Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные предприятия развлекательной и социально-культурной сферы за последние десятилетия начали работу в активной конкурентной среде и вынуждены постоянно бороться за своих клиентов, формируя и выделяя новые конкурентные преимущества, расширяя ассортимент услуг, тем самым, становясь все более ценными и востребованными для целевой аудитории. Одним из ключевых направления повышения конкурентоспособности является внедрение и применение инновационных культурно-досуговых методик, которые в большой степени соответствуют современным тенденциям и интересны клиентам. Это позволяет организациям данной сфере демонстрировать свою проактивность и динамичность развития, заинтересованность в клиентах и позиционирование стремления всегда быть им полезными и нужными, и, соответственно, стать для своих клиентов партнерами и друзьями.
Цифровизация активно внедряется в культурное пространство, меняя не только формат приобщения к культурным ценностям, но и позволяя приобрести совершенно новый опыт взаимодействия с культурным контентом. В связи с этим представляется важным и актуальным изучить основные аспекты и тенденции развития цифровизации в социально-культурной сфере с учетом снижения влияния кризиса на примере высшей школы медиа, коммуникаций и сервиса ТОГУ.
Цель данной работы: анализ снижения влияния кризиса на процесс социально-культурной деятельности посредством цифровизации (на примере высшей школы медиа, коммуникаций и сервиса ТОГУ).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие, виды и сущность цифровизации;
- определить особенности цифровизации в социально - культурной сфере;
- представить характеристику высшей школы медиа, коммуникаций и сервиса ТОГУ (рассматриваем с точки зрения подготовки специалистов в рамках ВШ, обладающих компетенциями к проектированию мероприятий СКС);
- провести анализ сферы СКС в период кризиса, выявление, появления новых форматов, с учётом цифровизации, выявления мотивов, компетенций обучающихся (на предмет готовности к проектированию в СКС);
- обосновать необходимость внедрения цифровизации как способа снижения влияние кризиса;
- представить расчет социально - экономической значимости.
Предмет исследования - процесс социально-культурной деятельности посредством цифровизации.
Объект исследования – цифровизация в социально-культурной деятельности.
Методы исследования:
- методы анализа и синтеза,
- методы комплексного и сравнительного анализа,
- методы анализа нормативных источников, учебной и методической литературы, научных статей.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена тремя главами и шестью параграфами.
1 Теоретические основы цифровизации в социально-культурной деятельности
1.1 Понятие, виды, сущность цифровизации
В настоящее время существует проблема недостатка кадров в условиях перехода к цифровой экономике. Интенсивное развитие технологий, выражающееся в инновациях, которые преобразуют мир вокруг нас, является основным двигателем экономического роста и развития общества в целом. Еще в 1987 году лауреат Нобелевской премии по экономике Р. Солоу убедительно доказал, что научно-технический прогресс, реализуемый в инновациях, представляется основным источником современного экономического роста /11/.
Однако, для генерации инноваций необходимо, чтобы субъекты экономической деятельности были носителями цифровых компетенций, а в России в настоящее время преобладает третий и четвертый технологический уклады, что указывает на распространение компетенций, свойственных аналоговой экономике. Соответственно необходимо изменение образовательной среды в сторону расширения компетенций обучаемых в соответствии с требованиями развития общества и потенциалом рынка труда.
С новым технологическим укладом меняется содержательная деятельность, происходит детализация требований, предъявляемых к специалистам на рынке труда. Можно предложить основные направления работы, которые позволят минимизировать разрыв между полученными знаниями в вузах и требованиями технологий и бизнес-процессов в отраслях с целью подготовки кадров для цифровой экономики:
- интеграция образования, науки и бизнеса. Опыт зарубежных университетов доказал эффективность интеграции, которая может найти свое выражение в различных институциональных формах,
- внедрение рыночных элементов регулирования системы образования, то есть формирования конкурентной среды. Финансовые показатели международного рынка образования достигают 150 миллиардов долларов США, из которых приблизительно 90 миллиардов долларов США приходятся на высшую школу. Каждый технологический уклад определяет свои критерии подстройки системы образования к внешней среде с целью кадрового обеспечения стабильного экономического роста.
