Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Спортивный отбор представляет собой совокупность мероприятий, направленных на выявление тех или иных способностей и предрасположенностей к определенному виду спорта. Для этого используется целый комплекс методов, позволяющих выявлять способности ребенка.
Проблема спортивного отбора является едва ли не центральной проблемой в футболе, поскольку футбол представляет собой командный вид спорта, в котором многое зависит от правильности комплектования команд, от исходных данных команды. Команда представляет собой малый коллектив, который ориентирован на достижение единой цели. Поэтому при отборе участников и комплектовании игровых команд, необходимо учитывать не только физические параметры спортсменов, но и их психологические качества. Первостепенная значимость при этом отводится отбору тех спортсменов, которые имеют склонности к занятиям футболом. От склонностей во многом зависит успешность в осуществлении тех или иных видов деятельности.
Структура и объем исследования. Работа состоит из вступления, двух разделов, выводов, списка использованных источников в количестве 19 названий. Общий объем составляет 28 страниц печатного текста.
Глава 1 Общее понятие отбора спортсменов в спорте
Отбор и ориентация спортсменов командных игровых видов спорта - это длительный процесс, который меняется в зависимости от тенденций развития определенного вида спорта. Так, в футболе В.П. Губа выделяет 4 этапа отбора в зависимости от сочетания с этапами многолетней подготовки .
Первый (начальный) этап (7-9 лет) - этап первичного отбора. Рассматривается как этап предварительной подготовки, задачи которого состоят в том, чтобы заинтересовать детей занятиями футболом и заложить общий фундамент спортивного мастерства. Кроме этого, на данном этапе определяется пригодность детей к спортивному совершенствованию путем выявления их задатков, которые лежат в основе развития способностей, проводится оценка уровня двигательной активности.
Основной задачей этого этапа, по мнению многих исследователей спорта, является отбор одаренных детей и выявление их психомоторного статуса. Реализация этих задач, кроме специализированных форм учебно-тренировочных занятий, можно осуществлять в условиях уроков по футболу и секций учебно-тернировочных занятий, можно осуществлять в условиях уроков по футболу и секционного времени в общеобразовательных школах, а также в рамках подготовки и проведения соревнований на приз клуба.
Необходимо отметить, что целеустремленный спортивный отбор на этом возрастном этапе подготовки является достаточно сложным по ряду причин, среди которых:
а) у детей 7-9 лет желание заниматься футболом является еще недостаточно устойчивым, сформированным и незакрепленным;
б) основные значимые для футболистов качества и функции в этом возрасте развиты слабо, проявляются не очень четко, к тому же их трудно обнаружить.
Несмотря на перечисленные трудности, принципиальная возможность спортивного отбора детей в этом возрасте не исключается, что и подтверждают результаты наших исследований.
Второй этап (10-12 лет) - этап начальной специализации или вторичного отбора. Основной задачей второго этапа отбора является углубленное изучение соответствия предварительно отобранного контингента детей, по требованиям успешной специализации в избранном виде спорта. Наличие специальных качеств, свойств личности, элементарной специальной подготовленности позволяет определить уровень спортивной одаренности детей, их пригодность для совершенствования в футболе .
Как с педагогической, так и физиологической точек зрения, данный этап является, по мнению многих специалистов, самым благоприятным для начального спортивного отбора юных футболистов. Интересы детей уже являются достаточно устойчивыми, формируются и мотивы поведения в различных жизненных ситуациях. Все показатели, обусловливающие уровень физического и технико-тактического совершенствования юных футболистов, достаточно четко проявляются и оцениваются. На этом этапе вопросы отбора и комплектования групп набирают особую актуальность. Именно на этом этапе проводится основной отбор детей для занятий футболом.
Кроме того, возникает необходимость комплектовать однородные (типологические) группы с целью применения дифференцированной формы обучения. Осуществляется такой подход на основе учета уровня физической и техникотактической подготовленности детей, занимающихся футболом.
Третий этап (13-16 лет) - этап углубленной спортивной специализации. На этом этапе формируются способности, проявляющиеся в конкретной спортивной деятельности. Тренер-педагог обязан глубоко и всесторонне изучать каждого своего воспитанника, делать выводы о перспективности юного футболиста и определять его узкую спортивную специализацию.
