Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в условиях роста конкуренции на рынке необходимо осуществлять поиск конкурентоспособных преимуществ предприятия. Одним из таких преимуществ можно считать эффективно организованное производство, для чего необходима быстрая и качественная логистическая система предприятия. Данная система должна быть организована с использованием научного подхода – на основе исследования логистических концепций, стратегий и технологий как основы принятия бизнес-решений.
Сегодня стремление предприятий к стабильности и выживанию в конкурентной среде становится важным побуждающим мотивом к выходу на мировые рынки, расширению международных операций, в том числе логистических. Это требует нового подхода к методам и способам осуществления транспортных процессов в рамках логистических систем на основе внедрения международных стандартов функционирования логистики, интеграции российских предприятий в современную структуру экономики.
Одним из элементов планомерной производственной работы является обеспечение складского хозяйства.
Внедрение нового подхода к управлению складским хозяйством предприятия позволит повысить эффективность деятельности специалистов, ускорит повышение эффективности работы в зависимости от сложности осуществляемой деятельности.
С целью совершенствования складского хозяйства предприятия целесообразно расширить источники и методы управления складским хозяйством.
Проблема исследования заключается в том, что низкая эффективность управления складским хозяйством является одним из основных препятствий на пути развития предприятия. Для решения данной проблемы следует принимать меры, среди которых – автоматизация управления складским хозяйством предприятия.
Данная работа актуальна потому, что позволяет решить ряд практических задач на основе полученных в исследовании выводов.
Цель – изучить организацию и управление логистическим сервисом на предприятии. Задачи:
провести теоретическое исследование основ логистического сервиса;
определить понятие и сущность логистического сервиса;
определить направления повышения логистического сервиса;
провести анализ логистического сервиса на примере ООО «Вега»;
провести анализ логистической системы;
определить направления совершенствования логистического сервиса;
изучить проектирование мероприятий по организации транспортно-логистической системы в ООО «Вега»;
провести экономическое обоснование проектных мероприятий.
Объект – ООО «Вега». Предмет организация и управление логистическим сервисом на предприятии.
В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.
Помимо этих трудов, следует обратить внимание на статьи в различных журналах, авторов которых также интересовала проблема управления складским хозяйством предприятия.
При этом есть ряд неизученных аспектов, и среди них, в первую очередь, выделяется проблема технического обеспечения процесса управления складским хозяйством. Актуальность проблемы и недостаточная степень ее разработанности определили в итоге тему данного исследования.
Теоретико-методологической основой исследования стали научные работы отечественных специалистов области управления складским хозяйством. В работе применялись такие общенаучные методы как описание, сравнение, анализ, синтез, аналогия, и эмпирические методы исследования: наблюдение, анализ статистических данных.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА
1.1. Понятие и сущность логистического сервиса
Логистический сервис является важным фактором конкурентоспособности. На сегодняшний день отечественные предприятия стремятся перенять опыт зарубежных компаний для повышения собственного уровня конкурентоспособности . Согласно Додориной И.В. и Литовченко В.Б. логистический сервис – это совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными, финансовыми и информационными потоками наиболее оптимальным (с точки зрения затрат) способом .
Для повышения логистического сервиса определяются его показатели, такие как: удовлетворенность потребностей клиентов, оперативность, снижение издержек на перевозки и др.
В настоящее время для повышения оперативности и своевременного информационного обеспечения решения задач в процессе управления развитием сложными техническими системами реализованы автоматизированные информационные системы, ориентированные на оперативную и аналитическую обработку информации в сфере логистики.
С целью автоматизации логистики на предприятиях производят следующие работы:
описание модели бизнес-процесса;
описание требований к разрабатываемой информационной системе;
разработка прототипа информационной системы;
разработка структуры метаданных;
описание разработанных объектов;
описание технологии работы с системой.
Разработанные системы позволяют:
автоматизировать математические расчеты по консолидации данных предприятия;
увеличит производительность работы персонала сферы логистики посредством автоматизации части выполняемых вручную операций;
снизит расходы на оплату труда персоналу;
сократит время обработки данных.
1.2 Повышение логистического сервиса
При повышении логистического сервиса предприятия составляют алгоритмы информационных систем. Алгоритм решения задачи логистики представлен на рисунке приложения 1. При наличии заказов составляется список адресов, на которые должен быть поставлен товар. Если заказы отсутствуют, цикл начинается с начала. При наличии двух и более адресов составляется оптимальный маршрут с учетом пробок, пожеланий поставщика, расстояния между контрольными точками. Если при исполнении маршрута на пути следования образуется пробка, программа вносит изменения в маршрут.
