Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Психология мотивации является областью психологической науки, где труды практиков и разработки теоретиков имеют, пожалуй, равное значение. Проблему мотивации человека считают одной из основных в психологии. Мотивационный процесс, так или иначе, рассматривается почти всеми областями психологии. Направленность личности является существенной стороной мотивации, определяющей поведение человека. Научные взгляды на направленность личности не являются однозначными. По мнению одних ученых-психологов, направленность - это свойство личности, которое стоит в одном ряду с характером, темпераментом и способностями, другие считают, что направленность личности можно отнести к системе доминирующих мотивов. Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С.Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека.
Проблема направленности личности нашла отражение в трудах многих зарубежных и отечественных психологов. В понимании Б.И. Додонова - это система потребностей. К.К. Платонова считает, что направленность личности это совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений. По мнению Л.И. Божовича и Р.С. Немова она является «системой доминирующих у человека потребностей, мотивов, целей, интересов, которые направляют его социальную активность».
Другая сторона заключается в том, что эта система определяет направление поведения и деятельности человека, ориентирует его, детерминирует тенденции поведения и действий и, в конечном итоге, определяет облик человека в социальном плане (В.С. Мерлин). Последнее связано с тем, что направленность личности представляет собой устойчиво доминирующую систему мотивов, или мотивационных образований (Л.И. Божович), т.е. отражает доминанту, становящуюся вектором поведения (А.А. Ухтомский).
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что мотивационная структура личности в студенческом возрасте имеет свою специфику, а именно, характеризуется неконкретностью направленности личности.
Объект исследования: направленность личности и ее структура и формы.
Предмет исследования – мотивационная сфера личности.
Цель исследования – рассмотреть направленность личности: потребности, мотивы и цели.
Задачи исследования:
рассмотреть направленность личности: формирование, формы и виды;
определить мотив и мотивацию, виды личностных мотивов;
рассмотреть ценностные ориентации в системе потребностей личности;
изучить общую характеристику объекта и процедуры исследования;
дать анализ и интерпретацию результатов исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе вуза. Выборку составили студенты 1, 2, 3, 4 курсов дневной формы обучения (100 человек), направления специального (дефектологического) образования.
Практическая значимость нашей работы определяется тем, что содержательное выявление направленности личности создает возможность для анализа ее реальных отношений к себе и к миру, его ценностных ориентаций, особенностей мотивации и развития установок личности.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы; эмпирический анализ: методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реана, В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой; методика «Вербальная фантазия» (по Р.С. Немову и А.В. Михальскому); методика предельных смыслов (МПС) Д.А. Леонтьева. Автор методики: Д.А. Леонтьев.
Работа структурно состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы и приложения.
Глава 1 Теоретические аспекты направленности личности: потребности, мотивы и цели
1.1 Направленность личности: формирование, формы и виды
Направленность личности в психологии – совокупное объединение ее потребностей, способностей, желаний, убеждений, интересов, идеалов, ценностей и интересов. Вместе все это формирует смысл жизни для конкретной личности. Дает повод вставать по утрам и двигаться вперед. Психология издавна пытается понять способы формирования направленности личности. Пытается определить, каким именно образом человек получает все эти установки.
Направленностью личности в психологии объясняются многие ее побуждения и мотивы. Они нестабильны и постоянно влияют друг друга. Одновременно доминирующим является только один компонент, что и определяет основную линию поведения человека. Также все они объединяются в мотивационной сфере и формируют систему [10, с. 54].
Парадокс заключается в том, что человеческая жизнь начинает резко обретать смысл только столкнувшись с ограничениями. Нельзя желать противоположных вещей (вроде езды хорошего автомобиля и ходьбы пешком). Объяснить все довольно легко. Изначально человек напоминает обычный радиоприемник. Когда идет одновременный прием всех волн, получается белый шум. Однако, при отсеивании всех лишних каналов, он начинает передавать и получать информацию. При всем этом, кое-что закладывается изначально несмотря на то, что эти самые каналы порой могут очень сильно меняться, ядро всегда останется одним и тем же.
