Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретико-практические основы формирования и развития критического мышления 6
1.1. Критическое мышление, его развитие, взаимосвязь с другими видами мышления, психических процессов 6
1.2. Приемы и способы развития критического мышления школьников 15
Глава 2. Диагностика реализации опыта учителей по формированию и развитию критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности 22
2.1. Анализ работы учителей школ по развитию критического мышления учащихся во внеурочной деятельности 22
2.2. Опытно-эксперементальная работа по развитию критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности 26
Заключение 35
Список используемой литературы 38
Приложения 41
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Умение мыслить критически имеет чрезвычайную важность для психологии вообще и развития личности в частности. Без критического мышления человек просто не в состоянии определить для себя творческие, религиозные, политические и любые другие предпочтения. В современном обществе человек, который умеет мыслить критически, довольно быстро может справиться с любой задачей.
Поэтому можно сказать, что одной из важнейших задач современного образования является развитие у учащихся критического мышления.
В процессе внеурочной деятельности, обучение и воспитание младших школьников, существенно воздействует на становление личности обучающихся, где можно увидеть нравственное воспитание в повседневности. Во внеурочной деятельности проходит интенсивная связь педагога с обучающимися детьми, нацеленная на результат конкретных общевоспитательных целей.
В организации внеурочной деятельности обучающиеся всем классом готовятся к проведению мероприятия. Во внеурочной деятельности у школьников эффективно формируется критическое мышление. Внеурочная работа школьников объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и на уроке), которые способствуют рациональному способу решений задач формирования критического мышления. Используя внеурочную деятельность в приобщении младшего школьника к огромному опыту общества, можно воспитать образованного, разносторонне развитого современного школьника.
В современном социуме заметно усилилась важность внеурочной работы учеников, где из второстепенной переходит к полноправным компонентом Основной образовательной программы (ООП) начальной школы. С внедрением ФГОС НОО нового поколения воспитывающая и развивающая программа педагогической деятельности в современной школе получает не только новое достижение, как дело первостепенной значимости, но и новый ресурс, каким является внеурочная деятельность по направлению развития личности.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников критического мышления.
Предмет исследования: формирование критического мышления детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Цель работы: усовершенствовать работу классного руководителя по формированию и развитию критического мышления учащихся во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
изучить сущность критического мышления, его развития, взаимосвязи с другими видами мышления, психическими процессами;
выделить приемы и способы развития критического мышления школьников;
выделить критерии анализа и проанализировать опыт формирования и развития критического мышления школьников во внеурочной деятельности;
провести опытно-эксперементальную работу по развитию критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности.
База исследования: начальная школа, 3 а и 3б классы.
Гипотеза исследования: процесс формирования критического мышления у младших школьников будет более эффективным, если организовать деятельность с младшими школьниками при помощи использования специального комплекса приёмов по формированию критического мышления на внеурочных занятиях.
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методологической литературы;
2) практические (эмпирические) методы: формирующий эксперимент;
3) методы обработки и интерпретации: обработка результатов по этапной реализации приемов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование приемов развития критического мышления могут быть полезны в работе учителей для более эффективной реализации задач НОО, направленных на формирование критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Глава 1. Теоретико-практические основы формирования и развития критического мышления
1.1. Критическое мышление, его развитие, взаимосвязь с другими видами мышления, психических процессов
Критическое мышление – это способность человека к эффективному анализу поступающей информации и аргументированному отстаиванию своего мнения, пониманию позиции партнера по общению, грамотному формулированию выводов и принятию единственного верного решения с опорой на исходные данные. Оно характеризует человека как активного субъекта образовательной деятельности в учебном заведении, а не просто пассивного получателя сухой информации. Оно делает сотрудника действительно ценным кадром для предприятия, так как под ним подразумевается умение рассуждать. Способность человека ясно мыслить сочетает в себе логику и критичность мышления. При отсутствии критического мышления невозможно сформировать элементарные навыки самоанализа и рефлексию у человека. Такой индивид не будет учиться на своих ошибках и припоминать в непонятной ситуации опыт прошлого.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Абрамович, И.В. Приемы технологии критического мышления на уроках биологии / И.В. Абрамович // Биология в школе. - 2017. - № 3. – С. 21-29.
