Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С внедрением телевидения, компьютерных технологий поток информации поступает с большой скоростью. По оценке психологов, современный ребенок, получая большие информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и как результат отказывается от чтения. Ребенок дошкольного возраста овладевает умениями управления компьютером и телевизором раньше, чем чтением книг, приобретает навык ориентироваться в клавиатуре быстрее, чем в оглавлении книге, а литературный опыт читателя у ребенка 6-7 лет ограничивается просмотренными мультфильмами. В связи с этим у многих воспитателей в дошкольной образовательной организации возникают трудности в формировании у детей дошкольного возраста читательского интереса, интереса к чтению книге.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что рубеж XX-XXI века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе. Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала так сильно воздействовать на юного читателя, как раньше. Во многом это обусловлено тем, что современное образование динамично развивается в области информационно-компьютерных технологий.
Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно поэтому нужно уже в дошкольном возрасте привлечь его к чтению, развивать читательский интерес.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает формирование общей культуры личности, развитие социальных, нравственных, интеллектуальных, художественно-эстетических качеств у ребенка дошкольного возраста. Знакомство детей с книжной культурой, детской литературой является задачей образовательной области «Речевое развитие».
Актуальность на научно-теоретическом уровне определяется осмыслением понятия «интерес к книге», «читательский интерес», определением его компонентов, теоретическим обоснованием психолого- педагогических условий развития читательского интереса у детей дошкольного возраста 6-7 лет в образовательном процессе дошкольной организации.
Поэтому выбранная тема исследования является критически важной в образовательном процессе дошкольников.
Цель исследования – изучить особенности развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста и методы его диагностики.
Объект исследования – процесс формирования читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия формирования читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию «читательский интерес»;
2. Изучить особенности развития читательского интереса у детей 6-7 лет на основе психолого-педагогической литературы;
3. Описать методы и приемы, направленные на формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста;
4. Провести опытно-экспериментальную работы и выявить существующее развитие читательского интереса у детей 6-7 лет.
Выборка учащихся и проведение практического эксперимента осуществлялось на базе ГБОУ № 935 г. Москвы.
В работе были использованы следующие методы исследования: общенаучные – сбор и анализ литературы по теме исследования, систематизация полученной информации в виде глав и параграфов работы; эмпирические – наблюдение, беседа, методы математико-статистической обработки данных и графического представления.
Теоретическая основа исследования: различным аспектам изучения читательских интересов детей посвящены труды Е.В. Квятковского, Е. П. Крупника, В. А. Левина, Н. Г. Морозовой, Ю. В. Шарова. Сущностные характеристики процесса становления читательских интересов исследовали М. М. Бахтин, Г. И. Богин, Л. Г. Жабицкая, О. Б. Коман, З. Н. Новлянская.
Решение ряда аспектов проблемы формирования читательских интересов детей старшего дошкольного возраста является находит свое отражение в трудах В. Г. Горецкого, О. В. Джежелей, Л. Ф. Климановой, З. И. Романовской, Н. Н. Светловской и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе был проведен анализ психолог-педагогической литературы, который показал, что проблема развития читательского интереса старших школьников является достаточно актуальной темой обсуждения. Она имеет не только лично-психологическую значимость, но и научно-педагогическую.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе была проведена опытно-экспериментальная работа с использованием диагностических заданий, которая показала, что читательских интерес у детей старшего дошкольного возраста будит развиваться и совершенствоваться только при активной работе взрослых.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, 5 параграфов, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Глава 1 Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования
1.1 Сущность понятия «читательский интерес»
Термин «интерес» в переводе с латинского обозначает «иметь значение» [2]. И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова отмечают, что наличие читательского интереса – это не просто активная познавательная направленность детей на книгу как объект, который вызывает у них положительные эмоции и желание с ним действовать: рассматривать его, листать, читать, но также избирательность и увлеченность [13].
Принято считать, что читательские интересы – это обязательно интересы избирательные, направленные не на книги вообще, а на книги определенного рода, которые читатель выделяет из всех прочих книг и предпочитает прочим книгам, так как испытывает в них личностную потребность, считает их более подходящими для себя, для пополнения своих знаний и опыта.