Целесообразно выбирать для юных футболистов игровые амплуа с целью комплектования связок, звеньев и команды в целом. Делается это на основе оценки индивидуальных (физических, технико-тактических, психологических) особенностей юных футболистов. Кроме этого, именно на данном этапе есть смысл комплектовать юных спортсменов в однородные по уровню и темпам полового созревания группы и согласно таким показателям дифференцировать учебно-тренировочный процесс. Длительные и тщательно продуманные наблюдения за юными футболистами повышают надежность выводов тренера о правильности выбора игроком спортивной специализации.
Глава 2 Теоретические основы отбора и ориентации мальчиков 7 лет в футболе
2.1 Прогнозирование, отсев, моделирование в отборе
Прежде чем говорить о принципах и особенностях отбора, необходимо остановиться на некоторых понятиях и определениях. Это связано с тем, что на практике многие тренеры, говоря о каких-то моментах отбора, имеют в виду совершенно разные понятия.
Родители уже с самого детства начинают приводить своих детей в различные секции. Кто приводит ребенка для формирования общего физического развития, а кто-то надеется, что именно его ребенок станет будущим олимпийским чемпионом. Стоит отметить тот факт, что качество спортивной жизни ребенка зависит от множества факторов, начиная с наследственных факторов, и заканчивая желанием ребенка заниматься именно этим видом спорта. На первом этапе спортивного отбора, специалисту необходимо обратить внимание на то, не является ли стремление заниматься определенным видом спорта, желанием только родителей.
Основная форма организации учебно-спортивной и воспитательной работы по футболу – это спортивные секции. Задачей спортивных секций является способствование физическому развитию, подготовка высококвалифицированных спортсменов. В настоящее время существует определенная система организационно-методических мероприятий по отбору детей в спортивные секции. В рамках начального отбора необходимо учитывать ведущие условия, которые обеспечивают успешность деятельности в футболе. К таким условиям относятся:
- Обостренное чувство чести и самолюбия – дети, которые обладают этими качествами, могут выдержать трудности спортивной деятельности и решать сложные задачи;
- Близкая расположенность места жительства к секции, что обеспечивает более продолжительные и эффективные тренировки;
- Высокий уровень выносливости – данное качество трудно поддается тренировке, так как в большинстве своем является врожденным;
- Координационная одаренность – в футболе выполняется множество движений, что требует хорошей координации;
- Ребенок из спортивной семьи.
Перед вступлением в секцию футбола, необходимо пройти медицинский осмотр, на основе данных которого тренер определяет содержание занятий. Учебно-тренировочные группы формируются при учете возраста, физического развития, общей и специальной подготовленности.
При отборе необходимо учитывать скоростно-силовые способности ребенка, которые необходимы при выполнении игровых приемов; гибкость является важным показателем для овладения широкого арсенала ударов ногами, перемещений, сохранения равновесия и др. Основными методами спортивного отбора являются педагогические наблюдения, педагогические контрольные испытания, психологические методы исследования.
В рамках педагогических наблюдений, группа экспертов оценивает технические способности спортсмена и способности к овладению движениями. Данный процесс может осуществляться эпизодически и систематически – во время тренировок подготовительной группы в течение нескольких недель. Критериями качества двигательных действий выступают гибкость, количество технических приемов, способность к равновесию, точность действий и т.д.
Педагогические контрольные испытания – выполнение тестов, результаты которых позволяют выбрать наиболее координированных спортсменов и спортсменов, обладающих наиболее выраженными скоростными способностями, выносливостью. Тестирование скоростных качеств – бег на 30-60 метров, прыжки через скакалку на время. Скоростно-силовые показатели оцениваются с помощью таких методов, как прыжок с места, прыжок с места вверх и т.д. При оценке общей выносливости используют бег на средние дистанции и приседания. При оценке силы используют динамометрию, подтягивание и т.д.
Характеристик физического развития ребенка довольно много и методов, соответственно тоже. Важно учитывать тот факт, что оценка физической подготовленности ребенка является комплексом мероприятий и не ограничивается только физическими дисциплинами. На этапе оценки физической подготовленности, тренер способен выявить одаренных детей и стимулировать их интерес к спорту. Следовательно, тренеру необходимо взаимодействовать с общеобразовательными учреждениями с целью отбора на этап начальной спортивной подготовки.
2.2 Факторы выбора
Обычно при отборе в спортивные секции по футболу используют различные критерии, методы и организацию отбора. Это основные факторы выбора.