Значительный вклад в изучение феномена направленности личности внесли многие советские психологи. Всемирно известны концепции С.Л. Рубинштейна (о динамической тенденции), А. Н. Леонтьева (о смыслообразующем мотиве), Б.Г. Ананьева (об основной жизненной направленности) [1, с. 396].
По сути, направленность личности – это совокупность побуждений или мотивов человека. Проще говоря, направленность – это, то чего хочет человек и к чему он настолько привык стремиться, что эти устремления стали «опорой», «стержнем» его личности. Направленность личности, словно тенденция в моде, предопределяет в каком стиле будет жить человек.
Под термином «направленность личности» понимается мировоззрение, интересы, убеждения и желания человека. Эти качества формируются с помощью воспитания и нравственности общества. Маленький ребенок всегда смотрит на родителей, перенимая их привычки и страхи. Ориентация личности играет главную роль в самореализации и достижении целей.
Этапы формирования направленности личности:
1. Первой ступенью в структуре направленности является влечение.
2. После осознания индивидом влечения к нему приходит желание, а уже после – мотив, благодаря чему он понимает, какую цель преследует.
3. Следующим этапом является создание плана, но это происходит при том условии, если помимо желаний, у индивида появляется и стремление.
4. Когда человек имеет стремление, у него автоматически пробуждается интерес к новому делу.
5. На помощь к интересу приходит склонность, поэтому человек начинает добиваться желаемого, рисуя в голове идеал.
6. Идеалом является нарисованная в голове картинка, к которой стремится индивид.
7. Следующей ступенью является мировоззрение, благодаря чему человек регулирует свое поведение в обществе и строит планы на будущее.
8. Последним в списке является убеждение [10, с. 114].
Направленность личности выполняет следующие функции:
1. Направляющая помогает разобраться, куда идти, и осознать, к чему стремиться.
2. Побуждающая функция представляет собой свойство настраивать человека на активные действия.
3. С помощью регулирующей функции человек расставляет правильно приоритеты, отдавая себе отчет в том, что является более важным.
4. С помощью смыслообразующей функции человек осознает, зачем он прикладывал столько усилий.
Выделяют 3 основных вида направленности личности:
1. На себя. Основным мотивом для человека является реализация собственных замыслов. Такие личности не боятся социальной и другой ответственности, они отличаются целеустремленностью и смелостью. Они ко всему относятся очень серьезно и не любят перекладывать работу на других. Кроме того, такой тип людей не переносит критику в свой адрес и всегда ожидает вознаграждения. Они являются слегка агрессивными, так как любят испытывать дух соперничества.
2. На других. Основной характеристикой таких людей является общительность. Они не хотят быть лидерами и не очень любят брать на себя ответственность. Для них очень важны хорошие отношения в коллективе, поэтому они редко отстаивают свою позицию и подстраиваются под более сильных и успешных личностей.
3. На работу. Эта форма направленности характеризуется желанием профессиональной деятельности и дальнейшего развития. Такие люди настроены на познавательную работу, любят изучать новую информацию и являются очень требовательными [15, с. 74].
Чтобы направленность личности формировалась правильно, необходимо развивать мышление и повышать активность мозга.
Стоит выделить основные формы направленности личности в психологии:
1. Установки. Как правило, это неосознанные состояния, которые характеризуют готовность человека к какой-либо деятельности. Обычно возникают при неоднократном повторении какой-либо ситуации, ее также
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Артюхова, И.В., Совершенствование системы управления персоналом в рамках развития предприятия [Текст] / И.В. Артюхова, И.В. Мезенцева // Экономика Крыма. – 2019. – № 1. – С. 396-399.
2. Баженов, С.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Текст] / С.В. Баженов // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2018. Том 7, №4. – С. 84-85.
3. Базылевич, Т.Ф. Психология высших достижений личности.: Монография [Текст] / Т.Ф. Базылевич. - М.: Инфра-М, 2018. - 251 c.