2. Андроник, В.А. Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство организации деятельностного подхода на уроках литературного чтения в 1 классе / В.А. Андроник, Е.Н. Джима. – Оренбург: Изд-во ГБУ РЦРО, 2015. – 55 с.
3. Арбузова, Е.Н. Развитие критического мышления и рефлексии при обучении биологии / Е.Н. Арбузова // Биология в школе. – 2019. - № 3. – С. 23-35.
4. Афонасьева, Н. Н. Основы организации внеурочной работы младших школьников в области культурно-досуговой деятельности / Н. Н. Афонасьева. – Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа, 2019. – 60 с.
5. Бекешева, И.С. О возможности использования синквейна для формирования и развития критического мышления в процессе обучения теме «Многогранники» / И.С. Бекешева // Методист. – 2018. - №10. – С. 41-43.
6. Болгова, А.В. Формирование эстетических ценностных ориентаций младших школьников во внеурочной деятельности / А. В. Болгова // Начальная школа. – 2019. - № 6. – С. 52-54.
7. Буданова, О.В. Основы организации внеурочной работы и общения младших школьников / О.В. Буданова. – М.: Перспектива, 2018. – 136 с.
8. Горленко, О.А. Формирование критического мышления обучающихся образовательных организаций / О.А. Горленко, Ю.А. Малахов, Т.П. Можаева. – Брянск: Изд-во БГТУ, 2017. – 61 с.
9. Гугнина, О.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо в преподавании истории / О.В. Гугнина // Преподавание истории в школе. – 2018. - № 3. – С. 51-55.
10. Иванов, Д.А. Технология «Критическое мышление» в контексте реализации новых ФГОС / Д.А. Иванов. – М.: Перспектива, 2017. – 52 с.
12. Кашлева, Е.С. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира / Е.С. Кашлева // Начальная школа. – 2018. - № 2. – С. 52-55.
13. Корнилов, А.В. Урок русского языка с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» / А.В. Корнилов // Русский язык в школе. – 2013. - № 1. – С. 33-35.
14. Леонова, Н.Н. Развитие творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности / Н.Н. Леонова // Образование в современной школе. – 2016. - № 1/2. – С. 42-45.
15. Макарова, Л.Н. Критическое мышление учащихся: способы саморазвития / Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов, А.В. Королева. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2017. – 95 с.
16. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2016. – 140 с.
17. Нестерова, О.А. Развитие аналитического и критического типов мышления в процессе обучения иностранному языку / О.А. Нестерова, Н.И. Черенкова, А.С. Титова. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2015. – 128 с.
18. Опарина, С.А. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности / С.А. Опарина // Начальная школа. – 2018. - №12. – С. 37-42.
19. Организация внеурочной образовательной деятельности младших школьников / Сост.: Л.В. Гражданкина. – Барнаул : КГБОУ АКИПКРО, 2018. – 71 с.
20. Организация учебного процесса и внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО / Отв. ред.: Ю.В. Зверева, Н.А. Линк. – Пермь: Пермский гос. гуманитарно-пед. ун-т, 2014. – 214 с.
21. Плотникова, Н.Ф. Формирование критического мышления студентов вуза в условиях командной формы организации обучения: монография / Н.Ф. Плотникова. – Казань: Изд-во Казанского унта, 2015. – 83 с.
22. Пуйлова, М.А. Развитие критического мышления младших школьников / М.А. Пуйлова, С.Л. Налесная, Н. И. Деменко. – Таганрог: Изд-во С.А. Ступина, 2017. – 94 с.
23. Трошина, Г.В. Из опыта использования технологии развития критического мышления / Г.В. Трошина // Химия в школе. – 2017. - № 5. – С. 23-28.
24. Цукерман, Г.А. Диагностика критического мышления / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2015. - № 3. – С. 15-30.