Утверждение Н. Н. Светловской о том, что одним из условий развития читательских интересов у дошкольников является создание ситуации, при которой читатель впервые переживет яркое состояние заинтересованности чтением, а затем путем подбора книг, с учетом сложившихся интересов, может воспроизводить заинтересованность новыми книгами, способствуя ее поддержанию, закреплению, переходу в устойчивую черту читательской психологии личности [16].
Проблеме интереса впервые были посвящены работы Я. А. Коменского в XVII веке, стремившемся к развитию читательских способностей и интересов детей. По словам Я. А. Коменского, необходимо воспламенение жажды знаний и пылкого усердия к учебе, поэтому требуется соединение приятного с полезным, поощрение детской любознательности [4].
Основным признаком читательского интереса следует назвать значимость определенной литературы для индивида и наличие его положительного эмоционального отношения к ней.
Термин «читательский интерес» не получил однозначного толкования в отечественной научной литературе. Профессором Н. Н. Светловской выделяется его значение в узком смысле слова, состоящее в интересе к чтению, т.е. желании и потребности к воссозданию смысла чужой речи на основе ее письменной формы: интересе к механизму прочитывания, способу перевода знаков, которые напечатаны, в звуки и осмысление полученных звуковых комплексов [17]. Таким интересом отличается начинающий читатель, ребенок, у которого при открытии букваря или книги возникает сильное желание понять смысл слов, которые там напечатаны, а также первоклассник, только что научившийся раскодировать отдельные слова и простые предложения, и желающий показать свое умение перед окружающими не один раз.
В широком смысле слова – читательский интерес, т.е. активное отношение читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге как инструменте для чтения, в тексте как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт при условии квалифицированного прочтения текста [20].
Читательский интерес в данной работе будет рассматриваться как избирательно-положительное отношение личности к чтению произведений, наделенных значимостью и эмоциональной привлекательностью, так как они удовлетворяют его духовные потребности и психологические особенности.
Вся читательская деятельность личности строится на читательском интересе. Состояние заинтересованности влияет на концентрацию
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Акулова, О. В. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / О. В. Акулова, Л. М. Гурович // научн. ред. А. Г. Гогоберидзе. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»; М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 192 с.;
2. Дыбина, О. В. Интегрированные формы взаимодействия педагога и детей / О .В. Дыбина // Вектор науки. – 2014. – №1 (27). – С. 224-231;
3. Гурович, Л. М. Ребенок и книга / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова. – М., 1992. – 64 с.;
4. Гурович, Л. М. Ребенок и книга / Л. М. Гурович. – М. : «Академия», 2004. – 128 с.;
5. Дунаева, Н. О. Значение художественной литературы в формировании личности ребенка / Н. О. Дунаева // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С.35-39;
6. Зобинина, А. Б. Как пробудить у дошкольника интерес к чтению / А. Б. Зобинина // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 8. – С. 35-43;
7. Карпинская, Н.С. Методы воспитания детей дошкольного возраста средствами художественной литературы / Н. С. Карпинская. – М. : «Питер», 2009. – 195 с.;
8. Кондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста / С. Ю. Кондратьева // Дошкольное образование. – 2006. – № 9. – С. 34-38;
9. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э. П. Короткова. – М. : «Просвещение», 2002. – 128 с.;
10. Лазарева, В. А. Литературное чтение в современной школе / В. А. Лазарева // Первое сентября. – 2005. – № 12. – С. 40-43;
11. Ливанова, О. А. Учимся читать художественную литературу / О.А. Ливанова // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 6. – С. 26- 33;
12. Миронова, Н. М. Развитие интереса к чтению / Н. М. Миронова // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 8. – С. 39-42;
13. Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у детей / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2012.- № 10 –С. 6-1;
14. Поздеева, С. К проблеме обучения первоначальному чтению детей старшего дошкольного возраста / С. Поздеева // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 5. – С. 14-18;
15. Ребенок и книга: кн. для воспитателя дет. сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова. – М, 1992. – 62 с.;
16. Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения / Н. Н. Светловская. – М. : «Просвещение», 2006. – 199 с.;
17. Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11-18;
18. Светловская, Н. Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать: Практическое пособие / Н. Н. Светловская. – М. : Аркти, 2007 — 54 с.;
19. Умнов, Б. П. Проблема читательского интереса в социальнопсихологической теории / Б. П. Умнов // Пресса – читатель. – 2009. – № 6. – С. 82-87;
20. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина. – М. : «Просвещение», 2010. – 191 с.