Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Япония в начале XVI-XVII веков 6
1.1.Период Эдо 6
1.2.Европейцы и закрытие Японии 10
Глава 2. Отношения Японии с европейцами 15
2.1.Внешние связи 15
2.2. Европейцы и японцы 16
Заключение 21
Список литературы 25
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Япония на протяжении истории отношения между этими двумя государствами складывались непросто: военные конфликты и политические кризисы не раз приходили на смену сотрудничеству этих * стран в культурной и экономической сферах.
В европейском японоведении остается пока слабо изученной тема восприятия культурного наследия, политического, экономического и социального опыта Японии на разных этапах русско-японских отношений. Пути, которыми знания о Японии попадали в российское общество достаточно подробно изучены историками международных отношений.
Объект исследования – Япония на основе описания европейских путешественников и миссионеров XVI-XVII веков
Предмет исследования располагается в области социальной и культурной практики, где происходят непрерывные процессы воспроизведения представлений как социального опыта. Воспроизведение предполагает не только перенос, сохранение этого опыта, но и обновления его.
Целью исследования является анализ образа Японии в общественном сознании и культурной жизни XVI-XVII веков. Нас интересует процесс наделения смыслами, значениями различных историко-культурных феноменов, исходящих из страны Восходящего Солнца, что тождественно процессу познания другой страны через осознание собственной культуры и пройденного исторического пути.
Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть историю формирования представлений о Японии в XVI-XVII веков;
- показать каким образом сведения о японском обществе и культуре накапливались в русском общественном сознании в изучаемый период;
- охарактеризовать специфику восприятия Японии и «японского» в различных социальных слоях общества;
- проанализировать генезис и развитие представлений о Японии в научно-философских концепциях российских ученых и общественных деятелей.
Глава 1. Япония в начале XVI-XVII веков
1.1.Период Эдо
Токугава правили как сёгуны, наделенные императором обширными полномочиями, и как самые могущественные князья над примерно 250 другими японскими князьями ( даймё ), которые были в значительной степени автономными в своих соответствующих владениях (неофициально и уничижительно называемых Хань ) и из которых около четверть были в правительственном аппарате Токугава ( бакуфу ), проживающем в Эдо, и выполняли различные функции. Третьей константой политической системы был императорский двор в Киото .
Императорский двор был полностью отстранен от власти и изолирован. Население теоретически было разделено по конфуцианской модели на четыре класса, известные также в Китае и Корее: воины-ученые, земледельцы, ремесленники и торговцы ( ши-но-ко-сю ). Поменять будку было практически невозможно. Однако на практике социальный статус был важнее принадлежности к классу: в каждом классе имелось множество различий, не в последнюю очередь из которых основывались на экономических активах. Самураи в основном больше не возделывали собственность, принадлежащую им или передаваемую им самим, а выполняли их в замковых городах.услуги их хозяев в гражданской и военной администрации. Им было разрешено осуществлять лишь несколько видов коммерческой деятельности, и они в основном зависели от доходов от официальных и пенсионных ссуд .
Как и в Китае и Корее, ранние современные правители Японии также стремились к полному контролю над своими подданными, опасаясь социальной нестабильности и беспорядков. Фермеры, ремесленники и торговцы были исключены из политических постов и решений. Однако ожидалось, что они будут сами управлять своими делами в рамках местного и кантонального самоуправления. Принадлежность к профессиональной организации была предпосылкой для достойной жизни. В Японии домохозяйство - в основном идентично нуклеарной семье, в случае групп с более высоким статусом как родовое сообщество, сопоставимое со всем европейским домом ( т. Е.) - как мельчайшая социальная единица и ответственное сообщество. В деревнях и городских жилых районах несколько домохозяйств были объединены в группы, которые принимали участие в управлении и контроле села или жилого района. Неправомерное поведение одного члена сообщества часто приводило к наказанию всей группы. Любой, кто был исключен из своего статуса за серьезные правонарушения, считался бездомным и в значительной степени бесправным и оказывался на дне общества .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арай Эйдзи. Тюгокумукэ юсюцубоэки то кайсамбуцу (Морские ресурсы и экспортная торговля с Китаем). Токио, Ёсикавакобункан, 1975.
