Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Тема данного исследования на сегодняшний день является достаточно актуальной. Это можно объяснить тем, что из-за повышения уровня спортивных достижений, а также из-за конкуренции, которая присутствует в настоящее время на международной арене, актуальным становится постоянное совершенствование подготовки спортсменов. Для этого необходимо разрабатывать новые методики обучения спортсменов, искать новые формы обучения, которые будут являться эффективными.
В настоящее время наблюдается повышение требований в отношении научно-методических аспектов различных сторон подготовительной деятельности футболистов, следовательно, необходимо изучать целесообразные способы и формы обучения юных спортсменов.
На профессиональные достижения в футболе оказывает влияние достаточно широкий спектр требований, которые предъявляются к футболистов в процессе соревнований. Поэтому, очень важно, хорошо подготовить юных футболистов к дальнейшей профессиональной карьере.
Система подготовка, как морфофункционального состояния, так и физической подготовленности футболистов может быть усовершенствована как за счёт увеличения объема и интенсивности нагрузки, так и за счёт оптимизации самой методики, в частности, за счёт поиска какого-то нового способа тренировки. При этом актуальным будет широкое использование методик для обучения юных футболистов ведению мяча.
Все вышеизложенное позволило приступить к мониторингу исследования основ обучения элементам игры в футбол детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс.
Предмет исследования: обучение элементам игры в футбол детей младшего школьного возраста.
Цель – раскрыть особенности обучения элементам игры в футбол детей младшего школьного возраста.
В соответствии с темой и целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть особенности анатомо-физиологического развития детей младшего школьного возраста.
2.Проанализировать методику обучения элементам игры в футбол детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
– методы теоретического уровня:
-анализ научно-методической литературы по различным аспектам подготовленности футболистов;
Структура. Работа содержит ведение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста
1.1.Возрастные особенности анатомо-физиологического развития детей младшего школьного возраста
Знание возрастных особенностей развития ребенка облегчает построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению физкультурных занятий (составлению программ, подбору и дозировке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.). Помогает следить за физическим и психическим развитием детей.
Рассматриваемый возрастной период – это временной отрезок характеризующийся целым рядом особенностей, среди которых особо следует выделить:
- психологический кризис детей 7 лет.
- сенситивные периоды развития ловкости, быстроты, гибкости.
-очередной этап физиологического роста. Некоторые ученые утверждают, что в этом возрасте уже имеются различия между мальчиками и девочками, по которым необходим дифференцированный подход в определении параметров физической нагрузки на занятиях различными видами спорта .
Д.Б. Эльконин выделил 7 этапов развития детей. Одним из них он определил младший школьный возраст: от 6–7 до 10–11 лет. Период детства он делит на дошкольный возраст, который открывается с этапа кризиса 3 лет, и младший школьный возраст – с кризисом 7-ми лет. Именно поэтому можно называть рассматриваемый в работе возраст младшим школьным звеном.
Психологом отмечается и тот факт, что созревание детей младшего школьного возраста сильно будет отличаться от развития подростков и тем более старшеклассников. И здесь важно брать во внимание именно анатомо-физиологические и психологические особенности детей 7-10 лет.
Согласно ряду показателей разницы между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте не наблюдается. Важно отметить, что происходит на анатомическом уровне: в рассматриваемом нами возрасте продолжает формироваться структура тканей и рост таковых. Что касается темпа роста в длину, то он, если сравнивать с предыдущими периодами, замедляется, однако вес тела возрастает .
Благодаря увеличению окружности грудной клетки в этом возрасте и изменению её формы (становится конической) жизненная емкость легких (ЖЕЛ) становится больше .
У младших школьников дыхание относительно учащенное и поверхностное, а значит и меньше производительность. Единица объема вентилируемого воздуха организмом усваивает меньше кислорода (примерно два процента), чем дети старшего школьного возраста или взрослые (примерно четыре процента) .
Вследствие этой особенности может возникнуть гипоксемия, такое понижение содержания кислорода в крови вызвано затруднением дыхания у детей при мышечной активности. Именно поэтому обучение детей физическим упражнениям нужно строить, строго согласовывая дыхание и движения тела.
У школьников младшего школьного возраста кровяное давление ниже, чем у взрослых, просвет артерий шире, и сердце гораздо лучше справляется с работой.
Особенность выбранного возраста, которую так же необходимо учитывать – это легкая возбудимость сердца, в его работе часто можно наблюдать аритмию, так как внешний мир оказывает сильное влияние. Учитывая особенности сердечно-сосудистой системы выбранного возраста, тренировки строятся систематически, что приводит к совершенствованию системы кровообращения, а также поможет расширить функциональные возможности детей младшего школьного возраста.
От взрослого возраста младшее школьное звено отличают большие энергетические затраты во время тренировок и соревнований. Вместе с тем высок уровень основного обмена, который связан с ростом организма. При этом необходимо учитывать такой обмен веществ: недостаток отдыха и чрезмерно тяжелая работа могут ухудшить его, а также вызвать замедление роста и развития. Оптимальные нагрузки же помогут положительному развитию. Систематические занятия физупражнениями создают более успешное и полноценное протекание «пластических» процессов, что обеспечивает лучшее физическое развитие детей .
Важно следить за осанкой, так как согласно возрасту мышцы спины слабые, они не могут долго поддерживать тело в правильном положении, особенно это касается статических поз, где мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник. Кости скелета податливы по отношению к внешним воздействиям, именно поэтому осанка является весьма неустойчивой, может легко возникнуть асимметричное положение тела, искривление позвоночника .
