Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Какие бы правовые вопросы нас ни интересовали, будь то административное или гражданское право, трудовое или семейное право, они прямо или косвенно относятся к Конституции. Именно требования Конституции являются основным ориентиром при поиске ответов практически на любой вопрос, требующий правовой оценки, независимо от его масштаба, личного или государственного значения. К Конституции также обращаются учащийся, разбирающийся в организации политической власти, свобод и прав человека и гражданина в Российской Федерации в рамках школьной программы «Основы государства и права», а также депутат Парламента, министр правительства или президент, полномочия которых определены Конституцией. Если иностранный гражданин, политический деятель иностранного государства желает получить наиболее точные, «паспортные» данные о нашей стране, ее политической системе и структуре экономики, об органах, осуществляющих внешнюю и внутреннюю политику России, то в данном случае нужно называть Конституцию своего рода паспортом нашего государства.
Глава 1. Общая характеристика Конституции
1.1 Понятие конституции
Конституция в любом государстве - это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и призванных регулировать защиту и защиту отношений, характеризующих основы конституционного строя страны, организацию и функции высших органов государственной власти, формализующих правовой статус личности в обществе и государстве. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства.
Конституция является обязательной чертой верховенства закона, основанной на верховенстве закона, отрицании произвола власти и бесправия субъектов. Современная правовая система является результатом долгой, упорной борьбы и победы пролетариата над его врагами, результат героических десятилетий строительства социализма.
Регулирующая роль конституции касается всего социального организма. Он охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы - социально-экономический уклад, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Никакая конституция не может обойти отношения государства с институтами собственности, социальными и религиозными институтами. Нормы Конституции, как и закон в целом, оказывают формирующее влияние на различные стороны общественной жизни - государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную. Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его правовую основу, в рамках и на основе которой функционирует механизм государственной власти, обеспечивается права и свободы граждан.
Термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio» - «устанавливаю, устанавливаю». Это еще было в законодательстве Древнего Рима и означало в то время различные акты, установленные императором и закрепляющие структуру государства, но не единый основной закон государства, возглавлявшего пирамиду законодательства. В этой связи характерный для недавнего прошлого нашей государственно-правовой науки вывод заключался в том, что «появление конституций как основных законов связано с приходом к власти буржуазии. В борьбе с феодалами она стремилась укрепить капиталистические отношения (уже установленные в рамках феодальной системы), ограничить королевскую власть учреждением парламента или провозглашением республики, установить права граждан».
1.2 Сущность и юридические свойства конституции
Если понятие конституции определяет общие черты, выделяющие ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю выражает конституция. На вопрос, в чем суть конституции, разные теории придерживаются разных взглядов.
Одна из самых распространенных идей - трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, закрепленный в конституции, на какой основе было создано это общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким взглядам, конституция является выражением суверенитета народа, проявлением его единой воли.
Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных указаний человеческому обществу о правилах жизни и считает, что конституция выражает идеи высшей справедливости, разума. Некоторые представители школы естественного права считают, что суть конституции состоит в том, чтобы воплотить в ней многовековой опыт, постепенно развивающийся в традициях этого народа. Только такие конституции имеют, согласно этой концепции, в отличие от «революционных» конституций, которые составляются в офисах, основываясь на чисто ментальных идеях и заимствуя чужой опыт.
Существуют также теории, отрицающие популярность конституции и связывающие ее сущность с волей государства. При этом Конституция рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безграничны, для предотвращения произвола, деспотизма она ограничивает себя и фиксирует пределы этого ограничения в конституции.
Марксистско-ленинская теория, являвшаяся теоретической основой советской государственно-правовой науки, видела суть конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю народа. правящий класс, то есть класс по своей сути.
Конституция как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в системе современного демократического государства, отличается от всех других правовых актов следующими особенностями. Прежде всего, следует отметить, что Конституция в современном понимании этого понятия — это акт, который принимается народом или от имени народа. Характерно, что появление в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция, было связано именно с этой ее особенностью.
Эта важная черта конституции до сих пор считается доминирующей в конституционной теории и практике. Преамбула Конституции Российской Федерации начинается словами «Мы, многонациональный народ Российской Федерации». Своеобразие субъекта принятия Конституции определяет и второй существенный признак конституции - ее конституционный характер. Поскольку люди в демократическом государстве являются носителями суверенитета и единственным источником власти, только у них есть ее высшее проявление - конституционная власть. По содержанию последнего это право принимать конституцию и через нее устанавливать основы государственного устройства, которые данный народ выбирает для себя. Только конституционная власть может изменить, в том числе самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.
Конституционный характер конституции проявляется еще и в том, что ее предписания выступают первичными, первичными. Это означает, что нет никаких юридических ограничений на установление положений Конституции. Не может быть такой правовой нормы, которую нельзя было бы включить в Конституцию на том основании, что она не соответствует какому-либо правовому закону данного государства.
