Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что количество детей-инвалидов увеличивается с каждым годом. Согласно данным Федерального реестра инвалидов Российской Федерации на 1 мая 2020 г., инвалидов-девочек - 298317 человек, инвалидов-мальчиков - 399622 человека. Годом ранее их количество, соответственно, было таким: 289195 и 385097. Неутешительная статистика за предшествующие пять лет указывает на неуклонно стабильный рост количества представителей этой категории населения. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1 Понятие и значение социальной адаптации детей младшего школьного возраста
Задачами данного раздела являются: определение понятия и смысла социальной адаптации детей младшего школьного возраста.
Понятие "социальная адаптация" трактуется учеными неоднозначно. Первоначально понятие "адаптация", по мнению И. С. Зайцева, использовалось биологической наукой и понималось как фундаментальное свойство организма, отражающее уровень его организации и изменчивости как биологической системы. Но в будущем понятие "адаптация" находит свое применение в более широких областях: в психологии, педагогике, социологии и других гуманитарных науках. В этих науках это понятие включает в себя взаимодействие индивида с окружающей средой (социальной средой, непосредственной и удаленной). Если адаптация рассматривается в биологической парадигме как "функциональная и морфологическая перестройка живого организма с целью сохранения его целостности в процессе адаптации к живой природе", то социальный аспект определяет адаптацию как "социально обусловленный уровень рефлексии, связанный с сознанием человека и направленный на адаптацию индивида к условиям существования коллектива и общества" [5, с. 128].
Мардахаев Л. В. определяет социальную адаптацию как активную адаптацию человека к условиям социальной среды, благодаря которой создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Социальная адаптация, по мнению И. С. Зайцева, в коллективе предполагает включение индивида в сложную систему социальной деятельности и социальных отношений, что требует от него определенной ориентации, перестройки своего поведения и структуры деятельности. Но это включение должно быть каким-то образом целенаправленным и относительно контролируемым. Роль такого контроля выполняет учебно-воспитательный процесс в семье, дошкольных учреждениях, школе, вузе, на работе. Важнейшим условием в данном случае является полное совпадение требований, предъявляемых в вышеперечисленных институтах социализации, с требованиями в реальной жизни. Это педагогический аспект. Что касается психологической, то под социальной адаптацией здесь понимается развитие образа жизни индивида при его становлении в новой среде, в новом виде деятельности. Процесс адаптации заключается в усвоении или отказе от норм, ценностей, традиций окружающей среды, предъявлении серьезных требований к культуре личности, формировании ее мировоззрения, жизненной позиции. Благоприятная социальная адаптация в группе сверстников повышает чувство удовлетворенности в других сферах жизни [19, с. 98].
В этом аспекте социальная адаптация рассматривается как вхождение человека в систему внутригрупповых отношений и адаптация к этим отношениям, развитие моделей мышления и поведения, отражающих систему ценностей и норм данного коллектива.
Адаптация как процесс-это естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизни или в определенных условиях. Это позволяет человеку обеспечить свою самореализацию. Такими условиями могут быть семья, детский сад, школа.
Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и эффективность деятельности человека в окружающей среде, как отражение его адаптации к ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптации к определенным условиям окружающей среды в данный период времени.
Адаптация в результате свидетельствует о том, в какой степени ребенок адаптирован к среде жизни, данным условиям и в какой степени его поведение, установки и результаты деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в обществе, в котором он живет.
Индивидуальное своеобразие человека-это личностное качество, которое присуще ему и позволяет ему адаптироваться к конкретной ситуации. С возрастом человек меняется, его качества улучшаются или теряют какие-либо возможности, что влияет на его адаптивность. Также на уникальность человека влияет жизнедеятельность, приобретенный опыт адаптации к различным условиям ситуации.
1.2 Категории детей с ограниченными возможностями здоровья
В федеральном государственном образовательном стандарте для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья дети с ОВЗ определяются как лица с ограниченными возможностями физического и (или) психологического развития, подтвержденными психолого-медико - педагогической комиссией и препятствующими обучению без создания специальных условий.
В трактовке В. А. Лапшина и Б. П. Пузанова "Дети с ОВЗ - это дети, имеющие различные психические или физические отклонения, которые вызывают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь".
Малофеев Н.Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Считают, что "дети с ОВЗ -это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания"
В трактовке Куличенко Т. Е. "дети с ОВЗ -это дети, имеющие различные психические или физические отклонения, которые вызывают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь"
Изучив различные подходы к определению данного понятия, можно сделать вывод, что дети с ОВЗ имеют отклонения в психическом и (или) физическом здоровье, имеющие потребность в квалифицированной помощи для освоения образовательных программ, а также социализации и адаптации ребенка в окружающей среде.
Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) образовании и воспитании.
Нарушение способности выполнять определенную деятельность может быть с рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным.
Особенностью современной патологии детского возраста является увеличение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, а также увеличение хронической патологии внутренних органов.
В соответствии с классификацией, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:
1. Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие).
2. Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие).
3. Дети с нарушениями речи.
4. Дети с умственными недостатками (умственно отсталые дети).
5. Дети с умственной отсталостью.
6. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
7. Дети с нарушениями эмоционально - волевой сферы.
8. Дети с множественными расстройствами (сочетание 2 или 3 расстройств).
Рассмотрим некоторые психологические особенности развития детей с ограниченными возможностями.
Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие)
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети с стойким двусторонним нарушением слуха, у которых речевое общение с другими людьми посредством устной речи затруднено (потеря слуха) или невозможно (глухота).
Потеря слуха-это стойкая потеря слуха, которая вызывает трудности в восприятии речи. Потеря слуха может выражаться в различной степени-от небольшого нарушения восприятия шепчущей речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с потерей слуха называют слабослышащими детьми.
Глухота-это самая тяжелая степень потери слуха, при которой внятное восприятие речи становится невозможным. Глухие дети-это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.
1.3 Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
В процессе воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать специальную предметно-пространственную среду для его развития, социализации и обучения. На основании Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" каждый имеет право на образование.
А также на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Глава 3.2.2 "В целях получения качественного образования без дискриминации для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих языков, методов, способов общения и условий, максимально способствующих получению дошкольного образования"., а также социальное развитие этих детей, в том числе через организацию инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями."
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для детей с ограниченными возможностями здоровья важно создать предметно - пространственную среду, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно, получать помощь высокого уровня в своем развитии. Для этого важно выбрать и создать различные методы, с помощью которых ребенок будет получать квалифицированную помощь в дошкольном образовательном учреждении.
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования.
Ее цель - приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обесечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей.
Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзогдами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.
Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях. Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2.1 Анализ детяельности общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ№154 по социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья
Образовательный процесс МБОУ «СОШ № 154» соответствует установленным федеральным государственным стандартам, гарантирующими необходимое для общества качество образования.
Это достигается постоянным совершенствованием учебно-материальной базы, использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы.
Библиотечный фонд школы постоянно пополняется (литература по культуре разных народов), бесплатное пользование библиотекой для учащихся, обеспечивается равный доступ к необходимым источникам информации.
Обучение и воспитание обучающихся в образовательной организации осуществляется на основе Программы развития, основных образовательных программ, полностью соответствующих типу (общему образованию) образовательного учреждения, его Уставу и действующей лицензии.
Образовательное учреждение МБОУ "СОШ № 154": [45]
реализует основные общеобразовательные программы, предусматривающие совместное обучение лиц с особыми образовательными потребностями и тех, у кого их нет;
организует мероприятия по созданию благоприятного психологического климата для лиц с особыми образовательными потребностями в образовательной организации;
обеспечивает равный доступ к образованию для лиц с особыми образовательными потребностями:
- учебные классы оснащены компьютерной техникой с выходом в Интернет»,
- учащиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатными учебниками, учебной литературой по общеобразовательной программе;
2 учителя начальных классов прошли курсы повышения квалификации по теме "Основы инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья", в том числе 1 учитель по теме "Дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья»;
информацию о предоставлении общеобразовательным учреждением муниципальных услуг можно получить на первом этаже школьного вестибюля на специальном информационном стенде, на сайте образовательного учреждения;
для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрен беспрепятственный доступ в учебные помещения, столовую, туалет и другие помещения учебного заведения. Также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандуса, поручней на лестничных клетках);
в целях получения качественного образования без дискриминации для лиц с ограниченными возможностями педагоги-психологи, педагоги-логопеды, а также социальные педагоги проводят раннюю диагностику нарушений развития и социальной адаптации, оказывают раннюю коррекционную помощь на основе специальных педагогических подходов.
Если проанализировать деятельность МБОУ "СОШ № 154", то можно сделать вывод, что основной упор делается на устранение барьеров в обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Однако, как мы отмечали ранее, в рамках инклюзивного образования акцент должен быть сделан на создании условий для успешной социализации получения качественного образования не только для детей с ограниченными возможностями, но и для тех категорий детей, которые в нем нуждаются: дети-мигранты, талантливые дети и т.д.
Это приводит к организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в МБОУ "СОШ № 154".
