Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. С переходом отечественной экономики к рыночной стадии своего развития изменился характер товарного обеспечения предприятий торговли от жестко централизованного, фондированные поставки - до свободных закупок материальных ресурсов. Существующий долгое время в нашей стране рынок продавца стал причиной игнорирования значимости закупок в системе предприятия, что привело к отсутствию опыта закупочной работы в рыночных условиях, недооценка влияния эффективности закупочной деятельности на результаты деятельности предприятия. Сегодня планирование связей с рынком закупок имеет для успешного функционирования предприятия торговли такое же важное значение, как и планирование рынка сбыта.
В этих условиях многие руководители предприятий торговли признают необходимость управления закупками и понимают, что это, скорее всего, процесс стратегический, который требует переосмысления целого комплекса методов и процедур, используемых много лет. В связи с этим актуальной встает проблема формирования эффективной закупочной политики предприятия.
Теоретические и практические аспекты организации закупочной деятельности отражены в научных трудах отечественных и зарубежных экономистов: А.И. Баскина, И. Варданяна, А.М. Гаджинського, Дж. Келли, М. Линдерс, Х. Фирона и др. В частности, в области торговли: И.А. Бланка, Б.А. Вейтца, Л.П. Дашкова, Г. Джонса, М. Леви, Л.А. Лигоненко, А.А. Мазараки, В.К. Памбухциянца, Ф. Панкратова, Т.К. Серегиной, И.М. Чумака.
Изучение опубликованных работ и практика хозяйственной деятельности свидетельствуют об отсутствии достаточного освещения принципиально важных вопросов, связанных с комплексной всесторонней оценке экономической эффективности закупочной политики. Существующие разработки вопросов экономической эффективности закупочной политики чаще всего касались оценки и обеспечения эффективности коммерческих сделок, то есть отдельных этапов осуществления закупочной деятельности. Однако закупочная политика составляется с учетом приоритетов и взаимодействия таких важных функций предприятия как финансы, маркетинг, транспортировку, хранение и другие, определяет объективную необходимость формирования закупочной политики, которая обеспечивала координацию и увязки внутренних функциональных требований в разрезе общей стратегии предприятия.
Цель работы – рассмотреть цели, задачи и этапы формирования управлени закупками предприятия.
Задачи:
1. Рассмотреть закупочную деятельность как объект управления;
2. Изучить цели, задачи и этапы формирования закупочной деятельности предприятия;
3. Рассмотреть методы закупочной деятельности;
4. Ознакомиться с характеристикой предприятия;
5. провести исследование закупочной деятельности;
6. предложить пути совершенствования процесса управления закупками в
ООО «Мобайл».
Предметом исследования данной работы является закупочная деятельность ООО «Мобайл».
Объектом исследования работы является предприятие ООО «Мобайл».
Методологической и теоретической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных экономистов и маркетологов, нормативно-правовые акты, инструктивные материалы.
Выводы и предложения, полученные в процессе выполнения данной курсовой работы, будут использованы в деятельности конкретного предприятия.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав с параграфами и заключения со списком литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Закупочная деятельность как объект управления
Работа любого предприятия зависит от наличия сырья, материалов товаров и услуг, которые поставляют ему другие организации. Даже самому небольшому офису для выполнения своих функций необходимы помещения, тепло, свет, средства связи и офисное оборудование, мебель и различные другие предметы. Ни одна организация, предприятие, учреждение не является самодостаточными.
Деятельность по организации и управлению закупками направлена на то, чтобы компания получила необходимые по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно выполняет свои обязательства, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене.
Закупочная логистика - это управление движением товарных и информационных потоков от поставщика к предприятию с целью удовлетворения потребностей в товарах и обеспечения экономической эффективности.
Логистика поставок - это комплексное планирование, управление и физическое обработки потока материалов, сырья, покупных частей и соответствующего информационного потока в процессе их перемещения от поставщика в сферу начального производственного складирования с целью оптимизации расходных и временных характеристик процессов.
Закупочная логистика, по нашему мнению, - это деятельность предприятия, осуществляется на оперативном уровне и направлена на оптимизацию материальных, информационных и финансовых потоков в процессе снабжения, складирования закупленных или произведенных самостоятельно товаров и (или) их подготовки к производственному использованию при оптимальных логистических затрат.
Функциями закупочной логистики является закупкам, доставки, приемки, размещения и хранения материально-технических ресурсов, их подготовки к производственному использованию во взаимодействии с транспортной, складской логистикой и логистикой запасов.
Под логистическим управлением понимают «процесс формулирования стратегии, планирования, управления и контроля за перемещением и складированием сырья, материалов, производственных запасов, готовых изделий и формированием информации от пункта возникновения до пункта использования (потребления) с целью эффективного приспособления и удовольствие потребностей клиента.