Глава 2. Конституция РФ 1993 года
2.1 Необходимость принятия Конституции РФ 1993
На протяжении всего периода с момента принятия Конституции 1918 г. было много споров о конституционной реформе, о возможности и необходимости улучшения положений Конституции. В советский период из-за жесткой цензуры нельзя было открыто критиковать Конституцию РСФСР, но после распада СССР и образования Российской Федерации в Конституцию 1978 года неоднократно вносились изменения, что вызывало пробелы и противоречия в законодательство. Конституция превратилась в правовой лабиринт. Кроме того, он стал инструментом политической борьбы. Нестабильность Конституции, являющаяся следствием ее чрезмерной «гибкости», стала одной из причин конституционного кризиса 1992–1993 годов.
В частности, концепция развитого социалистического общества вряд ли удалась. Характеристика социализма как «зрелого» не была понята ни населением, ни гуманитарными науками, поскольку не отражала новых качественных характеристик системы, поскольку формы собственности, методы управления и политического руководства остались прежними. Конечно, политическая ситуация изменилась, режим стал намного мягче, но по-прежнему основан на однолинейном директивном правиле.
Государственная плановая экономика, способствуя развитию тяжелой промышленности и укреплению военной мощи страны, не удовлетворяла повседневные потребности населения ни в количестве, ни в качестве товаров. А поскольку поездки в другие страны уже были обычным явлением, граждане СССР могли убедиться в успехах рыночной экономики, особенно в ее ориентации на потребности населения.
2.2 Разработка проекта Конституции РФ
Весной 1992 года планируется созвать VI Съезд народных депутатов Российской Федерации, на котором будет решен ряд важных вопросов. Предполагалось, что на рассмотрение Конгресса будет внесен проект Конституции. Постановлением от 4 апреля 1992 г. «О проекте Конституции Российской Федерации» Верховный Совет, обсудив доработанный проект, постановляет внести его на рассмотрение VI съезда. Параллельно готовился Закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию.
VI Съезд народных депутатов не принял новую Конституцию, хотя и обратился к этому вопросу. Однако он внес существенные изменения в текущую, которые в значительной степени отразили то, что было заложено в проекте. Причина заключалась в том, что из-за ряда принципиальных положений об организации власти еще не было возможности разработать единую концепцию. Верховный Совет и Конституционная комиссия должны были завершить доработку проекта и внести его на следующий Съезд народных депутатов. По ряду исходных положений о разделении роли и власти ее отдельных ветвей единого мнения не было, особенно это стало заметно к концу 1992 г., поскольку на VII Съезде народных депутатов Российской Федерации в декабре 1992 г. Резко проявилось противостояние депутатов и президента.
Подготовлен проект закона о внесении дополнений и изменений в Конституцию, который значительно усилил позиции Верховного Совета в части контроля за деятельностью и формированием Правительства, а также несколько ослабил влияние Президента на Правительство.
Президент оказался в тяжелом положении. Съезд потребовал от него кандидатуру премьер-министра. Президент предлагает Э. Гайдара, которого тогда называли премьер-министром. Президент был против согласования с Верховным Советом такого широкого круга членов правительства, как это было указано в проекте поправок к Конституции. 8 декабря 1992 г. внесено предложение о том, что согласие Верховного Совета, помимо кандидатуры премьер-министра, было еще для четырех министров — это министры иностранных дел, внутренних дел, безопасности и обороны. 9 декабря также восходит к Закону о внесении изменений и дополнений в Конституцию, который (хотя и учитывал предложение президента) в целом усилил контрольные позиции Верховного совета и Конгресса по отношению к президенту, ослабил президентскую власть.
9 декабря съезд принял постановление «О дальнейшей работе над проектом новой Конституции Российской Федерации». В постановлении сказано, что важнейшим условием завершения подготовки проекта новой Конституции Российской Федерации является достижение согласия общественно-политических сил в Российской Федерации. Это не получилось, что привело к серьезным конфронтационным событиям в России 1993 г. В резолюции VII Конгресса Верховному Совету было предложено завершить постатейное рассмотрение доработанного проекта Конституции в феврале-марте 1993 года. Однако события декабря 1992-апреля 1993 года развивались таким образом, что принятие новой Конституции в виде единого текста просто невозможно.
Президент не согласился с ослабившими его позиции мерами. 10 декабря 1992 г. Президент взял слово сразу после начала Конгресса и выступил с «Обращением к гражданам России и всем избирателям», в котором обвинил Конгресс и Верховный Совет в препятствовании реформам и попытках брать на себя чрезмерные функции. При участии Конституционного Суда РФ и его председателя предпринимаются шаги по «примирению» двух ветвей власти. В результате появляется совместное заявление Президента РФ и Конгресса от 11 декабря, в котором они заявляют о своей безоговорочной приверженности разрешать спорные вопросы между законодательной и исполнительной властями исключительно конституционными методами и методами.