Программа включает склад в общую информационную деятельность предприятия. Как известно, как следует оформленное взаимодействие между подразделениями – необходимый элемент создания эффективного предприятия. Так, создание электронного документооборота между складом и производством, повышая скорость прохождения информации, позволяет существенно сократить сроки обработки заявок. Склад оперативно получает уже заполненные распоряжения, а менеджеры в режиме реального времени самостоятельно, не отвлекая звонками складских работников, знают, на какой стадии находится выполнение заказа, и оперативно реагируют на отклонения.
Модуль логистики обеспечивает автоматическое формирование маршрутов доставки. Строго говоря, работа модуля является полуавтоматической, в том смысле, что система всегда находится в состоянии ожидания команды от диспетчера доставки на автоматическое формирование очередного маршрута. И только после нажатия диспетчером кнопки «Путевой лист» системой выполняется комплекс действий и происходит оптимальное формирование нового маршрута. Или ничего не происходит, если система «считает», что очередной грузовик сейчас загружать и отправлять не надо (или нельзя).
Проект развития транспортного предприятия содержит в себе совокупность управленческих решений в области:
маркетинга;
стратегии производства и продаж;
организации и финансов.
Также он позволяет наладить деловые контакты с инвесторами:
банком;
инвестиционной компанией;
потенциальным партнером.
Бизнес в сфере грузоперевозок привлекает серьёзное внимание со стороны тех, кто хочет начать своё дело и кому нравятся автомобили и всё что с ними связано. Это один из самых популярных видов бизнеса.
Целями бизнес-плана являются:
1. Обоснование рентабельности выбранного вида деятельности;
2. Оценка ожидаемых финансовых результатов бизнеса;
3. Завоевание лидерства на рынке по показателям качества и по объему выполняемых перевозок.
Основная стратегия – предоставление полного ряда высококачественных услуг в области грузоперевозок.
Задачами в инвестиционный период являются:
- Приобретение десяти седельных тягачей DAF;
- Удовлетворение спроса на грузоперевозки.
Таким образом, с одной стороны, перечисленные изменения открывают перед компаниями новые возможности. Те, кто сможет предложить клиентам более эффективные подходы к организации логистики, подстроиться под меняющиеся направления грузопотоков и пережить задержки платежей, однозначно выиграют. С другой – неизбежное снижение грузоперевозок ударит по всем без исключения.
В дальнейшем ожидается существенный рост грузопотока. Клиенты традиционно увеличивают товарные запасы в регионах.
В дальнейшем, если не изменится политическая ситуация, продолжатся рост цен и снижение покупательной способности, образуется спад на рынке грузоперевозок.
Часть компаний будет вынуждена уйти с рынка: останутся самые стабильные и крупные, а также мелкий бизнес, зачастую работающий по «серым» схемам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бедаштов М.С. Логистический сервис как фактор повышения конкурентоспособности фирмы // В сборнике: Современная мировая экономика: проблемы и перспективы в эпоху развития цифровых технологий и биотехнологии. Сборник научных статей по итогам работы пятого международного круглого стола. 2019. С. 128-130.
2. Бережнова Е.Ю. Определение оптимального объема уровня логистического сервиса // В сборнике: 79-й студенческая научно-практическая конференция РГУПС. Ростовский государственный университет путей сообщения. 2020. С. 9-12.
3. Бураева Г.М. Логистические операции в системе технического сервиса СХ ПАО «БЕЛОРЕЧЕНСКОЕ» // В сборнике: состояние и инновации технического сервиса машин и оборудования. Материалы XII региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной памяти доцента М.А. Анфиногенова. 2020. С. 37-41.
4. Додорина И.В. Управление логистическим сервисом // Экономические исследования и разработки. 2019. № 3. С. 13-22.
5. Дорошенко А.А., Пархоменко Е.О. Логистический сервис в управлении туристическими потоками // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 10-7 (66). С. 151-155.
6. Завьялова Н.Ф., Поскряков И.А. Логистический сервис в торговле и его значение в современных экономических условиях // Транспортное дело России. 2020. № 5. С. 26-28.
