов ЛСГ русских глаголов) // Глагол в системе языка и речевой деятельности: Материалы научной лингвистической конференции. – Свердловск: Изд-во УГПУ им. А.П. Горького, 1990. – С. 57-58.
19. Камалова Ф.С. Лексико-семантическая группа глаголов речи русского и татарского языков // Актуальные проблемы современной русистики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти В.И. Чернова 22-24 мая 2000 г. – В 2-х ч. – 4.1. – Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. – С. 109-110.
20. Качинская Р.С. О синонимических глаголах речи в повести А.П.Гайдара «Школа»// Уч.зап. Горьков. пед. ин-та. – Вып.111, 1968. 178 c.
21. Климкова Л.А. Глагольные регионализмы: номинация, семантика, образование, сочетаемость // Глагол в системе языка и речевой деятельности: Материалы научной лингвистической конференции. – Свердловск: УГУ, 1990. – С. 189-190.
22. Кобозева И.М. Теория речевых актов как один из вариантов теории речевой деятельности // НЗЛ., – М., 1996. – С. 17-21.
23. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка / М.Н. Кожина. - М.: Академия, 2013. – 167 с.
24. Козырев, В.А. Современная языковая ситуация и речевая культура: учебное пособие / В.А. Козырев, В.Д. Черняк – М.: ФЛИНТА: НАУКА, 2012. – 184с.
25. Кролль М.И. Глаголы речи в современном французском языке: Автореф. Дис…канд.филол.наук. – М., 1969. C 7-9
26. Кролль М.И. К вопросу о глаголах речи во французском языке// Уч.зап. МГПИ. – 1967. - №201. 40 c
27. Милых М.К. Прямая речь в художественной прозе. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1958. 38 c.
28. Ничман З.В. Глаголы говорения (устной речи) в современном русском литературном языке: Автореф. дис. канд. филол. наук. – Томск, 1990. – С. 36
29. Ничман З.В. Глаголы говорения (устной речи) в современном русском языке. АКД. – Новосибирск, 1989. – С. 9-198
30. Теплякова Л.С. Глаголы говорения как средство художественно-образной конкретизации (На материалах авторских ремарок произведений Ф.М. Достоевского)// Функционирование языковых средств в художественной речи. – Омск, 1979. 38 c.