Фрагмент для ознакомления
2
Следующий способ работы с учебником - составление схем, которые являются наиболее кратким и наглядным изложением текстовой информации совместно с учителем – также весьма важная форма работы [18].
Работа над схемами складывается из нескольких этапов.
1. Первоначально учитель готовит схемы по изучаемому вопросу, объясняет ученикам коррекционной школы, что они отражают, и показывает, как читать схемы и составлять рассказ.
2. Ученики коррекционной школы учатся объяснять материал по готовой схеме.
3. Ученикам коррекционной школы предлагают схемы, заполненные только частично, как образец. Основную часть они должны заполнить самостоятельно, используя текст или рисунки учебника.
4. Ученикам с умственной отсталостью поручается самостоятельное составление схем. К этому этапу можно переходить тогда, когда все предыдущие этапы уже освоены.
В старших классах следует объяснять, каким образом, используя эти приемы, можно готовиться к зачетам и экзаменам, усваивать большой объем информации.
Наиболее простые примеры схем имеются почти в каждом учебнике, есть они и в рабочих тетрадях на печатной основе. Также можно пользоваться схемами из сборников (в таблицах и схемах) или составлять их самостоятельно.
Строить работу со схемами на уроке можно, используя различные приемы [13]:
составление схем под руководством учителя;
заполнение немых схем учениками коррекционной школы самостоятельно;
объяснение учителя по готовой схеме;
озвучивание готовых схем учениками коррекционной школы;
заполнение и озвучивание схем учениками коррекционной школы.
Если использовать такой вид работы регулярно, то ученики с умственной отсталостью лучше усваивают материал, повышается интерес к предмету и качество знаний. У учеников коррекционной школы появляется возможность получить положительную оценку и сохранить уверенность в себе [13].
К осознанному пониманию материала ведет и использование опорных конспектов, основанных на структурно-логических схемах, основные положения или понятия которых зашифрованы определенными сигналами или условными знаками. Работа с опорными конспектами имеет много специфических особенностей и представляет собой целую систему, которая была разработана. Важно то, что если использовать всю систему нет возможности, то даже применение ее отдельных элементов позволяет при творческом подходе получать хорошие результаты [9].
Более трудным является составление конспектов (цитатного, свободного, тематического). Кроме краткости, здесь требуются логичность, четкость и умение формулировать свои мысли. Для формирования навыка составления конспекта также необходима памятка, как общеобразовательных школ, так и для коррекционных школ.
Конспект – краткое изложение материала. Для этого необходимо:
1. составить план прочитанного текста;
2. разъяснить и дополнить каждый пункт цитатами (выдержками из текста) или мыслями, сформулированными самостоятельно;
3. сопоставь разные точки зрения, сделать вывод.
Если ученики коррекционной школы вида испытывают затруднения в самостоятельном составлении планов и конспектов, то первоначально такую работу можно проводить в классе коллективно, разбирая каждый этап.
Тексты школьных учебников удобны относительной краткостью, что позволяет отрабатывать навык, который в дальнейшем поможет при работе с большими объемами дополнительной литературы [10].
Сравнение и анализ – иной уровень работы с учебником. Обучение соответствующим приемам ведется практически параллельно с описанными выше приемами, т. к. они также требуют умения находить главное, кратко записывать и четко формулировать мысли. Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его делать [11].
Как сравнить объекты. Сравнить – это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия. Для этого необходимо:
1. Определить объекты сравнения;
2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться;
3. Найти общие черты;
4. Найти черты отличия;
5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.
В любом сравнении заложены элементы анализа, т. е. выделения отдельных частей и признаков, и синтеза – обобщения и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст, рисунки и схемы учебника (не исключая и лабораторных работ) и оформлять его результаты в виде таблиц и схем.
Большую помощь в работе с учебником в коррекционной школе оказывают и рисунки. Их можно использовать для выполнения заданий по анализу и сравнению. Такие задания целесообразно предварять небольшими инструкциями.