7. Интеграционная модель логистического сервиса / Баймуханбетова Э.Е., Ергобек Д., Мараткызы Д. // В сборнике: Цифровые технологии в социально-экономическом развитии России: взгляд молодых. сборник статей и тезисов докладов XVI национальной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов с международным участием. 2020. С. 489-493.
8. Кириллова Л.Г., Бардасова Э.В. Логистические подходы к управлению бизнес-процессами на предприятиях сервиса // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 3. № 8 (104). С. 54-58.
9. Кохов Н.С. Логистический сервис - ключ к экономической эффективности предприятия // В сборнике: Экономика и государство: эффективное управление и взаимодействие. Сборник статей. Под ред. Т. М. Степанян. Москва, 2019. С. 173-176.
10. Криворучко О.Н. Понятия «логистический сервис» и «логистическое обслуживание» // Экономика транспортного комплекса. 2019. № 33. С. 31-44.
11. Курносова О.А. К вопросу нормативно-правового обеспечения логистического сервиса в Донецкой народной республике // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2020. № 3. С. 64-75.
12. Курносова О.А. Концепция управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях в условиях неоиндустриализации // Вестник Института экономических исследований. 2019. № 2 (14). С. 51-59.
13. Курносова О.А. Матрица стратегий управления взаимотношениями с контрагентами в системе логистического сервиса промышленных предприятий // Экономика и эффективность организации производства. 2019. № 29. С. 10-14.
14. Курносова О.А. Модель формирования стратегии логистического сервиса на промышленных предприятиях // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2019. № 1. С. 92-100.
15. Курносова О.А. Научно-методический подход к оптимизации бизнес-процессов в системе логистического сервиса промышленных предприятий // Новое в экономической кибернетике. 2019. № 4. С. 48-66.
16. Курносова О.А. Оценка качества организации системы логистического сервиса на промышленных предприятиях // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2019. Т. 5(71). № 1. С. 54-67.
17. Курносова О.А. Принципы и особенности управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях // Вестник Института экономических исследований. 2020. № 3 (19). С. 21-27.
18. Курносова О.А. Развитие логистического сервиса в промышленности донбасса в условиях неоиндустриализации: реалии и тенденции / В книге: Стратегическое управление социально-экономическим развитием: новые вызовы - новые решения. Балабанова Л.В., Головинов О.Н., Иванова Т.Л., Макеев В.А., Половян А.В., Полуянов В.П., Сардак Е.В., Терованесов М.Р., Тисунова В.Н., Брюханова Н.В., Гайдай И.Ю., Глызина М.П., Дынник Д.И., Зубрыкина М.В., Иванова Е.А., Иванова И.В., Капыльцова В.В., Климова П.А., Ковалева Н.А., Коробкин А.З. и др. Донецк, 2019. С. 130-143.
19. Курносова О.А., Амичба К.И. Оценка зрелости бизнес-процессов в системе логистического сервиса промышленных предприятий / В книге: Стратегическое управление социально-экономическим развитием: новые вызовы - новые решения. Балабанова Л.В., Головинов О.Н., Иванова Т.Л., Макеев В.А., Половян А.В., Полуянов В.П., Сардак Е.В., Терованесов М.Р., Тисунова В.Н., Брюханова Н.В., Гайдай И.Ю., Глызина М.П., Дынник Д.И., Зубрыкина М.В., Иванова Е.А., Иванова И.В., Капыльцова В.В., Климова П.А., Ковалева Н.А., Коробкин А.З. и др. Донецк, 2019. С. 143-153.
20. Леонова О.Ю. Логистические концепции стратегии качества обслуживания в транспортном сервисе // В сборнике: Современные проблемы железнодорожного транспорта. Сборник трудов по результатам международной интернет-конференции. В 2-х томах. Под общей редакцией К.А. Сергеева. 2019. С. 468-472.
21. Лепа Р.Н., Курносова О.А. Оценка влияния факторов внешней среды на эффективность взаимоотношений с контрагентами в системе логистического сервиса промышленных предприятий // Вести Автомобильно-дорожного института. 2020. № 1 (32). С. 56-66.
22. Маркова О.В. Современное состояние и перспективы развития логистического сервиса // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 9-1 (48). С. 161-163.
23. Матвеев В.В., Овчинникова А.В. Роль логистических сервисов в организации торговли // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2019. Т. 29. № 1. С. 48-54.
