Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, в связи с концепцией модернизации образования в Российской Федерации и ее основным положением о гармоничном развитии личности каждого учащегося, все еще наблюдается сниженный уровень активности и интереса учеников старшей школы к учебной деятельности, занятиям физической культуры и спортом, замедлением их не только физического, но и психического развития.
Эффективное решение данной проблемы невозможно без внедрения в процесс физического воспитания активных средств и методов педагогического воздействия, новых форм организации занятий. Все это обусловлено возможностью использования популярных видов спорта.
Одним из путей повышения эффективности физического воспитания является применение на уроках физической культуры различных современных физкультурно-оздоровительных технологий, которые позволяют обеспечить расширение и увеличение функциональных возможностей, повышение выносливости организма и профилактику заболеваемости старшеклассников.
В современном мире все больше специалистов в области физического воспитания сходятся во мнении, что уроки физической культуры должны иметь оздоровительную направленность, но при этом нельзя забывать о заинтересованности школьников в занятиях физической культурой и спортом. Для этого необходимо применять западные оздоровительные технологии, так как обучающиеся требуют современного подхода в обучении.
Сегодня, спортивные и оздоровительные технологии не являются достоянием личного опыта редких специалистов, а разрабатываются в соответствии с достижениями медицинской науки. Любая спортивно-оздоровительная техника включает в себя постановку целей и задач оздоровления, а также фактическое осуществление спортивно-оздоровительных мероприятий в той или иной форме. Технология включает в себя не только реализацию программы здоровья, но и определение уровня здоровья, тестирование физической подготовленности.
В соответствие с вышесказанным, в рамках данной работы, актуально провести теоретическое исследование с целью изучения особенностей применения западных оздоровительных технологий в физическом воспитании школьников 16 – 17 лет.
Цель курсовой работы: провести характеристику и методические особенности применения западных оздоровительных технологий.
В соответствие с целью в работе решались следующие задачи исследования:
1. Провести анализ литературных данных по теме.
2. Изучить и показать значимость особенностей западных оздоровительных технологий.
3. Выявить методические особенности применения западных оздоровительных технологий.
Объект исследования: западные оздоровительные технологии.
Предмет: методика применения западных оздоровительных технологий на уроках физической культуры у старших школьников.
Основной метод курсового исследования — реферирование и анализ научно-методической литературы.
Объем и структура курсовой работы определяются поставленными в ней целями и задачами. Она состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ЗАПАДНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Сущность и значение западных оздоровительных технологий
Одной из важнейших теоретических и практических проблем оздоровительной работы в старшей школе является внедрение и использование в процессе физического воспитания учащихся инновационных здоровьесберегающих технологий.
Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного и общего психического развития. Поэтому возрастает роль школы во всестороннем физическом развитии учеников.
Традиционная система занятий со школьниками недостаточно совершенна, поэтому традиционные программы были соединены с западными оздоровительными технологиями. Их использование в процессе физического воспитания старшеклассников, адаптированные к возрастным особенностям школьников, способствуют всестороннему развитию обучающихся.
К западным оздоровительным технологиям относят ритмическая гимнастика, шейпинг, степ-аэробика, слайд-аэробика, вело-аэробика, аквааэробика, бодибилдинг (атлетическая гимнастика), пилатес, калланетика. Данные технологии развивают силу и гибкость, улучшают телосложение, координацию движений, развивают чувство ритма, способствуют развитию изящества, свободы движений, повышают физическую работоспособность.
Занятия западными оздоровительными технологиями снижают риск сердечно-сосудистых заболеваний. У человека, занимающегося упражнениями по данным технологиям, сердце работает ритмично и экономно. Мощность сокращений его сердечной мышцы намного больше, чем у ведущих малоподвижный образ жизни, более развиты сосуды сердца, а в результате лучше питается сердечная мышца [39, с. 103].
Западные оздоровительные технологии способствуют обновлению организма и его функциональному совершенствованию. Каждый комплекс занятий ведет к достижению нескольких результатов: стать сильным и гибким, стройным и подтянутым, получить ощущение физического и психического расслабления, улучшить координацию движений, развить чувство ритма, повысить физическую активность, а также совершенствоваться в различных видах спорта.
