Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Жажда знаний, интерес к новому, стремление к прекрасному - все это утоляется детским чтением, которое по праву можно назвать двигателем общего развития. А если не читает, или читает мало - это ограничивает его развитие настолько, что годы дальнейшей жизни не могут заполнить вакуума духовности, образования в детстве.
Детское чтение играет большую роль в жизни каждого из них, далеко больше, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь. Не остается бесследным ее влияние на развитие и воспитание подрастающего поколения.
Научить детей читать - одна из основных задач школы. Его важность подчеркивал В. Сухомлинский, утверждая, что «чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
От учителя в значительной степени зависит, станут ли дети активными читателями, полюбят книгу, или останутся равнодушными. Если ребенок подружится с книгой на всю жизнь, то будет иметь широкий кругозор, разносторонние знания, глубокое понимание существенного.
На важную образовательную и воспитательную роль книги в жизни ребенка указывал и К. Д. Ушинский. По его словам, она влияет не только на разум, но и чувства ребенка. Поэтому и написал ценные методические указания по руководству детским чтением. Он писал, что встреча с книгой должна быть как можно более ранней: «Шестимесячный возраст - это уже не рано. Не смущайтесь, если ребенок не все понимает... Пусть малыш привыкает к вашему голосу ... в сочетании с книгой».
Сегодня, очень важно прививать детям любовь к книге, к живому литературному слову, а без этого невозможно существование народа, как нации. Очень много сделано на пути приобщения детей к книге, к самостоятельному чтению. Для быстрой ориентации в стремительно изменяющемся мире, учиться читать нужно как можно раньше, и, безусловно, быстро и осознанно воспринимать прочитанное. Если принять во внимание тот факт, что еще в 1990 год был объявлен ЮНЕСКО годом грамотности, свидетельствует, что уже десятилетия назад эта проблема взволновала не только нас, но и все цивилизованное человечество. И научить по-настоящему хорошо читать, непросто. Необходимо создать для ребенка благоприятные условия, обеспечить квалифицированное руководство обучением, основой которого является знание особенностей процесса чтения, владение эффективными методами и приемами.
Учебные программы по чтению предусматривают изучение значительного по объему и разнообразного по содержанию материала, который помогает обогатить школьников знаниями о различных сторонах жизнедеятельности человека, общества и природы. В качестве основного и обязательного условия правильного и эффективного проведения занятий программа предусматривает такую организацию уроков чтения, при которой работа с книжкой обеспечит овладение детьми навыков сознательного, правильного, выразительного и быстрого чтения - этого важного и специфического средства раскрытия внутреннего мира и эстетических качеств читателя.
Объект исследования: психолого-дидактические основы процесса формирования читательских навыков.
Предмет исследования: проблемные аспекты формирования читательского интереса у младших школьников.
Целью курсовой работы является исследование проблем развития интереса к чтению у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и развитие интереса к чтению у младших школьников.
2. Рассмотреть особенности формирования эстетического интереса учащихся на уроках чтения.
3. Проанализировать основные методики по развитию интереса к чтению.
4. Выявить особенности воспитания интереса к чтению у младших школьников.
В процессе написания курсовой работы использовались теоретические методы исследования. Основными методами стали: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение.
Вопрос развития интереса к чтению у младших школьников является предметом педагогических и психологических исследований, которые осуществляли М. Адлер, Л.И. Беленькая И.Н. Беляева, И.Е. Брякова, Н.В. Виноградова, А.В. Воронцов, Т.Г. Галактионова, Г.Г. Граник, Г.В. Калашникова, П. Кувик, А.М. Кушнир, А.М. Копчук, В. Новосельцев, Н.Н. Свтеловская, Н.Н. Сметанникова, И.Н. Тимофеева и др.
Определение темы исследования обусловлено ее актуальностью, поскольку проблема, которая нами рассматривается в психолого-педагогической литературе, требует еще своего развития.
Курсовая работа состоит из вступления, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие и развитие интереса к чтению у младших школьников
Умение красиво говорить, логично и четко формулировать свои мысли, последовательно и грамотно излагать их на бумаге - нужны каждому образованному человеку. Отсутствие таких умений часто создает существенные неудобства как для самой человека, так и для тех, кто ее окружает.
Именно методика обучения на уроках чтения и его содержание подчиняется решению таких задач, определяемые школьной программой:
- познавательных (усвоение информации, содержащейся в произведениях);
- воспитательных, в том числе и задач развивающего обучения;
- развитие речи, наблюдательности, памяти, культуры слушания, аналитико-синтетических умений - сопоставление, сравнение, обобщение, доказывание, проведение аналогии, устойчивого внимания, выдержки, терпения, самостоятельности, навыков самоконтроля и т. д.);
- специально-учебных: усовершенствование техники чтения (расширения поля чтения, корреляция темпа, совершенствование правильных приемов чтения, навыков выразительного чтения, развитие речевого аппарата и проговаривание, умение интонировать предложения и т. д.);
- развитие навыков связной речи в связи с прочитанным текстом (ответы на вопросы;
- репродуктивный, выборочный, сжатый и творческий переводы и т. д.).