В МБОУ СОШ № 154 создана служба поддержки детей с особыми образовательными потребностями.
Специалисты школьного психолого - педагогического совета, педагоги-психологи, педагоги-логопеды, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, педагог-библиотекарь, педагоги, классные руководители обеспечивают создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основных образовательных программ, коррекции недостатков в физическом и (или)психическом развитии учащихся, их социальной адаптации.
Программа коррекционной работы МБОУ СОШ № 154 направлена на:
преодоление трудностей учащихся в учебной деятельности;
овладение навыками адаптации обучающихся к обществу;
психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с проблемами в обучении;
развитие творческого потенциала обучающихся;
развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.2 Программа деятельности социального служащего с детьми с ограниченными возможностями в МБОУ СОШ №154
Цель программы: создание условий способствующих социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.
Задачи:
1. Повышать уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
1. Развить у обучающихся способность к профессиональной адаптации, умения, навыки необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми.
2. Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни.
3. Формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения.
Как показала практика, только при комплексном подходе можно решить поставленные задачи.
Программа социальной адаптации обучающихся предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении мероприятий. В процессе планирования, подготовки и проведения различных коллективных творческих мероприятий обучающиеся совершенствуют свои способности к анализу и сравнению; развивают самоконтроль, умение преодолевать трудности; развивают эстетические вкусы и навыки межличностного общения.
Таким образом, при реализации принципа преемственности образования и воспитания открываются большие коррекционные возможности, способствующие социальной адаптации обучающихся.
Работа с родителями-важная деятельность социального педагога.
Проводятся индивидуальные беседы с родителями, они знакомят их с особенностями развития и воспитания детей с ОВЗ, с особенностями вторичных отклонений, которые могут возникнуть у ребенка в неблагоприятных условиях.
Они объясняют, что задача семьи-подготовить их к работе, обеспечить базовыми социальными и бытовыми знаниями и нормами поведения.
Они помогают укрепить уверенность родителей в том, что их будущее зависит от их правильного отношения к ребенку.
Однако, как показывает опыт, участие семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни обычно невелико, что негативно сказывается на социальной адаптации детей с ограниченными возможностями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выполнении курсовой работы были решены все поставленные задачи.
Раскрыто понятие социальной адаптации и особенности ее нарушения у детей с ОВЗ. Адаптация трактуется и как процесс, так и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни. При изучении адаптации авторы выделяют две ее формы: активную, когда субъект стремится воздействовать на среду в целях ее изменения, и пассивную, когда субъект не стремится к такому воздействию и изменению. Школьная адаптация - один из видов социальной адаптации, который выражается в определенном уровне овладения навыками и умениями, в формировании некоторых необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения ребенка к процессу обучения.
Рассмотрены категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
Изучив разные подходы к определению ОВЗ, можно сделать вывод, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют отклонения в психическом и(или) физическом состоянии здоровья, имеющие потребность в квалифицированной помощи для освоения образовательных программ, а также социализации и адаптации ребенка в окружающей среде.
Детей с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авцын, А. П. Адаптация и экология человека. / А. П. Авцын. – Москва : Сфера, 2016. – 278с.
2. Айзенк, Г. Исследования человеческой психики / Г. Айзенк, пер. А. Озерова. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2011. - 480 с.
3. Андреева, К. А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 715-718.
4. Баряева, Л. Б. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием / Л. Б. Баряева, А. П. Зарин // Инновации в Российском образовании: Дошкольное образование. – Москва : Изд. МГУП, 1999. -С.46-50.
5. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого ребенка / И. М. Бгажнокова. – Москва : Просвещение, 2012. - 324 с.
6. Безруких, М. М. Ступеньки к школе / М. М. Безруких. – Москва : Просвещение, 2000. - 220с.
7. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. – Москва : Владос, 2011. – 456с.
8. Бетанова, С. С. Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости / С. С. Бетанова // Социальная работа и социальная педагогика. – 2012. - №3. Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». URL: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1020 (дата обращения: 02.03.2021)
9. Виноградова, А. Д. Особенности личности умственно отсталого ребенка и школьника / А. Д. Виноградова // Коррекционная работа во вспомогательной школе. Сб. науч. тр.: - Санкт-Петербург : СПбГУ, 2012. - С.7 – 39.
10. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для обучающихся пед. ин-тов по спец. 2111 "Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. – Москва : Просвещение, 1985. - 144 с.
11. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 2010. – 432с.
12. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С.Выготский. – Москва : Просвещение, 2005. – 450с.
13. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – Москва : Смысл, 2004. – 512 с.
14. Вятютнев, М. Н. Традиции и новации в современной методике преподавания / М. Н. Вятютнев // Научные традиции и новые направления в преподавании. – Москва : Просвещение, 2006. – С.78-90.
15. Гаурилюс, А. И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся начальных классов вспомогательной школы // Дефектология. − 1995. − № 2. − С. 27–31.
16. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – Москва : АСТ, Харвест, 2010. – 1094 с.
17. Диагностика отклонений в умственном развитии учащихся: пособие для учителя / Н.М.Стадненко, Т.Д.Ильяшенко, А.Г.Обуховская, Т.В.Жук; под ред. Н.М Стадненко. – Киев : Освита, 1991. – 388с.
18. Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие для школьных психологов. / Под ред. С.А. Беличева, И.А. Коробейникова. – Москва : Редакционно-издательский центр Социальное здоровье России, 2001. - 127с.
19. Дмитриева, Е. Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза / Е. Е. Дмитриева: Монография. - Н. Новгород : НГПУ, 2004. - 258 с.
20. Дмитриева. Е. Е. Коммуникативное развитие умственно отсталых дошкольников и младших школьников / Е. Е. Дмитриева, Ю. П. Давыдова. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – Выпуск №6. – С. 89 – 96.
21. Дмитриева, Е. Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития. Автореферат дисс. д-ра психол. наук. - Нижний Новгород, 2005. – 41 c.
22. Дубина, Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников. – Москва : Книголюб, 2006. – 324 с.
23. Кисенова, Р. Х. К проблеме исследования факторов адаптации личности / Р. Х. Кисенова // Актуальные проблемы психологии личности: материалы межрегион. заочной научно-практ. конф. – Новосибирск : НГПУ, 2009. – С. 75 – 88.
24. Коломинский, Я. Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. – Москва : Просвещение, 1988. - 190 с.
25. Коробейников, И. А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. Автореферат дисс.канд.психол.наук. – Москва, 1990. – 45с.
26. Левина, И. Л. Школьная адаптация и ее нарушения. – Новокузнецк, 2007. - 190с.
27. Леутин, В. П. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная ассиметрия мозга. / В. П. Леутин, Е. Н. Николаева. – Новосибирск : Наука: Сиб. отделение, 2008. – 218с.
28. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина, под ред. А. Г. Рузской. – Москва : Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
29. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – Москва : Педагогика, 1986. – 121с.
30. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). URL: http://10mkb.ru/ (дата обращения: 02.04.2019)
31. Милославова, И. А. Адаптация как социально-психологическое явление / И. А. Милославова // Социальная психология и философия / Под ред. Б.Ф. Парыгина. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. - С. 111-120.
32. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и обучающихся дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой. - Москва : Школа-Пресс, 2014. 340с.
33. Постовалова, Г. И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека. / Г. И. Постовалова. // Психологические и социально-психологические особенности адаптации обучающихся. – Москва : МГУ, 2007. - С.18-19.
34. Проняева, С. В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук / С. В. Проняева. – Екатеринбург, 2009. – 45 с.
35. Психология лиц с умственной отсталостью: Учебно-методическое пособие / Составитель Е. А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.
36. Реан, А. А. К проблеме социальной адаптации личности / А. А. Реан. // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 1997. - Сер. 6. Вып. 3 (№ 20). – С. 87 – 95.
37. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я.Рубинштейн. – Москва : Просвещение, 2011. - 390с.
38. Серегина, Т. П. Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога / Т. П. Серегина. URL: http://festival.1september.ru (дата обращения: 21.03.2019)
39. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О.Смирнова, В.М.Холмогорова. – Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
40. Соколова, Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. - Москва : Просвещение, 2011. – 321 с.
41. Сухотина, Н. К. Умственная отсталость // Психиатрия. Справочник практического врача. / под ред. А.Г. Гофмана. – Москва : МГУ, 2006. – 324с.
42. Шмакова, О. П. Школьная адаптация детей и подростков с интеллектуальными расстройствами. Автореферат дисс.канд.психол. наук. – Москва, 2004. – 47с.
43. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин, под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченк. – Москва : Просвещение 1989. – 543с.
44. Юсупова, Г. Х. Направления логопедической работы с детьми с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома-интерната / Формирование профессиональной компетентности в условиях непрерывного образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию Башк. ин-та развития образования, 27 нояб. 2008 г. – Уфа : Изд-во БИРО, 2009. – С. 90 – 94.
45. Устав государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 154 - школа154.екатеринбург.рф