12 декабря 1992 г. VII съезд принимает постановление «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации». Он назначил на 11 апреля 1993 года всероссийский референдум по основным положениям новой Конституции (Основного закона) Российской Федерации. Идя навстречу Президенту, Конгресс определил, что поправки к Конституции, принятые 9 декабря, - с точки зрения возможности приостановления действия Верховным Советом указов и распоряжений Президента, предоставления права законодательной инициативы Правительству и Правительству. немедленное прекращение полномочий Президента по ст. 121-6 - не вступают в силу до проведения референдума, но противостояние органов не прекратилось.
Глава 3. Особенности принятия Конституции РФ 1993 года
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года «Об участии официального представителя Верховного Совета Российской Федерации в Конституционной конференции, Председателя Верховного Совета Российской Федерации Р. И. Таким официальным представителем был избран Хасбулатов. А 4 июня 1993 года было принято постановление Верховного Совета Российской Федерации». О порядке утверждения и принятия проекта Конституции Российской Федерации, подтверждающего необходимость соблюдения конституционного порядка принятия новой Конституции. Принимая во внимание наличие проекта Конституционной комиссии, проекта, подготовленного по инициативе Президента, а также других проектов конституций, подготовленных в качестве законодательной инициативы, Верховный Совет предложил Конституционной комиссии не позднее 30 июня 1993 года согласовать с Президентом основные положения проекта новой Конституции. При этом учитываются предложения: уполномоченных представителей органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, партий и иных общественных объединений, религиозных конфессий, товаропроизводителей и предпринимателей, научных центров, внесенные в Конституционную комиссию; участников совещания представителей субъектов Российской Федерации, состоявшегося в Верховном Совете Российской Федерации с 25 мая по 3 июня 1993 года; Учредительного Собрания, а также предложения других совещательных органов. Постановлением Верховного Совета от 4 июня предусмотрено: проект Конституции публикуется Верховным Советом и выносится на общественное обсуждение сроком на 3 месяца; соответствующие предложения граждан Российской Федерации учитываются Конституционной Комиссией в едином проекте Конституции Российской Федерации; в течение месяца после всенародного обсуждения проект согласовывается между Президентом, Конституционной Комиссией, Верховным Советом и субъектами Российской Федерации.; окончательный проект публикуется для всеобщего сведения и на основании ст. 110 Конституции представляется на Съезд народных депутатов, «созванный 17 ноября 1993 года для принятия настоящего проекта в первом чтении» (пункт 7). Учредительное собрание открылось 5 июня 1993 года. Президент Российской Федерации Борис Ельцин. Он отметил, что с принятием Конституции будет завершено создание в России подлинно демократической республики. Судьбе было угодно, чтобы этот процесс растянулся на многие десятилетия. Республика в нашей стране была провозглашена 1 сентября 1917 года декретом Временного правительства. Ее формирование было немедленно прервано Октябрьской революцией, провозгласившей Республику Советов. Сейчас рождается новая республика - федеративное демократическое государство народов России.
Но, по мнению президента, структура власти в России принципиально не изменилась, она осталась прежней. В него были встроены только отдельные, хотя и важные элементы. И, в конце концов, стало очевидно, что «советский тип правления не поддается реформированию. Советы и демократия несовместимы», и поэтому было необходимо созвать Конституционное собрание, что существующие институты власти не могут быть использованы. завершить работу над проектом Конституции - «представительная власть, оставленная нам советской системой, не может найти столь необходимого сегодня согласия. Без него она не может предложить Конституцию, которая принесет стабильность в общество и обеспечит его динамичное развитие. Ельцин обвинил представительные институты не только в том, что они «направляют свои деструктивные усилия на исполнительную власть и президента». По его мнению, «противостояние идет не между разными ветвями власти, а по сути двумя независимыми политическими системами».
Во второй части доклада Президент рассказал о достоинствах своего проекта Конституции, который, по его мнению, обеспечил сохранение целостности российского государства и преодоление слабости государственной власти.
По ряду вопросов этот проект Конституционной конференции содержит новые решения, отличающиеся от президентского проекта. Постановлением от 25 июня 1993 г. «О работе над проектом новой Конституции Российской Федерации» Верховный Совет постановил, что основные положения проекта согласованы Конституционной комиссией с учетом проекта, внесенного Президент, предложения субъектов Российской Федерации.
Заключение
Рассмотрев данную курсовую работу, можно сделать следующие выводы.
Конституция очень много значит для России сегодня. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновленной государственности, а в определенных пределах - свою национальную идею. Конечно, Конституция — это не собрание философских концепций и политических программ. В соответствии со своим назначением, ролью, отведенной ему в жизни страны, он представляет собой правовой акт со всеми признаками и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отводится приоритетное, ключевое место в правовой системе. Он устанавливает идеи и принципы, определяющие сущность общества, основные принципы социальной сферы, политики, экономики, государства и права. Причем Конституция, чем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем ближе она к национальной идее, тем полнее и точнее выражает ее установки.