В методике вопросы обучения чтению всегда занимали особое место. Во все периоды социально-политических развития общества на первый план выходили различные аргументы в защиту особого значение чтения, и неизменным остается тот факт, что именно искусство чтения становится системообразующей основой для формирования информационно-академических умений.
Именно эти умения позволяют человеку эффективно ориентироваться в растущих информационных потоках, а также выстраивать собственную образовательную траекторию с учетом своих индивидуальных потребностей и растущих возможностей современной системы образования.
Для достижения результатов в выполнении этой задачи нужно активно, целенаправленно привлекать учащихся к чтению, путем формирования их читательской компетенции.
Обучение чтению является сложным и длительным процессом, в котором различают две основные стадии: подготовительную и стадию зрелого чтения.
Подготовительная стадия характерна для начального и среднего этапов обучения и предполагает формирование техники и элементарных умений чтения. Таким образом, первейшей задачей при обучении чтению – это научить воспринимать графические образы слов и ползать их с соответствующими звуковыми образами. Стоит отметить, что обучение технике чтения связано не только с воспроизведением букв, их сочетаний и слов, но и с формированием способности учащегося выделять из текста ударные слова, сочетания слов, синтагмы, и, опираясь на это, обеспечивать необходимое интонационное оформление предложений .
Выделяют стадию зрелого чтения. Его цель - научить учеников получать информацию из нового текста.
Зрелое чтение основывается на ранее сформированных навыках и элементарных умениях. Конечно, это самостоятельное чтение о себе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений / М. Адлер. – М.: Иванов и Фербер, 2014. – 344 с.
2. Беленькая Л.И. Ребенок и книга / Л.И. Беленькая. – М.: ВЦХТ, 2015. – 144 с.
3. Беляева И.Н. Пути повышения интереса к обучению / И.Н. Беляева. – Новосибирск, 2018. – 95 с.
4. Бестимец Т.Г. Воспитание у детей интернета к самостоятельному чтению / Т.Г. Бестимец // Библиотека учителя начальных классов. – 2018. - №21-22. – С. 4-7.
5. Брякова И.Е. Проблема формирования «человека читающего» / И.Е. Брякова // Третий Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24 - 25 сентября 2015 г.): материалы форума / Ред.-сост. В.Я. Аскарова. – Челябинск: ЧГАКИ, 2015. – С. 234-236.
6. Виноградова Н.В. С чего начинается любовь к книге/ Н.В. Виноградова // Школьная библиотека. – 2011. - №11. – С. 65-67.
7. Воронцов А.В. Чтение как социальная проблема / А.В. Воронцов // Вестник Герценовского университета. – 2014. – № 11. – С. 24-33.
8. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования / Т.Г. Галактионова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2016. – С. 177-190.
9. Граник Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Мой учебник, 2017. – 256 с.
10. Калашникова Г.В. Как воспитывать у детей интерес к чтению? / Г.В. Калашникова // Начальная школа. – 2015. - №7. – С. 71-72.
11. Как приучить ребенка к книге // учит. газ. – 2014. - 24 февр. (№ 7). – C. 4-5.
12. Кувик П. Дайте ребенку правильную книгу. [О роли книги, библиотеки, чтение] / П. Кувик // Образование. – 2016. - №5. – С. 7.
13. Кушнир А\М. Выберем книгу вместе / А.М. Кушнир // Школьная библиотека. – 2018. - №10. – С. 74.
14. Копчук А.М. Воспитание читательских интересов учащихся / А.М. Копчук. – К.: Знание, 2015. – 46 с.
15. Новосельцев В. Новые подходы к пропаганде книги и развитию литературных интересов учащихся (из опыта работы) / В. Новосельцев // Воспитание школьников. – 2013. – № 3. – C. 9–12
16. Светловская Н.Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать / Н.Н. Светловская, Т.С. Пичеол. – М.: Аркти, 2016. – 54 с.
17. Сметанникова Н.Н. Инновации в чтении и практике чтения / Н.Н. Сметанникова // Третий Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24-25 сентября 2015 г.): 62 материалы форума / Ред.-сост. В. Я. Аскарова. – Челябинск: ЧГАКИ, 2015. – С. 16-21.
18. Сметанникова Н.Н. Роль чтения в современном обществе: через чтение в мировое образовательное пространство / Н.Н. Сметанникова. – М.: Наука, 2011. – 180 с.
19. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению / Н.Н. Сметанникова. – М.: Шк. б-ка, 2015. – 509 с.
20. Тимофеева И.Н. Чтение современных детей в свете традиций отечественной педагогики / И.Н. Тимофеева, Н.Н. Мазняк // Школьная библиотека. – 2013. – № 1. – С. 58-63.
21. Тихомирова И.И. О развитии творческого чтения в России: к истории вопроса / И.И. Тихомирова // Школьная библиотека. – 2018. - № 1. – С. 68-76.
22. Тихомирова И.И. Интерес, или сила, влекущая к чтению / И.И. Тихомирова // Школьная библиотека. – 2014. – № 2. – С. 20-24.