Так под оздоровительными технологиями понимают профилактические, коррекционные и лечебные мероприятия, которые проводятся в отношении учащихся медицинским персоналом, работающим в образовательном учреждении, что требует активного участия администрации и всего коллектива данного учреждения.
Применение оздоровительных и лечебно-коррекционных технологий является наиболее эффективным на ранних этапах появления нарушений здоровья обучающихся — при функциональных расстройствах и на начальных этапах развития хронических заболеваний.
Для формирования здоровья необходимы:
- развитие способности к восприятию процессов внутренней и внешней среды;
- воспитание способности к созданию собственного информационного поля здоровья;
- обеспечение условий для эффективного воспроизведения организма в соответствии с новым планом;
- предупреждение формирования «синдрома хронической усталости» путем контроля стресса и его устранения [37, с. 42-43].
Одним из основных факторов здорового образа жизни современного человека является рациональная двигательная активность, которая проявляется в форме естественного передвижения (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде), игровых дисциплин, силовых и гимнастических комплексов, систем упражнений и различных нетрадиционных упражнений, обычно инновационного характера. Регулярная физическая активность значительно улучшает физическое здоровье, особенно состояние опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы, повышает иммунитет и положительно влияет на общий тонус человека. Сохранение и укрепление здоровья школьников является сложной социально-педагогической проблемой, требующей переориентации целей образования и образования. Быстро наступающая эпоха — это не просто выздоровление, то есть технологии сохранения здоровья и оздоровления имеют характерное направление, для которого улучшение качества организма посредством предотвращения движений, то есть модификация упражнений направлена не на коррекцию мышц, а на коррекцию движений — их кинематику суставов. Все это решается благодаря применению западных оздоровительных технологий на уроках физкультуры в старшей школе [39, с. 67].
Таким образом, для эффективного функционирования организма необходимы рациональный режим дня, правильное питание и физические упражнения. В практику воспитания здоровья естественным образом вписываются западные оздоровительные системы.
1.2 Разновидности западных оздоровительных систем
В основу западных оздоровительных систем положены упражнения, заимствованные из различных видов спорта и приспособленные к задачам оздоровительной физической культуры. Наибольшей популярностью пользуются джаз-аэробика, танцевальная аэробика, аква-аэробика, степ-аэробика, фитбол-аэробика, пилатес, ритмическая гимнастика, шейпинг, стретчинг и калланетика. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Аэробику называют одним из важнейших компонентов в общей структуре оздоровительных программ, так как она представляет собой элемент единого фитнес-комплекса. Аэробика — это движение под музыку, которое стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Существует большое количество видов аэробики. Среди огромного количества различных видов оздоровительной аэробики можно выделить четыре основных направления:
- гимнастическо-атлетическое (классическая аэробика, стретчинг);
- танцевальной направленности (джаз-аэробика, сальса-аэробика);
- циклического характера (степ, сайкл-аэробика);
- направление «восток-запад», соединившее европейскую и восточную культуры в сфере фитнеса (йога, таэ-бо, ки-бо).
Одной из распространенных видов аэробики можно назвать степ – аэробика. Это разновидность оздоровительной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арефьев В.Г. Основы теории и методики физического воспитания: учебник. – М., 2014. – 327 с.
2. Арагофская Э.И., Резанова В.Д. Физиология и физкультура. – М.: Просвещение, 2008. – 215 с., ил.
3. Аэробика: теория и методика проведения занятий/Учебное пособие для ВУЗов физической культуры. –Спорт Академ Пресс.-М., 2002
4. Грудина, С. В. Актуальность внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс школьников / С. В. Грудина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2982/
5. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методической конструктор. – М.: Просвещение, 2015
6. Бальсевич, В. К. Сущность новой парадигмы здорового образа жизни и перспективы ее реализации / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева. - Казань, 2011. 128 с.