В качестве критерия выступают любые качества, черты и характеристики личности, которые могут оцениваться, либо измеряться во время отбора. Как правило, это количественные и качественные характеристики, которые свойственны спортсменам, которые достигают высокого уровня спортивного мастерства. В качестве основных критериев рассматривает те показатели отбора, которые с наиболее высокой степенью вероятности можно назвать показателями, определяющими успешного спортсмена в футболе.
К числу таких критериев можно отнести, к примеру координацию движений, которая является едва ли не основным критерием отбора в секцию по футболу. В свою очередь, критерии подразделяют на 3 категории: склонности, одаренность и способности.
Под склонностями подразумевают врождённые характеристики человека, которые определяют будущее способности. Это могут быть определенные анатомические, физиологические и психологические особенности человека, а также морфологические показатели .
Одарённость представляет собой уникальное сочетание таких качеств и характеристик человека, которые гарантированно обеспечивают успех в осуществлении различных видов деятельности, в том числе, в футболе.
Одарённость во многом определяет способности человека. Понятие одаренности включает в себя не просто владение техническими и тактическими приемами, но и определенные физические и психические качества, которые лежат в основе успешного овладения этими качествами.
2.3 Структура и организация первоначального отбора
В футболе вплоть до настоящего времени существует довольно мало исследований, которые были бы посвящены изучению проблемы первоначального отбора. Различные авторы по-разному исследуют этот вопрос и имеют различные представления о структуре первоначального отбора. Также различные авторы выделяют различные задачи этого процесса
В соответствии с исследованиями Шперлинга, отбор целесообразно рассматривать как процесс, который протекает в два этапа. Первый этап предполагает проведение ориентации и дальнейший прогноз возможных успехов в обучении в выбранном виде спорта. При этом дается индивидуальный прогноз на основании оценки основных критериев и показателей каждого ребёнка. Затем на основании индивидуальных профилей каждого отдельного ребенка, составляется предпочитаемый профиль команды.
Из отдельных избранных учащихся формируется команда. Такой этап довольно продолжительный, и обычно занимает от нескольких дней до нескольких недель. После этого можно переходить ко второму этапу отбора, основная задача которого состоит в отборе наиболее способных детей из всех тех, кто был зачислен на секцию футбола.
Таким образом, часть детей отсеивают, либо переводят в низовую команду. Формируется команда более способных учащихся. Этот этап отбора довольно длинный, его продолжительность в среднем колеблется от 1 до 2 лет. В настоящее время в футболе отмечается ранняя специализация, в связи с чем рекомендуется проводить отбор спортсменов в три этапа.
Первый этап является предварительным отбором. Он сводится к общей оценке степени одаренности ребенка, его способностям к игровой деятельности. Второй этап представляет собой повторный отбор. Это дальнейший отбор из тех кандидатов, которые уже предварительно были отобраны. Второй этап основывается на результатах тестирования. При этом первостепенная значимость отводится оценке тех качеств и черт характера, которые необходимы для участия в командных видах спорта. Третий этап представляет собой окончательный этап отбора, в ходе которого определяют способности учащегося к обучению и к выполнению игровых действий.
Продолжительность правильно организованного начального отбора составляет не менее полутора-двух лет с тех пор, как ребёнок поступил в спортивную школу. При этом отбор не заканчивается отбором и составлением группы начальной подготовки. На дальнейшем этапе также осуществляется отбор. Именно дальнейший отбор выступает в качестве основного условия, которое определяет эффективность дальнейшей подготовки спортивной команды.
Отбор включает различные мероприятия, в частности просмотр большого количества детей, проявляющих желание вступить в футбольную секцию. Немаловажная роль уделяется и активной деятельности тренера, которая должна быть связана с постоянным поиском новых лиц и талантливых игроков. Процесс отбора начинается с компанией и организацией просветительских мероприятий, которые проводят до того, как начнется отбор.
2.4 Методы отбора спортсменов в спорте
Для осуществления первоначального отбора в футболе, используется преимущественно 2 метода: игровой и тестовый. Рассмотрим эти методы подробнее. Игровой метод используется для того, чтобы определить уровень одарённости кандидатов. Для этого проводятся двусторонние игры. Характер этих игр может быть различным, и зависит от количества участников, от размера площади и от реализации различных настроек, в том числе от наличия ограничений (операции с мячом, различные задачи, которые стоят перед кандидатами). О целевых настройках одарённых детей можно судить с помощью экспертного метода.