Логистическое управление закупками материально-технических ресурсов, с нашей точки зрения, это процесс стратегического и оперативного управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в ходе поставки, складирования материально-технических ресурсов, их подготовки к производственному использованию при оптимальных логистических затрат.
Различия между закупочной логистикой и логистическим управлением закупками материально-технических ресурсов приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Сравнение содержания закупочной логистики и логистического управления закупками материально-технических ресурсов
признак Закупочная логистика Логистическое управление закупками материально-технических ресурсов
методологическая основа Теоретические основы логистики Теоретические основы менеджмента и теоретические основы логистики
Место в системе наук составляющая логистики Составляющая логистического менеджмента
Продолжение табл.1.1
уровни управления оперативный уровень Стратегический и оперативный уровни
функции 1. Определение потребности предприятия в материально-технических ресурсах и решения, какие из них покупать, а какие производить самостоятельно.
2. Оптимизация размеров поставок и сроков закупок материально-технических ресурсов.
3. Оценка и выбор поставщиков и установление с ними партнерских отношений.
4. Транспортировка и складирование закупленных материально-технических ресурсов. 1. Определение стратегических и тактических целей логистического управления закупками материально-технических ресурсов.
2. Выбор стратегий закупочной логистики.
3. Принятие решений: по закупкам или собственного производства материально-технических ресурсов; при выборе поставщиков.
4. Планирование: оперативных и стратегических потребностей предприятия в материально-технических ресурсках; размеров поставок и сроков закупки материально-технических ресурсов ; транспортировки и складирования закупленных материально-технических ресурсов.
5. Формирование организационной структуры закупок материально-технических ресурсов.
6. Мотивация работников службы логистики предприятия и поставщиков.
7. Контроль: размеров поставок и сроков закупок материальный и технических ресурсов; транспортировки и складирования закупленных материально-технических ресурсов.
Раскрытие сущности закупочной логистики и логистического управления закупками материально-технических ресурсов позволило определить основные отличия между традиционными подходами к управлению закупками. (табл. 1.2).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Григорьев, М. Н. Коммерческая логистика: теория и практика : учебник для СПО / М. Н. Григорьев, В. В. Ткач. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 507 с.
2. Григорьев, М. Н. Логистика. Продвинутый курс. В 2 ч. Часть 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 341 с.
3. Григорьев, М. Н. Логистика : учебник для бакалавров / М. Н. Григорьев. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 836 с.
4. Конотопский, В. Ю. Логистика : учебное пособие для вузов / В. Ю. Конотопский. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 143 с.
5. Левкин, Г. Г. Коммерческая логистика : учебное пособие для вузов / Г. Г. Левкин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 375 с.
6. Левкин, Г. Г. Логистика: теория и практика : учебник и практикум для СПО / Г. Г. Левкин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 187 с.
7. Логистика и управление цепями поставок : учебник для СПО / В. В. Щербаков [и др.] ; под ред. В. В. Щербакова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 582 с.
8. Логистика и управление цепями поставок : учебник для академического бакалавриата / В. В. Щербаков [и др.] ; под ред. В. В. Щербакова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 582 с.
9. Логистика : учебник для академического бакалавриата / В. В. Щербаков [и др.] ; под ред. В. В. Щербакова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 387 с.
10. Лукинский, В. С. Логистика и управление цепями поставок : учебник и практикум для СПО / В. С. Лукинский, В. В. Лукинский, Н. Г. Плетнева. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 359 с.
11. Мельников, В. П. Логистика : учебник для СПО / В. П. Мельников, А. Г. Схиртладзе, А. К. Антонюк ; под общ. ред. В. П. Мельникова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 287 с.
12. Мельников, В. П. Логистика : учебник для академического бакалавриата / В. П. Мельников, А. Г. Схиртладзе, А. К. Антонюк ; под общ. ред. В. П. Мельникова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 288 с.
13. Неруш, Ю. М. Логистика : учебник для академического бакалавриата / Ю. М. Неруш, А. Ю. Неруш. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 559 с.
14. Неруш, Ю. М. Логистика : учебник и практикум для СПО / Ю. М. Неруш, А. Ю. Неруш. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 559 с.
15. Неруш, Ю. М. Логистика. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / Ю. М. Неруш, А. Ю. Неруш. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 221 с.
16. Сергеев, В. И. Логистика снабжения : учебник для СПО / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 384 с.
17. Куценко, Е. И. Логистика. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / Е. И. Куценко, Л. Ю. Бережная. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 234 с.
18. Дыбская, В. В. Логистика в 2 ч. Часть 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Дыбская, В. И. Сергеев. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 341 с.