2. Алессандро Валиньяно. Предупреждения и предостережения по поводу обычаев и нравов, принятых в Японии // Книга японских обыкновений («Восточные арабески») / сост. А.Н. Мещеряков. М., 1999. С. 251–306
3. Волосюк О.В. Испания и Япония: первые контакты в XVI веке // Новая и новейшая история. 2014. №3. С. 25–38.
4. Волосюк О.В. Япония в письмах испанских иезуитов второй половины XVI в.: Косме де Торрес // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. Вып. 24. С. 507–516.
5. Волосюк О.В. Путь на Восток: испанский миссионер Франциск Ксавье // Новая и новейшая история. 2018. №3. С. 207–221.
6. Волосюк О.В., Нестерова О.А., Солодкова О.Л. Западный человек на Востоке: становление международных коммуникативных стратегий в Раннее Новое время // Человек: образ и сущность. 2016. №1. С. 122–152.
7. Искендеров А.А. Тоётоми Хидэёси. М., 1984.
8. Ким Э.Г. Недолгое свидание. Христианская миссия в Японии (1549–1614) // Книга японских обыкновений («Восточные арабески») / сост. А.Н. Мещеряков. М., 1999. С. 218–233.
9. Ким Э.Г. Первое японское посольство в Европу 1582–1585 гг. // История и культура Японии / отв. ред. В.М. Алпатов. М., 2002. С. 218–232.
10. Климов В.Ю. Христианство в Японии во второй половине XVI – начале XVII вв.: миссионеры, христианские даймё, источники (краткий обзор) // Миссионеры на Дальнем Востоке: материалы межд. науч. конф. Санкт-Петербург, 19–20 ноября 2014 г. / сост. В.Ю. Климов и др. СПб., 2014. С. 41–52.
11. Кудояров В.Н. Японо-голландские отношения в эпоху Эдо (1603–1867) // Вестник СПбГУ. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. 2013. №3. С. 54–61.
12. Каткова З. Д., Чудодеев Ю. В. Китай-Япония: любовь или ненависть? М. 2001.
13. Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б., Сырицын И. М. История Японии. М., 1988.
14. Ламерс Й.П. Японский тиран. Новый взгляд на японского полководца Ода Нобунага / пер. с англ. Р.В. Котенко. СПб., 2012.
15. Лещенко Н.Ф. Япония в эпоху Токугава. 2-е изд. М., 2010.
16. Масаки А. Нагасаки – город иезуитов. Общество Иисуса в Японии XVI века / пер. с яп. В.А. Онищенко. СПб., 2018.
17. Османов Е.М. «Христианское столетие» в Японии как переходный этап к новой внешней и внутренней политике государства // Вестник СПбГУ. Сер. 13: Востоковедение. Африканистика. 2009. Вып. 2. С. 43–57.
18. Роджерс Ф.Дж. Первый англичанин в Японии. История Уильяма Адамса / пер. с англ. Н.В. Зониной, А.М. Кабанова. М., 1987.
19. Пинто Фернан Мендес. Странствия / пер. с португал. И.А. Лихачёва. Предисл. и комм. Д.В. Деопика, Я.М. Света. М., 1972.
20. Письма острова Зипангу: штурман Уильям Адамс о себе и о японцах / пер. С.В. Гришачёва // Зеркало истории: Личность в истории /под ред. Н.И. Басовской. Вып. 4. М., 2000. С. 120–137.
21. Стрейс Ян. Три путешествия / пер. Э. Бородиной. Под ред. А. Морозова. М., 1935.
22. Франсиско Ксавье. Письмо в штаб-квартиру ордена // Книга японских обыкновений («Восточные арабески») / сост. А.Н. Мещеряков. М., 1999. С. 233–251.