Таким образом, на основе эффективного взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями отраслей экономики и активного участия исполнительной власти возможна подготовка всесторонне развитого специалиста, отвечающего требованиям цифровой экономики. Для реализации такого подхода предлагается концептуальная модель взаимодействия участников триады (образования, государства и бизнеса) для подготовки квалифицированных кадров, основным достоинством которой является возможность применения экономико-математических методов численного расчета для мониторинга и анализа потребности отраслей цифровой экономики в высококвалифицированных кадрах и специалистах на перспективу /11/.
Сегодня образовательная среда представляет собой сложное информационно-коммуникационное пространство, окружающее обучаемого множеством различных технических и устройств и гаджетов, порталов, сообществ и групп, для предоставления, трансляции, обработки и хранения информации, содержащей образовательный контент, а также позволяющей осуществлять оценку освоения и понимания полученных знаний.
Современная образовательная среда характеризуется такими особенностями как:
- высокий уровень динамичности развития за счет резко растущих и изменяющихся потребностей в содержании и структуре знаний, а также способах их трансляции;
- высокая концентрация информационных сообщений и коммуникационном поле каждого субъекта образовательной среды;
- большое количество информационных поводов, как естественных, так и искусственных за счет открытия мирового общественного пространства и глобализации интернета и средств коммуникаций, которые позволяют человеку получать информацию о событии в любой точке мира в кратчайшие сроки;
- изменение международных и национальных образовательных стандартов;
- активное продвижение в информационной среде разных субъектов, в том числе имеющих отношение к образованию, за счет интенсивного применения маркетингового подхода;
- глобализация социальных сетей и их проникновение во все аспекты продвижение, в том числе образовательных организаций и программ.
- высокая концентрация субъектов, вовлеченных в образовательную среду /4/.
В целом образовательную среду можно представить следующим образом (рис.2.1):
Рисунок 2.1 – Образовательная среда и ее компоненты
Потребители образовательных услуг также активно изменяются, предъявляя совершенно иной уровень и объем требований к качеству образования и содержанию образовательных программ, а также методов обучения и передачи знаний.
На государственном уровне также меняется подход к развитию образовательной системы. Стремительно растет популярность профессионального образования благодаря программно-целевому подходу Минпросвещения РФ, который уже более двадцати лет лежит в основе управления развитием СПО.
В июле 2013 года коллегией Минобрнауки РФ была утверждена Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года. По итогам проделанной работы с начала года формируются новые направления развития СПО до 2030 года /1/.
В настоящее время по всей стране функционируют свыше 3,6 тыс. колледжей, в которых обучаются более 3 млн. человек. Созданы свыше 12 тыс. учебно-лабораторных зданий, в которых трудятся порядка 360 тыс. педагогов и мастеров производственного обучения. Это внушительные показатели, подтверждающие высокий престиж рабочих профессий. Ежегодно наблюдается положительная динамика количества поступающих в учреждения СПО. Минпросвещения РФ внимательно следит за трудоустройством выпускников. Несмотря на объективные сложности 2020 года, лишь около 1% испытывают проблемы с поиском работы, получая при этом соответствующую поддержку.
Система СПО призвана обеспечить экономику страны квалифицированными кадрами, решив главный вопрос: каких специалистов готовить, в каком объеме и к какому времени. В 85 субъектах России совместно с Агентством стратегических инициатив и Союзом «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» реализуется проект регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, цель которого – развитие инвестиционных проектов и внедрение оценки готовности выпускников СПО к выходу на рынок труда.
Кроме того, совместно с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства проведен пилотный эксперимент с участием 10 регионов РФ по синхронизации системы подготовки кадров в СПО и кадровых потребностей экономики субъектов страны, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса. В результате сформирован пилотный перечень перспективных приоритетных профессий и специальностей для МСП. Изменен подход к формированию контрольных цифр приема в части учета потребностей в подготовке кадров для предприятий1.