Суть экспертного метода сводится к тому, что эксперты наблюдают за ребёнком в процессе игры, фиксируют отдельные критерии и делают выводы о его одаренности. При этом, чем больше опытных тренеров принимают участие в мониторинге, и чем выше их квалификация, тем эффективнее будет отбор и более качественным будет прогноз. Необходимо прислушиваться к мнению различных экспертов, делать обобщенный вывод .
Некоторые черты и качества личности можно выявить при помощи экспертного метода не только во время общения с участниками, но и непосредственно во время игры. При этом желательно организовать испытания таким образом, чтобы один и тот же участок принимал участие в нескольких игровых партиях с различными партнерами. Важно оценить уровень игрового мышления, в основе которого лежат такие показатели, как скорость реакции и скорость принятия решений. Также важно оценить эффективность тех решений, которые принял участник.
Заключение
Важная роль в спортивной подготовке уделяется организации отбора. Требования к спортсмену предъявляются в зависимости от того, какой вид спорта он выбрал. На самом начальном этапе занятий спортом, актуальной является проблема отбора. Это связано с тем, что существует довольно много желающих, которые хотят заниматься футболом. Однако, действующие спортивные секции футбола не состоянии принять всех желающих.
Кроме того, спортсмен, который выбрал в качестве специализации футбол, должен соответствовать определенным параметрам. Прежде всего, он должен соответствовать тем требованиям, которые предъявляет данный вид спорта к спортсмену. У спортсмена, который ориентирован на занятия футболом, должна быть к этому определенная предрасположенность.
Отбор исходит из тех задач, которые стоят перед спортивными школами. Эти задачи прописаны в государственных стандартах, и они всегда очень значимые и конкретные. В общем виде задачи спортивной подготовки в секции футбола можно свести к подготовке высококлассной резервной команды, которая будет задействована в футболе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бальсевич В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 1. – с. 33-31
2. Бомпа Т. Подготовка юных чемпионов / Т. Бомпа. – М.: Астрель, 2003. – 259 с.
3. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх / М.С. Бриль. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 128 с.
4. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. – М.: ФиС, 2003. – 176 с.
5. Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов [Текст] / М.А. Годик. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006. – С. 218-248
6. Губа В.П. Интегральная подготовка футболистов: учеб. пособие / В.П. Губа, А.В. Лексаков, А.В. Антипов. – М.: Советский спорт, 2010. – 208 с.
7. Гужаловский, А.А. Проблемы теории спортивного отбора [Текст] / А.А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 8. – С. 24-25
8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: ФиС, 2001. – 542 с.
9. Никитушкин, В.Г. Организационно - методические основы подготовки спортивного резерва [Текст]: Монография / В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, В.Г. Бауэр. – М.: Советский спорт, 2005. – 232 с.
10. Николаенко В.В. Рациональная система многолетней подготовки футболистов к достижению высшего мастерства: монография / В.В. Николаенко. – К.: Саммит- книга, 2014. – 336 с.
11. Орджоникидзе З.Г. Физиология футбола [Текст] / З.Г. Орджоникидзе, В.И. Павлов и др. – М.: «Человек», «Олимпия», 2008. – 240 с.
12. Осгашев Л.В. Прогнозирование способностей футболистов. / Л.В. Осташев. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 96 с.
13. Платонов К.К. Проблема способностей / К.К. Платонов. – М.: Наука, 2002. – 321 с.
14. Прокопьев Н.Я. Физическое развитие мальчиков 8 лет г. Тюмень занимающихся каратэ киокусинкай / Н.Я. Прокопьев, С.Ю. Глухов, Е.Т. Колунин // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – 2015. – №3. – С. 18-21
15. Сергиенко Л.П. Спортивный отбор [Текст]: теория и практика / Л.П. Сергиенко. – М.: Советский спорт, 2013. – 1048 с.
16. Серова Л.К. Профессиональный отбор в спорте [Текст]: Учебное пособие для вузов физической культуры / Л.К. Серова. – М.: Человек, 2011. – 160 с.
17. Солодков А.С. Возрастная физиология [Текст] / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. – 187 с.
18. Футбол. Поурочная программа для юных футболистов СДЮШОР и ДЮСШ [Текст]. – М.: Российский футбольный союз. Терра - Спорт, 2003. - 124с.
19. Шинкарук О.А. Отбор спортсменов и ориентация их подготовки в процессе многолетнего совершенствования [Текст]: на материале олимпийских видов спорта / О.А. Шинкарук. – К: Олимпийская литература, 2011. – 360 с.