Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что в России на сегодняшний день существует очень мало семей, которые готовы решать свои проблемы с помощью психолога. В большинстве семей случаются конфликты, которые сложно решить на бытовом уровне, а потому психологическая помощь необходима.
Самым первым этапом психологической помощи семьям является психологическая диагностика, которая проводится чаще всего комплексно, с участием всех членов семьи, которые имеют отношение к той или иной проблеме.
Объект исследования – семейные (детско-родительские) отношения.
Предмет исследования – психодиагностика и коррекция семейных (детско-родительских отношений).
Цель исследования – рассмотреть принципы диагностики и коррекции семейных отношений на примере отношений дошкольников и их родителей.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что использование совместно игровой деятельности оказывает положительное влияние на детско-родительские отношения.
Задачи исследования:
1) дать теоретический анализ литературных источников, посвященных проблеме психодиагностики семейных отношений;
2) проанализировать принципы психодиагностики семейных отношений на примере диагностики и коррекции детско-родительских отношений;
3) разработать проект коррекции детско-родительских отношений и оценить его эффективность.
Для реализации цели исследования, решения поставленных задач и проверки предположений был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов:
теоретико-методологический анализ научной литературы и диссертационных исследований по изучаемой проблеме;
психодиагностические методы: метод экспертных оценок, тестирование, эксперимент, наблюдение.
методы математической статистики: сравнительный анализ, количественный и качественный анализ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе получены дополнительные сведения о роли совместной игровой деятельности в программе коррекции детско-родительских отношений.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки и переподготовки психологов в контексте педагогической работы в дошкольных учреждениях.
Эмпирическая база исследования – МБДОУ «Детский сад» села Восточное Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 11 источников, а также 4 приложений. Объем основной части работы без учета приложений составляет 30 страниц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Понятие семейных отношений
Семейные отношения – это взаимодействие членов семьи, которые включены в некоторые процессы семейной жизни, имеющие свои собственные циклы, ритмы, нормы, структуру, границы и т.д. Эти процессы могут определяться как неформальными лидерами, главами семьи, так и другими влиятельными родственниками. Могут проявляться в отношениях всех членов семьи друг к другу – как в целом, так и по отдельности [11, с. 21].
Понятие семейных отношений может описывать категориальные группы типа «забота – неприязнь» членов семьи, которые зависят от их внимания, «интерес – безразличие» (эмоциональное отношение друг к другу), а также «толерантности – нетерпимости».
Отношения в семье, с одной стороны, складываются из «разумного человека», т.е. проявляется во внимании, интересе или безразличии к партнеру и другим членам семьи, а с другой стороны – «верующего человека», проявляющего себя по отношению к партнеру и другим членам семьи в понимании, толерантности или нетерпимости, отсутствии понимания в межличностном пространстве семейных отношений [6, с. 200].
Несмотря на то, что любую семью можно назвать социальной группой, ее нельзя отнести к типовым коллективам. Когда мы говорим о семье, мы чаще всего используем такие метафоры, как «дом», «родное гнездо» и т.п. Это значит, что семья воспринимается для человека как место, куда он всегда может прийти, вернуться, чтобы получить поддержку и тепло.
Главный «результат» семейной жизни – это не доход, не прибыль и даже не помощь, например, со стороны общественных организаций, а особый здоровый психологический микроклимат, отношения, в которых человеку хорошо, комфортно, приятно находиться и в которые он всегда хочет и готов вернуться. В идеале – в семье человека любят, несмотря ни на что.
Отношения в диапазоне «забота – враждебность» – важнейший признак, по которому мы можем судить о степени любви членов семьи друг к другу. Интересно, что ситуации из этого диапазона могут проявляться в семье по всему спектру взаимоотношений – как по вертикали, т.е. по семейной иерархии типа «родители – дети», «лидер семьи – последователи», так и по горизонтали, т.е. между полностью равноправными партнерами, например, мужем и женой, бабушками и дедушками, детьми и т.д. [1, с. 202].
Таким образом, в семье постепенно формируется, воспроизводится, реформируется и развивается определенная регулируемая межличностная система, направленная на то, чтобы в определенной степени уравновесить отношения в семье, добиться их регулярности – как в узком, так и в широком смысле. В то же время именно уравновешивание отношений в системе «забота – враждебность» является наиболее ценным и важным [9, с. 117].
В контексте изучения семейных отношений можно выделить в особую категорию детско-родительские отношения, которые относятся к вертикальному типу взаимодействия. Основой этих отношений выступает родительская модель воспитания, которая оказывает огромное влияние на личностное развитие ребенка.
Если детско-родительские отношения в семье нарушены, то семья не может считаться полноценной, поскольку именно дети являются своеобразным индикатором благополучия семьи, ее потенциала [8, с. 152].
1.2. Процедуры и принципы психодиагностики семейных отношений
Для проведения психодиагностического обследования семьи в научной литературе описываются различные методики, разработанные различными учеными для комплексного определения психологических проблем каждой конкретной семьи.
В отличие от индивидуального тестирования, семейная психодиагностика проводится по другому принципу – сначала тестируются все члены семьи, которые, так или иначе, связаны с проблемой, а затем эти результаты интерпретируются и сравниваются [4, с. 100].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурдина, И.В. Психология семьи / И.В. Бурдина. – М.: Форум, 2018. – 430 с.
2. Головина, А.А., Назарова, В.Д., Христофорова, Н.Е. Процедура, особенности, интерпретации проведения психодиагностических исследований в сфере семейных отношений / А.А. Головина, В.Д. Назарова, Н.Е. Христофорова // Психологическое обозрение. – 2021. – № 1. – С. 46–55.
3. Захарова, Е.И. Исследование особенностей эмоциональной cтороны детско-родительского взаимодействия [Текст] / Е.И. Захарова // Журнал практического психолога. – 1996. – № 6. – С. 96–104.
4. Колокольцева, И.И., Прянишникова, А.П., Гаврикова, И.М. Принципы проведения психодиагностического исследования / И.И. Колокольцева, А.П. Прянишникова, И.М. Гаврикова. – Тамбов: Свет, 2020. – 250 с.
5. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (методика АСВ) Э.Г. Эйдмиллера и В.В. Юстицкаса // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2019/11/10/oprosnik-analiz-semeynyh-vzaimootnosheniy-metodika (Дата обращения: 19.04.2021)
6. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений [Текст] / Н.Ю. Синягина. – М.: Омега, 2016. – 430 с.
7. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина // NSPortal. Социальная образовательная сеть. – [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/12/07/test-oprosnik-roditelskogo-otnosheniya-a-ya-varga-v-v-stolin (Дата обращения: 19.03.2021)
8. Федорова, М.А., Птицын, И.А., Шевцов, И.С. Современная семья. Социальные и психологические подходы к исследованию / М.А. Федорова, И.А. птицын, И.С. Шевцов. – Ярославль: Вече, 2019. – 342 с.
9. Харламова, Т.М. Психология детско-родительских отношений [Текст] / Т.М. Харламова. – Кировск: Звезда, 2010. – 290 с.
10. Целых, С.Н. Психологический рисунок-текст «Моя семья». Диагностика и интерпретация [Текст] / С.Н. Целых // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2017/03/24/psihologicheskiy-risunok-test-moya-semya-diagnostika (Дата обращения: 19.03.2021)
11. Яковлева, А.С. Семейные отношения как объект исследования / А.С. Яковлева // Мир семьи. – 2020. – № 8. – С. 21–30.