7. Бруднев, Н. Некоторые вопросы перестройки внеурочной воспитательной работы [Текст] / Н. Бруднев // Воспитание школьников. - 2013. - №4. – С. 11.
8. Бушева Ж.И., Литовченко О.Г.. Аустер А.В. Морфологический статус детей старшего школьного возраста, занимающихся спортом // Теория и практика физической культуры. 2014. № 1. С. 96-99.
9. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - 1. - С. 23 – 25.
10. Бегун. И.С., Грибачева М.А. Методические рекомендации для учителей физической культуры по составлению годового и тематического планирования. Центр «Школьная книга» М.2007.
11. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования : материалы II Всероссийскойнаучно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова,А. В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
12. Воробьева, Н. Л. Игры и спортивные развлечения в школе и оздоровительном лагере для детей подросткового возраста / Н.Л. Воробьева. – М.: АРКТИ, 2013. – 200 c.
13. Давыдов В.В. Психическое развитие старших школьников. /Под ред. Давыдова В.В. - М.: Педагогика, 2002. – 210 с.
14. Каинов А.Н. Физическая культура 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся. – М.: Учитель, 2013. – 171 с.
15. Кныш Е.А. Функциональный тренинг и его значение в развитии физических качеств / Е.А. Кныш // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2017. - № 12(23).
16. Кулюткина М. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Кулюткина. – М.: Советский спорт, 2004.– С. 345.
17. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Теория и методика. – Т. I. – М.: ФАР, 2002. – 221 с.
18. Лебедев О. Е. «Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений» 2011г.
19. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
20. Макарова Т. Н. Планирование и организация методической работы в школе. М., 2012 г.
21. Методические рекомендации по изучению физического здоровья населения / Щепин О.П., Медик В.А., Швецов А.Г. и др. М.: РАМН, 2017. 139 с.
22. Мусакаев, М.Б. Направления и формы внеклассной работы / М.Б. Мусакаев, А.П.Ермолаев // Специалист. – 2015. – № 11. – С. 20-23.
23. Максачук, Е. П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П. Максачук. – М.: Спутник +, 2016. – 104 c.
24. Николаев Ю.М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования / Ю.М. Николаев. - http://lib.sportedu.ru/press/TPFK/2004N7/p2-10.htm.
25. Петров И.Н. Возрастные основы физического воспитания. - М., 2013. –225 с.
26. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 1-11 классы. mmo-ufk.ucoz.ru›publ/metodicheskij_kabinet/fgos/5
27. Пидкасистого П.И. Педагогика: учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Росс. Пед. Агентство, 2005. – 361 с. 21.
28. Сластенин И.Ф.Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2008. – 512 с. 22.
29. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: В 2-х кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 576 с.
30. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./ Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — Спб.: Питер, 2006. — 1896 с.
31. Пономарев Г.Н., Сайкина Е.Г., Лосева Н.А. Фитнес-технологии как путь повышения интереса и эффективности урока физической культуры в школе // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 8. – С. 55–60.
32. Сайкина Е.Г. Стратегическая роль фитнеса в модернизации физкультурного образования школьников: Монография. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. – 297с.
33. Сайкина Е.Г. Фитбол- аэробика и классификация её упражнений / Е.Г. Сайкина //Теория и практика физической культуры.- 2004. - № 7.- С. 43 - 47.
34. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учебное пособие/ Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
35. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М., 2013. – 512 с.
36. Миллер Э.Б. Упражнения на растяжку: Простая йога везде и в любое время / Э. Б. Миллер, К. Блэкмэн. - М.: Гранд 2000. - 229 с : ил.
37. Ульянова, И. С. Новые инновационные технологии в физическом воспитании школьников / И. С. Ульянова // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 42-49.
38. Физическая культура. Рабочие программы в соответствие с ФГОС среднего общего образования В.И.Лях. Предметная линия учебников,10 – 11 классы. В.И.Лях. М.: Просвещение, 2016г
39. Физкультурно-оздоровительные технологии: учебное пособие/сост. И. А. Ивко. Омск: Изд-во СибГУФК, 2009. 148 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.