Иллюстрации позволяет учащимся коррекционной школы понять те аспекты материала, находящиеся за гранью наглядности. Рисунок позволяет научиться учащимся логическому умозаключению, раскрытию основных элементов рисунка и их связи, нахождение причины того или иного явления, изображенного на рисунке.
Приемы работы с иллюстративным материалом учебной книги заключаются в следующем [9]:
- его анализ по вопросам учителя;
- сравнение двух рисунков в целях установления сходства (различия) изучаемых предметов или явлений;
- нахождение в тексте деловой статьи учебника описания природного объекта (явления), изображенного на только что рассмотренном рисунке;
- самостоятельное описание рисунка школьником;
- рассказ учащегося с опорой на рисунок (иллюстрацию) о том, какие действия и в какой последовательности ему предстоит выполнить;
- oбъяснение учеником содержания рисунка «почему так изображено».
Анализ научной и методической литературы позволяет сказать, что существует достаточно большое число приемов работы с учебником на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе. Все они доступны способностям учащимся, однако их использование необходимо начинать от простого к сложному. Применение всех описанных выше приемов работы с учебником позволит полностью реализовать обучение естествознанию в коррекционной школе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Верзилин, Н. М. Общая методика преподавания биологии / Н. М. Верзилин. – М. – 1983;
2. Воронкова, В. В. Природоведение (5 класс) / В. В. Воронкова, Л. В. Кмытюк // Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида: Сб.1. - М.: ВЛАДОС, 2004. – С.44-48;
3. Воспитание и обучение во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа – Пресс, 1994. – С.79-97, 115-117;
4. Горина, Е. Н. Методические основы коррекционного обучения детей с нарушениями развития: учебное пособие / Е. Н. Горина, Н. В. Павлова, Ю. В. Селиванова и др. – Саратов: Изд-во Саратовского гос. унив. им. Н. Г. Чернышевского. – 2012. – 80 с.;
5. Дьякова, А. С. Опыт организации сельскохозяйственного труда в условиях сельской коррекционной школы / А. С. Дьякова // Дефектология. – 1999. - №2;
6. Кабелка, И. В. Проблемный подход в обучении естествознанию учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида / И. В. Кабелка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 8. - С. 8-14;
7. Королева, Н. В. Биология: Растения. Грибы. Бактерии: 7 кл.: Учебник для спец. (корекционных) образовательных учреждений 8 вида / Н. В. Королева, Е. В. Макаревич. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 208 с.;
8. Кручинина, С. С. Методика преподавания естествознания во вспомогательной школе / С. С. Кручинина, И. В. Кабелка. - Мн.: БГПУ, 2002. - 102 с.;
9. Кручинина, С. С. Преодоление трудностей при формировании понятий на уроках естествознания во вспомогательной школе / С. С. Кручинина // Дэфекталогия.1998. - №1;
10. Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В. Т. Кудрявцев // Педагогика и психология. - 1991. - № 4.- С. 35-40;
11. Липа, В. А. Картографическая наглядность в коррекционном обучении учащихся вспомогательной школы / В. А. Липа // Дефектология. – 1997. - №2;
12. Качаткина, Р. О. Коррекционная работа на уроках естествознания / Р. О. Качаткина. – М.: Владос, 2013.- 78 с.;
13. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др. / Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.;
14. Петросова, Р. А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р. А. Петросова. – М. – 2000;
15. Титова, М. Ф. Изучение природы в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-2 вида: Пособие для учителей / М. Ф. Титов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 248 с.;
16. Хоритонова, Л. А. Проблемные ситуации на уроках природоведения / Л. А. Хоритонова // Начальная школа. - 1998. - № 1. – С. 57-60;
17. Худенко, Е. Д. Наглядно-практические методы обучения естествознанию во вспомогательной школе / Е. Д. Худенко // Дефектология. – 1993. - №1;
18. Худенко, Е. Д. Естествознание во вспомогательной школе / Е. Д. Худенко // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. М., 1987;
19. Ягодовский, К. П. Методика естествознания для вспомогательной школы / К. П. Ягодовский, Л. А. Исаенко. - М., 1946.