Для достижения поставленных целей в области формирования образовательной среды сформирована новая структура управления на федеральном уровне – Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения. Основной акцент сделан на развитии содержания и повышении качества СПО. Проведена реорганизация подведомственного учреждения, выполняющего функции обновления содержания образования: Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов профессионального образования переименован в Институт развития профессионального образования. Создан партнерский совет по взаимодействию с работодателями в рамках повышения качества подготовки кадров по запросу экономики. В его состав вошли крупнейшие промышленные компании страны: «Норильский никель», «Ростелеком», Челябинский трубопрокатный завод, Ассоциация развития финансовой грамотности, Центральный банк РФ, Объединенная судостроительная корпорация и другие.
При департаменте учрежден экспертный совет с целью совершенствования системы СПО и экспертной оценки новых проектов. Он объединил представителей НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Национального фонда подготовки кадров, Союза директоров ссузов России, Московского центра качества образования, Национального агентства развития квалификаций, Государственного института новых форм обучения, Российского союза промышленников и предпринимателей, Агентства стратегических инициатив2.
Можно выделить основные направления реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года:
1) Постоянное обновление содержания профессионального образования и обучения в соответствии с актуальными и перспективными требованиями к квалификации работников и развитием технологий:
– актуализация существующих ФГОС и разработка новых с учетом конгломерации квалификаций, профессий и специальностей (образовательная программа собирается по принципу «конструктора компетенций»);
В настоящее время ФГОС обновлены по 87 из 485 профессий и специальностей, еще 19 находятся на утверждении, в том числе по трем новым профессиям.
– учет профстандартов при разработке примерных образовательных программ (не ФГОС), обеспечение вариативности и гибкости ОП с тонкой настройкой под запросы конкретных работодателей, сокращение сроков обучения по программам СПО;
– возобновление работы реестра примерных ООП (не действует с 2019 года) в части образовательных программ СПО с обновлением соответствующей нормативной базы;
– формирование концептуальных подходов к разработке, использованию и обновлению учебных пособий, усиление контроля их качества, восполнение нехватки учебников по профессиональным циклам;
– повышение качества общеобразовательной подготовки посредством обновления методик и технологий преподавания с учетом профессиональной направленности программ СПО, включением элементов интенсивного обучения, прикладных модулей, применением ДОТ и ЭО, сетевых форм обучения, проведением ежегодных всероссийских проверочных работ;
– аттестация обучающихся и независимая оценка полученных компетенций студентов и выпускников СПО и их готовности к выходу на рынок труда в виде демонстрационного экзамена (на реальных практических задачах);
– повышение доступности и качества профобразования для лиц с инвалидностью и ОВЗ;
– организация международного сопоставительного исследования национальных систем СПО (с участием не менее пяти стран как минимум по пяти компетенциям) по разработанной в РФ методологии на основе оценки образовательных результатов обучающихся и их готовности к выходу на рынок труда;
– проведение фестивалей профессий и профориентационного тестирования школьников в рамках федерального проекта «Билет в будущее»;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
1. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 года №1632-р. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/71734878/ (дата обращения: 29.03.2018).
Учебная и научная литература, электронные источники:
2. Астафьева О.Н., Никонорова Е.В., Шлыкова О.В. Культура в цифровой цивилизации: новый этап осмысления стратегии будущего для устойчивого развития // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15. № 5. С. 516-531.
3. Белолипецкая А.Е. Концепция цифрового образования для подготовки квалифицированных кадров в России // Вопросы управления. 2017. №5 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-tsifrovogo-obrazovaniya-dlya-podgotovki-kvalifitsirovannyh-kadrov-v-rossii (дата обращения: 01.05.2021).
4. Белоусова Н.Н., Савельева Н.Н. Цифровые ресурсы как средство формирования профессиональных компетенций студентов техникума // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №1, https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN121.pdf (доступ свободный).
5. Головач В.М. Трансформация высшего образования в условиях развития цифровых технологий / В.М. Головач, О.А. Кривушина, А.В. Потапова // Вопросы образования и психологии: монография / гл. ред. Ж.В. Мурзина – Чебоксары: ИД «Среда», 2020.