Отсюда может возникнуть требование симметричного развития силы мышц туловища и конечностей на занятиях, что поможет создать «мышечный корсет» и предотвратить болезненное боковое искривление позвоночника.
Также этот этап физического развития предполагает формирование основных типов «замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга», именно они являются основой индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей. К 10 годам происходит почти полное завершение морфологического развития ВНС, оканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток.
Особенности морфофункциональных показатель формирования организма детей младшего школьного возраста, особенности уровня физической подготовки в существенной степени будут отражать состояния здоровья и напрямую будут связаны с физической работоспособностью. Анализ состояния параметров главных физиологических систем, антропометрические данные, результаты реакции физиологических систем организма в ответ на различные по интенсивности физические нагрузки у детей дают возможность представить взаимную связь между показателями морфофункционального развития детей младшего школьного возраста здоровьем ребенка .
Типичные средства воспитания двигательных способностей у детей 7-9 лет по Новикову А. Д.: общеразвивающие упражнения с предметами, лазание по скамейке, по гимнастической стенке, прыжковые упражнения, метания, бег по наклонной плоскости и др .
Основной задачей учителя по физической культуре будет обеспеченность комплексного развития детей, с использованием различных современных педагогических технологий. В связи с этим, содержания занятий с детьми младшего школьного возраста должны быть сформированы так, чтобы объем и интенсивность физических нагрузок отвечали бы их психофизиологическим особенностям .
Значения использования комплексов физических упражнений разной направленности очень большое, в связи с этим учитель физической культуры при планировании учебных программ
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аркадьев Б.А. Тактика футбольной игры /Б.А.Аркадьев – М.: Физкультура и спорт, 1962.-168с.
2. Архипова Л.А. «Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учебное пособие» //Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013, с.114
3. Беленко В. А., Саскевич А. П., Масловский Е. А. Физическая и техническая подготовка юных футболистов на основе корреляционного анализа // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2015. №4. С.77-82.
4. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов / В.В. Варюшин. – М.: Физическая культура, 2012. – С. 43.
5. Васьков Ю. А. Уроки футболу в школе / Ю. А. Васьков, І. М. Пашков. - Х. : Торсінг, 2003. - 186 с.
6. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик. – М.: Терра– Спорт, Олимпия Пресс, 2012. – С. 41.
7. Голомазов, С.В. Футбол. Аналитические закономерности взятия ворот. Научно-методическое издание. Выпуск 14 / С.В. Голомазов.– М.: РГАФК, 2011. – 31 с.;
8. Дробинская, А.О. Анатомия и возрастная физиология / А.О. Дробинская. – М. : Юрайт, 2012. – 527 с.
9. Егоров, Б.Б. Модернизация содержания и технологий преподавания учебного предмета «Физическая культура» в организациях начального и дошкольного образования в Российской Федерации» // М.: Академия, 2013.- 249 с.
10. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. «Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений» // М.: Академия, 2013.-353 с.
11. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. – М. : Просвещение, 2017. – 287 с.
12. Искусство подготовки высококлассных футболистов / Науч.-метод. Пособие под ред. проф. Н.М. Люкшинова. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Советский спорт, ТВТДивизион, 2011. – С. 131.
13. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни / Ю.П. Кобяков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2012. – 253 с.
14. Люкшинов, Н.М. Искусство подготовки высококлассных футболи-тов / Н.М. Люкшинов, А.С. Солодков, В.В. Белоусов и др. – М.: Советский спорт, 2012. – 416 с.
15. Макеева В.С., Князев М. М. Реализация двигательного потенциала в технической подготовке юных футболистов // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2016. №3. С.134-139.
16. Максименко А.М. «Теория и методика физической культуры» // М.: Физическая культура, 2015.- 544с.
17. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты /Л.П. Матвеев .-М.: Советский спорт,2010.-389 с.
18. Никитушкин В.Г. «Современная подготовка юных спортсменов (методическое пособие) » // М., 2015, 42с.
19. Новиков, А.Д. Средства и методы физического воспитания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.teoriya.ru/ru/node/2047. Дата доступа: 14.04.2021.
20. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27.03.2013 г. № 147.
21. Психология подростка / Ж.К. Дандарова и др. ; под ред. А.А. Реана. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2014. – 480 с.
22. Савченков, Ю.И. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учеб. пособие для студентов пед. Вузов.-/ М.: ВЛАДОС, 2013.- 145с.
23. Тычинин, Н.В. Элективные курсы по физической культуре и спорту. Учебное пособие /Н.В. Тычинин.- Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2017.-158 с.
24. Физическая культура : учебник для студентов вузов, обучающихся по дисциплине "Физическая культура" / [М. Я. Виленский [и др.] ; под ред. М. Я. Виленского. - 2-е изд., стер. - Москва : КноРус, 2013. - 424 с.
25. Холодов, Ж.К., Кузнецов, B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ.высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. И доп». // Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.-М.: Издательский центр «Академия», 2014.-480 с.
26. Чупахина, И.Ю. Давай откроем душу!.. (Особенности развития детей подросткового возраста) / И.Ю. Чупахина. – Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2014. – 362 с.
27. Шамардин, A.M. Функциональная подготовка футболистов: Учебное пособие / А.М. Шамардин, И.М. Солопов, А.М. Исмаилов. – Волгоград: ВГАФК. – 2010. – 152 с.
28. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Уч. пособие /Под ред. Б.Д. Эльконина.-М.: Академия,2007.-194 с.
29. Югова, Е.А. Возрастная физиология и психофизиология / Е.А. Югова, Т. Ф. Турова. – М. : Академия, 2011. – 334 с.