4. Байдаков А.Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Текст]: учебное пособие / Байдаков А.Н., Черникова Л.И., Кенина Д.С. - М.:СтГАУ - «Агрус», 2017. - 116 с.
5. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения [Текст] / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2018. - 368 c.
6. Белинская, Е.П. Социальная психология личности [Текст]: учебное пособие / Е.П. Белинская. - М.: Академия, 2015. - 304 c.
7. Верхоглазенко, В. Система мотивации персонала: понятия и определения // HR-Portal. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/sistema-motivaciipersonala-ponyatiya-i-opredeleniya
8. Гусейнов, А.А. Античная этика [Текст] / А.А. Гусейнов. – М.: Гардарики, 2016. – 270 с.
9. Дедушева, Л.А. Социология и психология управления [Текст] / Л.А. Дедушева, М.Н. Кузина, Е.В. Астратенкова. - М.: Русайнс, 2019. - 352 c.
10. Колосова, О.А. Социология управления [Текст]: учебный словарь / О.А. Колосова, О.А. Куликова, Р.В. Леньков и др. - М.: Форум, 2018. - 336 c.
11. Кибанов, А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Текст]: учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева ; под ред. А.Я. Кибанова. – М. : ИНФРА-М, 2019. – 524 с.
12. Литвинюк, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика [Текст]: учеб. пособие для вузов / Гончарова С.Ж., Данилочкина В.В. – М. : Издательство Юрайт, 2018 – 398 с.
13. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Н. Лобанова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 482 с.
14. Мумладзе, Р.Г. Социология управления и управленческой деятельности [Текст] / Р.Г. Мумладзе, И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2019. - 480 c.
15. Мычка, С.Ю. Мотивация персонала в современных организациях [Текст] / С.Ю. Мычка // Совершенствование экономических и правовых отношений в современных российских условиях. Сборник материалов международной научно-практической заочной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2019. – С. 74-77.
16. Овсянникова, И. С. Мотивация как фактор успешности профессиональной деятельности [Текст] / И. С. Овсянникова // Молодой ученый. – 2017. – № 10 (144). – С. 374-378.
17. Пьянкова, Л.А. Проблема мотивации труда персонала // Вестник СибГИУ. 2020. №1 (31). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-motivatsii-truda-personala
18. Сорочайкин, А.Н. Информационное общество и теория управления персоналом [Текст] / А.Н. Сорочайкин // Основы экономики, управления и права. № 1(1). 2018. – С. 121-125.
19. Степанова, С.М. О некоторых аспектах создания мотивационного механизма в трудовой деятельности [Текст] / С.М. Степанова // Экономические науки. Сургут. 2019. № 2. – С. 87.
20. Фахрутдинова, Е.В. Качество свободного времени как показатель оценки качества жизни населения [Текст] / Е.В. Фахуртдинова // Экономические науки. 2018. – № 12 (109). – С. 80-83.
21. Хохлова, Е.Д. Современные подходы к мотивации персонала организации [Текст] / Е.Д. Хохлова // Молодой учёный. – 2019. – №46. – С. 364-366.
22. Худякова, П.В., Аршанская О.В. Современные представления о системе мотивации труда / П.В. Худакова, О.В. Аршанская // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №1–2. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-predstavleniya-o-sisteme-motivatsiitruda.
23. Шапиро, С.А. Социология управления [Текст]: учебное пособие / С.А. Шапиро, М.С. Соколова. - М.: КноРус, 2018. - 208 c.
24. Шарифовна, Г. А., Заработная плата как фактор мотивации к труду [Текст] / Г. А. Шарифовна, Г. Л. Фагимова, Т. А. Рустемовна. – Волжск.: Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева, 2019. – № 3.
25. Шубина, Н.А. Материальное и нематериальное стимулирование труда: организационный опыт и общественное мнение [Текст] / Н.А. Шубина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(23). – С. 267-269.