6. Ершов А.Н., Салатова А.А. Развитие современного российского рынка онлайн-образования с позиций общества знания // Регионология . 2020. №3 (112). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sovremennogo-rossiyskogo-rynka-onlayn-obrazovaniya-s-pozitsiy-obschestva-znaniya (дата обращения: 01.05.2021).
7. Зардиашвили, М. Г. Информатизация культуры: тенденции развития PR-деятельности государственных учреждений культуры в цифровой среде / М. Г. Зардиашвили. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 202-205
8. Зубарев А.Е. Основания и условия подготовки зарубежных специалистов по цифровой экономике в Тихоокеанском государственном университете // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovaniya-i-usloviya-podgotovki-zarubezhnyh-spetsialistov-po-tsifrovoy-ekonomike-v-tihookeanskom-gosudarstvennom-universitete (дата обращения: 01.05.2021).
9. Зубарев А. Е. Цифровая экономика как форма проявления закономерностей развития новой экономики // Вестник ТОГУ. — 2017. — № 4.
10. Как пандемия повлияла на цифровизацию индустрии культуры и искусства // https://snob-ru.turbopages.org/snob.ru/s/entry/198547/ (дата обращения: 18.04.2021)
11. Левицкий, М. Л. Качество образования в эпоху глобальных информационных трансформаций / М. Л. Левицкий // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - № 10 (143). - С. 4-9
12. Мирошниченко М.А., Хуткубия М.Б., Лапенко Е.И. Трансформация образовательной среды на основе цифровизации и поведенческих моделей // ЕГИ. 2020. №1 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-obrazovatelnoy-sredy-na-osnove-tsifrovizatsii-i-povedencheskih-modeley (дата обращения: 24.03.2021)
13. Музычук В.Ю. Провалы государства в сфере культуры. Научный доклад. М.: ИЭ РАН, 2019.
14. Музычук В.Ю. Основные направления цифровизации в сфере культуры: зарубежный опыт и российские реалии // Вестник Института экономики РАН. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-tsifrovizatsii-v-sfere-kultury-zarubezhnyy-opyt-i-rossiyskie-realii (дата обращения: 01.05.2021).
15. Официальный сайт ТОГУ // https://pnu.edu.ru/ru/news/2020-03-24-pnu/ (дата обращения: 18.04.2021)
16. Пешкова Г.Ю., Самарина А.Ю. Цифровая экономика и кадровый потенциал: стратегическая взаимосвязь и перспективы // Образование и наука. 2018. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-i-kadrovyy-potentsial-strategicheskaya-vzaimosvyaz-i-perspektivy (дата обращения: 01.05.2021).
17. Сидоров, Л. Г. Образованный человек как субъект управления в формирующемся обществе знаний / Л. Г. Сидоров. - DOI 10.30853/manuscript.2019.6.31 // Манускрипт. - 2019. - № 6. - С. 152-157. - URL: https://www.gramota.net/ materials/9/2019/6/31.html (дата обращения: 05.05.2020).
18. ТОГУ и 15 ВУЗов России создают Консорциум «Цифровые университеты» // https://pnu.edu.ru/ru/news/2020-12-07-pnu/ (дата обращения: 18.04.2021)
19. Туракулова С.Т. К вопросу о возможности использования онлайн-платформ для интенсификации обучения в вузах // Молодой ученый. 2017. № 20. С. 497-499. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/154/43660 (дата обращения: 21.03.2021)
20. Фрайссин, Ж. Обучение в цифровых сетях: кооперативное обучение, колла-боративное обучение и педагогические инновации / Ж. Фрайссин. - DOI 10.15393/ j5.art.2016.3346 // Непрерывное образование: XXI век. - 2016. - № 4 (16). -С. 119-135. - URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3346 (дата обращения: 17.05.2020).
21. Ялунина Ж.Б. Использование ИКТ в образовании в США // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(75). URL: https://sibac.info/archive/guman/3(75).pdf (дата обращения: 21.09.2019)
22. Из 2020 в 2030: новая стратегия развития СПО // https://akvobr.ru/new/publications/158 (дата обращения: 13.03.2021)