24. Молдабекова А.Т., Anatoli B. Качество логистического сервиса сухопутных портов: методика оценки и перспективы развития // Экономика: стратегия и практика. 2020. Т. 15. № 1. С. 139-151.
25. Петрова А.В., Хоничев А.Р. Анализ логистического сервиса предприятия на основе gap -модели // Вектор экономики. 2020. № 8 (50). С. 3.
26. Повышение роли логистического сервиса при выполнении транспортных услуг / Эглит Я.Я., Эглите К.Я., Ковтун А.А., Денисова Е.Р. // Транспортное дело России. 2019. № 2. С. 142-145.
27. Подобед Н.А. Придорожный сервис как элемент транспортно-логистической инфраструктуры ЕАЭС: факторы развития // В сборнике: Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, инновации. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2019. С. 469-474.
28. Развитие логистического сервиса в международном бизнесе / Павлова Е.И., Черпакова Е.В., Карлявина Е.В. // Транспортное дело России. 2019. № 2. С. 211-213.
29. Решение «build-to-suit» в сегменте терминально-логистического сервиса / Покровская О.Д., Заболоцкая К.А., Новикова И.Д. // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2020. Т. 17. № 1. С. 35-43.
30. Роготнева А.В., Ибрагимова Л.А. Разработка рекомендаций для модернизации логистического сервиса по построению маршрутов «ZIG - ZAG» // В сборнике: пути повышения результативности современных научных исследований. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 95-100.
31. Рыбаков Д.С. Методология scor как основа модели оптимизации затрат и уровня логистического сервиса предприятия // Логистика и управление цепями поставок. 2020. № 4 (99). С. 39-49.
32. Селина Е.А. Анализ комплексной оценки клиентоориентированности транспортно-логистического сервиса ОАО «РЖД» // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 28. С. 1158-1165.
33. Серикбекулы А., Кубайдолла Н.С. Современный логистический сервис, как условие ведения успешного бизнеса // В сборнике: Цифровые технологии в социально-экономическом развитии России: взгляд молодых. сборник статей и тезисов докладов XVI национальной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов с международным участием. 2020. С. 644-647.
34. Сиразетдинова А.Ф. Логистический сервис в современных транспортно-логистических компаниях // Вестник транспорта. 2021. № 1. С. 43-44.
35. Скибин Ю.В., Набойщиков А.В. Повышение эффективности логистического сервиса транспортных услуг на основе организации электронного документооборота компании // Наука и образование транспорту. 2019. № 1. С. 242-245.
36. Скоробогатова Т.Н., Шейко А.В. К вопросу о применении системного подхода в логистике: область логистического сервиса // Российский экономический интернет-журнал. 2020. № 1. С. 41.
37. Совместное использование цифровых логистических сервисов потребителями и производителями туристских услуг / Арбатская Е.В., Хорева Л.В., Щербаков В.В. // Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 3 (173). С. 255-263.
38. Тайгашинова К.Т., Ержанов А.К. Проблемы теории и методики управления, учета затрат сервиса логистических услуг // Статистика, учет и аудит. 2020. № 2 (77). С. 61-67.
39. Тебекин А.В. Возможности повышения эффективности предоставления услуг систем логистического сервиса (1PL - 5PL) в результате внедрения цифровых технологий // Маркетинг и логистика. 2021. № 1 (33). С. 63-72.
40. Толстухина М.В., Павлова Я.Ю. Региональный рынок предприятий логистического сервиса в республике Марий Эл // В сборнике: Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития Российской Федерации. материалы II-й Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 250-252.
41. Учирова М.Ю. Концептуально-организационные особенности управления логистическим сервисом // В сборнике: актуальные проблемы управления - 2018. материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Государственный университет управления. 2019. С. 161-163.
42. Флоринская Е.В. Формирование системы логистического сервиса на предприятии // В сборнике: актуальные проблемы современной науки. Сборник научных работ (статей) обучающихся. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хабаровский государственный университет экономики и права». Хабаровск, 2020. С. 91-94.
43. Хаишев А.Э. Повышение качества логистического сервиса ООО «ИКЕА» // Общество. 2019. № 2 (13). С. 55-58.
44. Харасова А.А. Понятие логистического сервиса и его виды // Мировая наука. 2020. № 11 (44). С. 283-285.
45. Шацких И.Н. Организация и роль логистического сервиса в развитии бизнеса // В сборнике: актуальные проблемы управления - 2018. материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Государственный университет управления. 2019. С. 163-166.